Военно-морской флот России


7 июня 1903 г. Сформирован Владивостокский отряд крейсеров

Описание  

 

     
Самостоятельное тактическое соединение крейсеров русского флота с базированием на Владивосток предусматривалось морским командованием еще в 1901 году, но состав “Отряда крейсеров эскадры Тихого океана” определился только к весне 1903 года. Его основу должны были составить броненосные крейсера “Россия”, “Громобой”, “Рюрик”, бронепалубный крейсер “Богатырь” и пароходы Добровольного флота “Москва” и “Херсон”. Кроме этих кораблей Владивосток должен был защищать оборонительный отряд в составе канонерских лодок “Кореец”, “Манджур”, “Бобр”, “Сивуч”, минного транспорта “Алеут”, военных транспортов “Камчадал” и “Якут”, миноносцев № 201, 202, 209 и 6 миноносок для охраны рейда и минных заграждений. По замыслу командования отряд должен был защищать Владивосток с моря, отвлекать силы японского флота от главной базы флота Тихого океана - Порт-Артура, и использоваться для крейсерских действий на коммуникациях противника.

Официально Владивостокский отряд крейсеров был сформирован 7 июня 1903 года. После этого во Владивосток прибыли еще семь номерных миноносцев, но канонерские лодки и пароход Доброфлота “Москва”, выполнявший при эскадре функции быстроходного вспомогательного крейсера, во Владивосток не попали.

Боевую компанию отряд начал 18 января 1904 года, а 22 января его возглавил капитан I ранга Н.К. Рейценштейн. Первый выход в море состоялся 27 января - в первый день русско-японской войны. Через два дня артиллерийским огнем крейсеров был потоплен первый японский транспорт. Но затем корабли попали в сильный шторм и вынуждены были 1 февраля вернуться на базу.

После начала боевых действий сообщение с Порт-Артуром было нарушено, и отряд вынужден был действовать самостоятельно. Начальник отряда был наделен правами командующего флотом, а сам отряд 25 февраля 1904 года был преобразован в “Отдельный отряд крейсеров флота Тихого океана”. С этого же дня, по приказу только что приехавшего в Порт-Артур вице-адмирала С.О. Макарова, в командование отрядом вступил контр-адмирал К.П. Иессен.

С 8 апреля по 14 апреля 1904 года все 4 крейсера и миноносцы № 205 и № 206 совершили рейд к побережью Кореи, где торпедами миноносцев и крейсера “Россия” потопили 3 транспорта с военным грузом для Японии.

После решения послать с Балтики на Дальний Восток еще одну эскадру, структура флота Тихого океана была реорганизована. 12 мая 1904 года отряд крейсеров получил название “Отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры флота Тихого океана”. Но в это время в его составе насчитывалось уже только 3 крейсера, так как 2 мая в Амурском заливе у мыса Брюса сел на мель и получил повреждения крейсер “Богатырь”.

31 мая три крейсера под командованием вице-адмирала П.А. Безобразова вышли в очередной рейд. 2 июня артиллерией и торпедами были потоплены 2 транспорта, причем на одном из них находилось свыше 1000 японский солдат и офицеров и 18 280-мм осадных гаубиц, которые доставлялись к Порт-Артуру. Еще один транспорт с 1350 солдатами и офицерами был подорван двумя торпедами, но остался на плаву. На следующий день крейсера захватили и отправили с призовой командой во Владивосток пароход “Аллантон” с военной контрабандой. 7 июня отряд вернулся домой. Вскоре 3 миноносца привели в порт из набеговой операции на Хоккайдо еще одну шхуну.

В очередное крейсерство, продолжавшееся с 15 по 20 июня, отряд вышел в составе 3 крейсеров, 7 миноносцев и транспорта “Лена” (бывший “Херсон”). После обстрела в Гензане портовых строений и уничтожения парохода и парусника, “Лена” и миноносцы были отправлены во Владивосток (из-за повреждения руля один из них пришлось затопить), а крейсера продолжили плавание вдоль японских берегов. Вечером 18 июня им удалось оторваться от посланной на перехват японской эскадры и отбить атаку вражеских миноносцев, добившись попаданий в два из них. На следующее утро наши крейсера захватили и отправили во Владивосток еще один пароход.

Во время рейда с 4 по 19 июля были потоплены большой пароход и несколько шхун и захвачены пароходы “Арабия” и “Калхас”. Но большее значение в этой операции имел психологический успех: судоходные компании мира резко сократили рейсы судов в Японию, а эскадра японских крейсеров адмирала Камимуры вынуждена была отойти от Порт-Артура к берегам Японии.

Наиболее героические страницы в свою летопись вписали крейсера Владивостокского отряда 1 августа 1904 года. “Россия”, “Рюрик” и “Громобой” вышли в море чтобы оказать поддержку, прорывавшейся из осажденного Порт-Артура, эскадре контр-адмирала В.К. Витгефта. В предполагаемой точке встречи с кораблями Витгефта крейсера встретились с 6 японскими крейсерами и вынуждены были принять беспримерный в истории парового броненосного флота бой, который продолжался более 5 часов. Героически сражаясь, русские крейсера нанесли противнику значительные повреждения, но “Рюрик” погиб. “Россию” и “Громобой” контр-адмирал Иессен сумел привести во Владивосток, где они встали на ремонт.

20 декабря 1904 года, в день падения Порт-Артура, Владивостокский отряд был переименован в “Отряд крейсеров в Тихом океане”. После того, как в мае 1905 года эскадра вице-адмирала З.П. Рожественского погибла в Цусимском бою, а в июне японцы захватили Сахалин, возникла реальная угроза распространения войны на материковую часть России. Для защиты российского приморья было создано объединенное командование обороной края во главе с генералом Г.Н. Казбеком, а отряд крейсеров подчинили начальнику Отдельного отряда судов охраны вод Уссурийского края. Оставаясь в конце войны единственным боевым соединением русского флота на Тихом океане, Владивостокский отряд представлял Россию во время заключения перемирия на море в августе 1905 года.

После окончания русско-японской войны, 11 ноября 1905 года по предписанию Главного Морского штаба отряд крейсеров отправился на Балтику. 30 марта 1906 года по прибытии в Либаву штаб отряда окончил кампанию, а отряд был расформирован.