Военно-морской флот России


18 июня 1918 г. Под Новороссийском затоплены последние корабли российского ЧФ 

Описание  

 

     
Согласно пятому пункту, заключенного 3 марта 1918 года в Бресте, договора с Германией все русские военные корабли должны быть или переведены в российские порты, или разоружены. На Балтике большая часть кораблей базировалась в Ревеле и Гельсингфорсе - городах ставших независимыми Эстонии и Финляндии. В марте-апреле 1918 года с огромным трудом, отказавшиеся уничтожать свои корабли, моряки спасли главные силы Балтийского флота (более 200 кораблей) и перевели их в Кронштадт и Петроград.

На Черном море все главные базы флота находились на территории Украины, правительство которой заключило договор с Германией, после чего немецкие войска вошли на ее земли. К середине марта ими были заняты Одесса и Николаев. В двадцатых числах апреля германские части практически без сопротивления вошли в Крым. Возникла угроза захвата главной базы Черноморского флота – Севастополя. После того, как 29 апреля неприятельские разъезды появились на окраинах города, команды линкоров “Воля” и “Свободная Россия” попросили принять командование над флотом контр-адмирала М.П. Саблина и капитана I ранга А.И. Тихменева. Чтобы выиграть время Саблин приказывает поднять на кораблях украинский флаг и направляет к германскому командованию в Симферополь парламентеров. В ночь с 29 на 30 апреля севастопольский рейд покидают 14 эсминцев и миноносцев, вспомогательный крейсер, 10 катеров-истребителей, а также 8 транспортов с красноармейцами. Их ведет командир эсминца “Калиакрия”, один из героев обороны Порт-Артура капитан 2 ранга Е.С. Гернет. Все корабли отряда утром 1 мая приходят в Новороссийск. В Севастополе около линкоров остались только 4 эсминца.

В Симферополе черноморским парламентерам ответили, что на их предложения ответ дадут через две недели, а на это время наступление на Севастополь не будет приостановлено. После этого контр-адмирал Саблин приказал парламентерам возвратиться, а всем кораблям и судам, способным выйти в море, приготовиться к походу. В 12 часу ночи 30 апреля, уже под выстрелами немецких полевых орудий, установленных на Северной стороне, корабли, не открывая ответного огня, вышли из бухты. Только эсминец “Гневный” выскочил на берег и после безуспешных попыток сняться был подорван командой. В эту ночь был также взорван, стоявший на ремонте, миноносец “Заветный”. В Севастополе остались 7 старых броненосцев, 3 крейсера, 11 миноносцев, 16 подводных лодок и 4 плавбазы. Эти корабли и портовые сооружения не были взорваны, так как сформированная накануне подрывная партия разбежалась. На этих кораблях по приказу контр-адмирала М.М. Остроградского был поднят украинский флаг, но фактически их контролировать сразу стало германское командование.

Вечером 1 мая второй отряд Черноморского флота вошел в Цемесскую бухту Новороссийска, мало приспособленную для длительного базирования такого количества кораблей. Охрану порядка в городе взяли на себя матросские патрули. В последующие дни в городе были прекращены грабежи и большевистский террор. 4 мая на общем собрании представителей кораблей командующим флотом был избран контр-адмирал Саблин.

11 мая 1918 года Германия предъявила Советскому правительству ультиматум с требованием вернуть ушедшие в Новороссийск корабли обратно в Севастополь, угрожая в противном случае продолжить наступление на Петроград и вдоль черноморского побережья. Телеграмма с таким же требованием была отправлена в Новороссийск. В это время там находились 2 линкора, 10 эсминцев-“новиков”, 6 угольных миноносцев и 10 малых кораблей.

24 мая Председатель Совнаркома В.И. Ленин отдал письменное распоряжение: “Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно”. Срочно в Новороссийск с соответствующим приказом был направлен член Коллегии Народного комиссариата по морским делам И.И. Вахрамеев, но ему не удалось убедить команды черноморцев в необходимости затопить свои корабли. Значительная часть экипажей высказалась за гибель в открытом бою. Черноморский флот, так же как Балтийский, отказывался подчиниться приказу Москвы. В Москву с докладом выехал контр-адмирал Саблин. Он собирался просить не топить стоявшие в Новороссийске последние корабли российского Черноморского флота и отменить соответствующие директивы от 9 и 13 июня. Вместо него исполнять обязанности командующего флотом был назначен А.И. Тихменев.

В Москве М.П. Саблин был арестован, но, благодаря сочувствующим морякам из караула, ему удалось бежать и через некоторое время перейти в Вооруженные Силы Юга России. Впоследствии ему удалось путем переговоров с командованием англо-французских оккупационных войск и турецким правительством получить обратно часть российских кораблей и судов. С вновь поднятыми Андреевскими флагами они были переведены в Бизерту. Вице-адмирал М.П. Саблин скончался от болезни 17 октября 1920 года и был похоронен в Севастополе.

Но это случится позже, а в середине июня 1918 года по личному распоряжению В.И. Ленина в Новороссийск вместо И.И. Вахрамеева был послан Ф.Ф. Раскольников, получивший особые полномочия и единственный приказ - потопить флот любой ценой. Но посланец Москвы почти опоздал. 17 июня 1918 года линкор “Воля”, вспомогательный крейсер и шесть эсминцев ушли в Севастополь, а эсминец “Громкий” был затоплен в 3 милях от берега.

18 июня к 4 часам утра все оставшиеся в порту корабли были выведены на рейд Цемесской бухты. Первым от взрыва торпеды эсминца “Керчь” погибает эсминец “Фидониси”. Затем с открытыми кингстонами и клинкетами идут на дно остальные эсминцы. После подрыва “Фидониси” командир “Керчи” В.А. Кукель приказывает выпустить две торпеды по линкору “Свободная Россия”. Одна из них взорвалась под кораблем, другая прошла мимо. Только взрыв шестой торпеды “Керчи” образовал большую пробоину в борту линкора. Теряя трехорудийные 12-дюймовые башни, он перевернулся вверх килем и скрылся под водой. На утро следующего дня эсминец “Керчь” был затоплен в районе Туапсе.

21 июня в Москве получили лаконичную телеграмму Ф.Ф. Раскольникова: “Приехав в Новороссийск... взорвал на внешнем рейде все находившиеся... к моему приезду суда...”. В тот же день Ревтрибунал при ВЦИК вынес смертный приговор руководителю “Ледового перехода” балтийских кораблей А.М. Щастному, приведенный в исполнение в ночь на 22 июня. Инициатор увода кораблей в Новороссийск капитан 2 ранга Е.С. Гернет в 1920 году был назначен командующим красной Азовской военной флотилией. Затем он служил в Шанхае в качестве морского эксперта командарма Блюхера. 1 мая 1935 года сотрудник Гидрографического управления Севморпути Е.С. Гернет был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Японии, выслан в Казахстан, где и скончался 8 августа 1943 года.

Уничтожение Черноморского флота и подавление инакомыслия на кораблях Балтийского флота обеспечило “мирную передышку”, столь необходимую в то время власти большевиков.