Военно-морской флот России


12 июня 1897 г. Затонул броненосец “Гангут”

Описание  

 

     
Летом 1894 года младшему флагману практической эскадры Балтийского флота контр-адмиралу С.О. Макарову поручили провести испытания нескольких новых кораблей, которые вскоре должны были пополнить состав российского флота. Среди них был и эскадренный броненосец “Гангут”. Кроме официального отчета об испытаниях С.О. Макаров представил Морскому техническому комитету (МТК) специальные записки о недостатках в обеспечении непотопляемости на броненосце, в которых дал перечень конкретных мероприятий, необходимых для исправления положения. После обсуждения записок МТК представил 15 пунктов работ, которые целесообразно было дополнительно выполнить на “Гангуте”. В их числе была установка водонепроницаемой переборки от нижней до верхней палубы. Однако полностью выполнить все решения МТК уже не представлялось возможным, так как броненосец был почти готов. Кроме того, он получился перегруженным почти на 1000 тонн.

Летом 1895 года броненосец плавал в Финском заливе и Балтийском море в составе Практической эскадры. В кампанию 1896 года “Гангут” вместе с броненосцем “Петр Великий” совершил учебный поход по маршруту Кронштадт - Гельсингфорс - Либава - Рижский залив - Ревель. Когда по окончании учений корабль возвращался в Кронштадт, в проливе Бьерке-Зунд он получил пробоину в днище от удара о подводный камень. Прибыв на “Гангут” с “Петра Великого” С.О. Макаров организовал борьбу за живучесть. Под пробоину завели парус и начали откачивать воду. На этот раз беда миновала, и вскоре аварийный броненосец своим ходом пришел в Кронштадт. 5 сентября он встал на ремонт в Константиновский док.

В 1897 году “Гангут” опять находился в составе Практической эскадры. 12 июня броненосец под флагом командующего эскадрой вице-адмирала С.П. Тыртова проводил учебные стрельбы у банки Ситта Гатту (Выборгская) в Выборгском заливе. На борту находилось 582 человека: экипаж, штаб эскадры, воспитанники Технического училища, ученики Петербургского мореходного класса, лоцманские штурманские ученики, музыкантская команда эскадры. Окончив стрельбы, в 15 ч. 40 мин. “Гангут” тихим ходом направился к Транзунду. Промеры глубин по курсу корабля не производились с 1834 года, и вскоре “Гангут” наскочил на необозначенную на карте скалу. На корабле почувствовали небольшой толчок, а кочегары услышали скрежет под днищем. Почти сразу же в правую носовую кочегарку хлынула вода, которая постепенно стала затапливать и левую кочегарку, а также коридор крюйт-камеры 229-мм орудий.

На “Гангуте” сразу запустили все водоотливные средства. В 15 ч. 50 мин. были остановлены главные машины. Команда действовала спокойно, как на учении: двери водонепроницаемых переборок, люки и горловины тщательно задраивались, началась разводка паров во вспомогательных котлах, под предполагаемое место пробоины начали подводить пластырь, но вода продолжала прибывать. Через общий дымоход она залила все котельные, где не было переборок. Броненосец потерял ход, остался без света и водоотливных средств. На броненосце текли швы водонепроницаемых переборок, вода поступала через отверстия пропущенных заклепок, отсутствовавшие сальники, неплотности резины дверей люков. Броненосец погружался, а до ближайшего берега оставалось 6 миль. По приказанию вице-адмирала С.П. Тыртова на Транзундский рейд к другим кораблям эскадры отправили вельбот. В 16 ч. 40 мин. крен броненосца достиг 7 градусов на правый борт, поэтому в отсеки левого борта приняли около 70 тонн воды. Крен уменьшился до 1 градуса и оставался таким в течение получаса, после чего корабль стал крениться уже влево.

После многих и трудных попыток все же удалось подвести под днище тент и штатный пластырь, но они не смогли полностью остановить поступление воды. Внутри корабля борьба за живучесть велась при свечах. Отверстия в переборках затыкались деревянными пробками и ветошью, на крышки люков ставились упоры, подкреплялись переборки, воду откачивались ручными помпами и даже ведрами. В 18 часов возобновилась работа части водоотливных средств от вспомогательного котла, но его паропроизводительности не хватало, и осадка корабля вскоре возросла на 2 м.

Только в 19 часов к аварийному броненосцу подошел миноносец, а затем и другие корабли. С крейсера “Африка” на “Гангут” завели буксир, но к этому времени крен броненосца достиг уже 10 градусов, что угрожало его опрокидыванием при буксировке и гибелью сотен людей. Стало ясно, что корабль обречен. Вице-адмирал С.П. Тыртов дал приказ оставить броненосец. В 21 ч. 40 мин., через 9 минут после отхода последней шлюпки, “Гангут” повалился на левый борт и скрылся под водой.

Гибель “Гангута” заставила Морское министерство обратить внимание на вопросы обеспечения непотопляемости. В письме к С.О. Макарову известный кораблестроитель В.И. Афанасьев написал: “Злополучный “Гангут” был той дубиной, под ударами которой признали, наконец, правильность Ваших требований”.

Броненосец “Гангут” продолжает покоиться на 29-метровой глубине, являясь объектом посещения аквалангистов.