Военно-морской флот России


22 июня 1790 г. Выборгское сражение 

Описание  

 

     
После Красногорского сражения (23-24.05.1790 г.) шведский флот под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского (22 линейных корабля, 13 фрегатов, 7 вспомогательных судов, гребная флотилия около 200 судов) был заблокирован в Выборгском заливе русским флотом под командованием адмирала В.Я. Чичагова (30 линейных кораблей, 16 фрегатов, 2 бомбардирских корабля, мелкие суда).

В 6 часов утра 22 июня при благоприятном восточном ветре шведский флот попытался прорвать блокаду. Главный удар был направлен на слабые отряды контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина, прикрывавших северный проход у Крюсерорта. Следуя кильватерным строем, шведская эскадра открыла интенсивный огонь по русским кораблям. Ветер же сносил пороховой дым в русскую сторону, мешая нашим комендорам вести прицельную стрельбу. Через 2 часа шведы прорвали избитый строй отряда Повалишина. Вслед за боевыми парусными кораблями в беспорядке шли шведские гребные суда и транспорты с войсками. Только теперь Чичагов направил на помощь кораблям Повалишина эскадру вице-адмирала Мусина-Пушкина.

В ходе прорыва 4 шведских линейных корабля и 2 фрегата сели на мель. Линейный корабль “Эникхетен” и фрегат “Земира” были сожжены собственным брандером, предназначенным для атаки на русские корабли. В тесноте и спешке прорыва зажженный брандер также сел на мель. Следовавшие за ним два шведских корабля навалились на брандер и вскоре взорвались. Наскочивший на скальную отмель банки Реппия 64-пушечный шведский корабль “Хедвиг-Элисабет Шарлотта” еще около часа отстреливался от русских кораблей. Только когда вода через пробитое о камни днище затопила крюйт-камеры, а крен достиг угрожающих размеров, над кораблем взвился белый флаг. На него поднялась русская призовая команда, но в это время “Шарлотта” резко накренилась, и, теряя мачты, стремительно ушла на дно, унося с собой жизни двух сотен шведских и русских моряков.

В 10 часу главные силы Чичагова наконец снялись с якоря и пошли в погоню за прорвавшимися шведами, но было уже поздно - шведские корабли укрылись в Свеаборге. В ходе погони кораблем “Мстислав” был захвачен отставший линейный корабль “София-Магдалина”. Особенно отличился в этом бою русский фрегат “Венус”, захваченный у шведов в мае 1789 года катером “Меркурий” Р.В. Кроуна. Теперь “Венус” под командованием того же Кроуна у острова Фискар атаковал шведскую гребную флотилию. Врезавшись со своим отрядом фрегатов в середину строя шведских галер и канонерских лодок, и ведя сильный огонь, Кроун заставил многие из них спустить флаг. В это время Чичагов, надеясь, что разгром шведской гребной флотилии довершит русская гребная флотилия вице-адмирала Нассау-Зигена, приказал фрегатам Кроуна вернуться к главным силам. Но Нассау-Зиген направил свои суда к эскадре Чичагова, чем спас шведскую флотилию от полного разгрома. Как только Кроун оставил шведов, те сразу укрылись в шхерах. Впоследствии стало известно, что на одной из этих галер находился шведский король Густав III. К концу дня “Венус” вместе с кораблем “Кир Иоанн” заставил спустить флаг еще один шведский фрегат, но в наступившей темноте неприятельскому фрегату удалось уйти. И все-таки на утро следующего дня “Венус” при поддержке корабля “Изяслав” у самого Свеаборга взял в плен 64-пушечный “Ретвизан”.

Всего во время прорыва шведский флот потерял сожженными и потопленными 3 корабля и 2 фрегата, 4 корабля и фрегат были пленены, 54 мелких судна было уничтожено или пленено, шведский король недосчитался более 7 тысяч своих моряков, убитых или плененных. Потери русских: 117 убитых и 164 раненых. Русский флот потерял одну небольшую шхуну. Адмирал В.Я. Чичагов, младшие флагманы А.И. Круз, А.В. Мусин-Пушкин, И.А. Повалишин, П.И. Ханыков и командиры кораблей были награждены орденами и произведены в следующий чин, а матросы получили по одному рублю серебром. За участие в Выборгском и Красногорском сражениях 10 офицеров получили золотое наградное оружие, а 5 адмиралов – шпаги с бриллиантами.

Обломки шведских кораблей по сей день лежат на дне мелководного Выборгского залива и ждут подводных археологов.