Военно-морской флот России


21 июня 1845 г. Родился адмирал Ф.В. Дубасов

Описание Фотографии

 

     
Федор Васильевич Дубасов родился 21 июня 1845 года в Тверской губернии в старинной дворянской семье, со времен Петра Великого неразрывно связанной с морской службой. Его прапрадед, бомбардир Автоном Дубасов, геройски погиб в 1709 году при взятии на абордаж шведского бота “Эсперн”. С тех пор в родовом гербе Дубасовых появилось изображение серебряной галеры с золотыми веслами.

Следуя семейной традиции, Ф.В. Дубасов поступил в Морской кадетский корпус. В 18 лет совершил свое первое кругосветное плавание. По возвращении в Санкт-Петербург, Дубасов учится в Морской академии, которую успешно оканчивает в 1870 году. Затем 7 лет служит на кораблях Балтийского флота.

С началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов лейтенант Ф.В. Дубасов в составе группы офицеров-балтийцев прибывает на Дунай. В ночь на 14 мая 1877 года 4 катера с шестовыми минами под его командованием дерзко атакуют и топят турецкий броненосный монитор “Сейфи”. За эту победу Дубасов получил орден Святого Георгия 4-й степени и стал первым Георгиевским кавалером этой войны. О подвиге русских моряков восторженно писали даже зарубежные газеты. Участники боя также получили награды ряда иностранных государств. За следующие бесстрашные рейды на минных катерах против турецких броненосцев лейтенант Дубасов был награжден золотой саблей “За храбрость” и пожалован званием флигель-адъютанта императора. Между боевыми операциями по распоряжению Главнокомандующего русской армией великого князя Николая Николаевича он читает лекции в Кишиневском минном классе.

После войны лейтенант Дубасов несколько месяцев командует вспомогательным крейсером Добровольного флота “Россия”, а в 1879 году возвращается на Балтику. Здесь Дубасова производят в капитан-лейтенанты и по его просьбе назначают командиром отряда из десяти минных катеров. Но вспыльчивость характера привела к тому, что уже на следующий год он подает в отставку. Несколько лет Ф.В. Дубасов занимается внедрением в горное дело динамита, в то время нового взрывчатого вещества. Но тяга к морской службе взяла свое, и он возвращается на флот.

В 1885 году капитан 2 ранга Ф.В. Дубасов был назначен командиром крейсера “Африка”. В конце 1888 года он становится командиром новейшего винтового фрегата “Владимир Мономах”. Осенью 1889 года фрегат ушел в дальнее заграничное плавание и почти год выполнял роль стационера в Средиземном море, а

затем, сопровождая фрегат “Память Азова” с цесаревичем Николаем и его братом Георгием, совершил переход в Японию и далее во Владивосток. Здесь капитану I ранга Дубасову было приказано передать командование кораблем и вернуться в Санкт-Петербург.

В конце 90-х годов XIX века резко обострилась обстановка на дальневосточных рубежах России. Для укрепления морских сил на Тихом океане нужен был деятельный и смелый флотоводец, способный самостоятельно принимать решения. Выбор императора Николая II выпал на контр-адмирала Ф.В. Дубасова. В августе 1897 года Дубасов прибыл во Владивосток и принял командование над эскадрой Тихого океана. В октябре этого же года корабли эскадры направились к Корейскому проливу в поисках удобной и незамерзающей базы для русского флота. Выбор контр-адмирала Дубасова остановился на архипелаге Каргодо и порте Мозампо (ныне Масан). Наличие здесь российской военно-морской базы позволило бы держать под контролем пути сообщения Кореи с Северным Китаем и Японией. Не дожидаясь решения из столицы, “адмирал Ду”, как именовали его японцы и китайцы, вступил в переговоры с правительством Кореи. Но события начали развиваться по иному плану. В марте 1898 года Китай передал в аренду России Ляодунский полуостров, и Дубасову приказали вести корабли в Порт-Артур. Хорошо зная политическую ситуацию и театр военных действий на Дальнем Востоке, Дубасов был противником занятия этой территории, сильно осложнявшей отношения с Китаем и Японией. В своем рапорте по этому поводу Дубасов пишет: “Заняв Артур, мы вступаем уже на такой путь, с которого нет поворота... я не хочу быть пророком, но думаю, что это неизбежно вовлечет нас в большие затруднения”. Одновременно он призывает обратить внимание на приготовления Японии к войне: “Страна деятельно и настойчиво готовится к ней, и ввиду этого мы, по моему убеждению, не можем связывать себе руки в действиях, которые прямо необходимы, чтобы не быть застигнутыми в беспомощном состоянии”. Правильность данной им оценки ситуации, к сожалению, подтвердилась последующими печальными событиями русско-японской войны 1904-1905 годов.

В течение года контр-адмирал Дубасов пытался обустроить Порт-Артур для базирования эскадры, одновременно на свой страх и риск предпринимая попытки занять более выгодные места для размещения наших кораблей на Востоке. Но каждый раз его действия пресекались бюрократической машиной в Санкт-Петербурге. В июле 1899 года инициативного и не умеющего подстраиваться под мнение вышестоящего начальства контр-адмирала отзывают в Санкт-Петербург. Ему присваивают звание вице-адмирала и назначают начальником Морского технического комитета.

