Военно-морской флот России


29 июня 1723 г. Заложен корабль “Петр I и II” 

Описание  

 

     
К окончанию в 1721 году Северной войны русское кораблестроение стараниями Петра I и его соратников вышло на европейский технический и технологический уровень. Это позволило приступить к строительству наиболее крупных кораблей парусного флота, имевших три дека и открытую батарею. В 1718-1720 годах в состав Балтийского флота вошли первые три 90-пушечных корабля, а 29 июня 1723 года на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства Петр I собственноручно заложил им же спроектированный первый 100-пушечный корабль.

Он создавался по правилам и с соблюдением пропорций первого отечественного кораблестроительного Регламента и воплотил в себе лучшие достижения отечественного кораблестроения. По некоторым техническим решениям не имел себе равных в Европе. При водоизмещении около 2200 тонн он имел размеры 55,2х15,1х5,5 м. Вооружение состояло из 28 30-фунтовых, 28 18-фунтовых, 30 8-фунтовых и 14 6 фунтовых пушек. После смерти Петра I корабль достраивался мастерами под руководством Ф.М. Скляева. Он был готов только к лету 1727 года и назван в честь императора Петра I и его внука Петра II, вступившего в 1727 году на российский престол.

29 июня 1727 года, ровно через 4 года после закладки, корабль “Петр I и II” вошел в состав Балтийского флота. В мае-июне 1729 года с эскадрой маневрировал у Красной Горки, где подтвердил свои хорошие мореходные качества. В компании 1734 года во главе эскадры адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта к Данцигу. У Пиллау эскадра прикрывала выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем крейсировала, блокируя Данциг с моря. После капитуляции крепости “Петр I и II” с эскадрой ушел в Ревель, а затем в Кронштадт. 23 августа 1736 года во время грозы молния ударила в грот-мачту и вызвала пожар. Мачту пришлось срубить со всем такелажем, после чего пожар потушили. Но больше “Петр I и II” в море не выходил.

19 августа 1744 года Адмиралтейств-коллегия издала указ о сохранении корабля в память о Петре I. В Кронштадте он был введен в специально построенный плавучий док - первый плавучий док во всей Европе. В апреле 1746 года комиссия осмотрела корабль и нашла его очень ветхим. Но императрица не велела разбирать корабль. Только осенью 1752 года Елизавета дала согласие на его разборку.