С началом русско-японской войны вице-адмирал Дубасов добровольно вызвался вернуться в Порт-Артур, но получил отказ. Ему было поручено готовить корабли к длительному походу на усиление Порт-Артурской эскадры. В это время Дубасов неоднократно выступал с предостережениями о недопустимости перегрузки броненосцев эскадры контр-адмирала З.П. Рождественского.

После непреднамеренного обстрела в ночь на 9 октября 1904 года кораблями этой эскадры рыболовных судов в Северном море у Доггер-банки, Николай II назначил Дубасова представителем России в международной комиссии по расследованию так называемого “Гулльского инцидента”. Благодаря убедительным доводам и непреклонной позиции Дубасова дело российской стороной было выиграно, а дипломатические способности Ф.В. Дубасова отмечены его производством в генерал-адъютанты.

Вскоре его ожидало еще одно нелегкое испытание. В январе 1905 года в России начались первые массовые революционные выступления. Участились стачки рабочих, загремели взрывы террористов. 4 февраля 1905 года в Москве был убит бывший московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Действующий губернатор города генерал-адъютант Дурново оказался неспособным навести порядок в Москве. В ноябре 1905 года на должность московского генерал-губернатора Николай II назначает вице-адмирала Ф.В. Дубасова. 5 декабря Дубасов прибывает к месту своей новой службы, а 9 декабря в городе появляются первые баррикады. Стачка переросла в вооруженное восстание. Дубасов действует решительно и беспощадно. По его требованию в Москву прибывают дополнительные войска с артиллерией, и к исходу 18 декабря восстание было подавлено. Потери правительственных войск и полиции за этот период составили 28 человек убитыми и 78 ранеными. Подавив очаг возможного возникновения гражданской войны, вице-адмирал Дубасов дал самодержавной России еще 8,5 лет сравнительно спокойного развития.

Организаторы московского восстания заочно приговорили Дубасова к смерти. 23 апреля в Москве в коляску генерал-губернатора была брошена бомба. От взрыва погиб его адъютант лейтенант граф С.Н. Коновницын, а у Дубасова была раздроблена ступня левой ноги. Ф.В. Дубасов оставляет пост генерал-губернатора Москвы и переезжает в Санкт-Петербург. Здесь на его жизнь было совершено второе покушение. 2 декабря 1906 года во время прогулки в Таврическом саду четырьмя террористами в него было произведено 13 выстрелов и брошена самодельная бомба, начиненная гвоздями. Ф.В. Дубасов получил ранения, но остался жив.

В этом же году Дубасов был произведен в адмиралы и назначен членом Государственного Совета, а вскоре и членом Совета государственной обороны. Одновременно он работает в Комитете по усилению флота на добровольные пожертвования и в общественном комитете по созданию храма-памятника морякам, погибшим в русско-японскую войну. 19 июня 1912 года после тяжелой и непродолжительной болезни Ф.В. Дубасов скончался. Его похоронили 21 июня, в день его рождения, на кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Заслуги Ф.В. Дубасова за полувековую безупречную службу отмечены 30 российскими и иностранными орденами и медалями.

 

21 июня 1916 г. Первая победа морских летчиков в бою

Первый в истории российской морской авиации воздушный бой произошел 21 июля 1915 года в небе Балтики недалеко от мыса Люзерорт и продолжался 57 минут. В этом бою летчик лейтенант С.А. Лишин и механик унтер-офицер Смолин на гидросамолете “Кертис” огнем из винтовки и пистолета не допустили к нашим кораблям 2 германских самолета. 13 и 19 июня 1916 года при преследовании германских гидросамолетов над Ирбенским проливом были сбиты первые две вражеских машины, а 21 июня русские морские авиаторы одержали первую победу уже в воздушном бою.

В этот день линейный корабль “Слава”, канонерские лодки “Грозящий” и “Храбрый” и несколько эсминцев Балтийского флота вели огонь по немецким позициям у Рагоцема. С воздуха операцию прикрывали 4 гидросамолета авиатранспорта “Орлица”.

В 9 часов утра летчик лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов на высоте 1500 м обнаружили немецкий аэроплан, приближающийся к “Орлице”. Петров пошел на перехват противника. Зайдя ему в хвост, наш летчик с расстояния 20 м дал несколько очередей из 7,7-мм пулемета “Виккерс”. Вражеский самолет задымил и стал круто снижаться. При ударе о воду он скапотировал, и оба члена экипажа оказались в воде.

В это же время три других русских самолета с “Орлицы” вели бой с еще тремя германскими самолетами, в результате которого был сбит один вражеский аэроплан. Эти самолеты стали первыми, сбитыми русскими морскими летчиками именно в воздушном бою. Остальные два неприятельских самолета уклонились от боя и повернули обратно. Возвращаясь с победой к “Орлице”, наши летчики заметили сбитый Петровым самолет и двух человек. Два гидросамолета приводнились и подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения самолета, русский миноносец, несмотря на огонь 152-мм береговой батареи противника снял с самолета пулемет и некоторые приборы. Пленные показали, что их самолет в составе группы из четырех машин должен был атаковать наш гидроавиатранспорт, сильно досаждавший немцам своей активной деятельностью. День этой победы (4 июля по новому стилю) с 1995 года отмечается как День авиации ВМФ России