Военно-морской флот России


5 марта 1927 г. Заложены первые подводные лодки типа “Д” 

Описание  

 

     
Это были первые подводные лодки советской постройки. Их проект был разработан в 1926 году коллективом ленинградского Техбюро под руководством Б.М. Малинина. 5 марта 1927 года лодки были заложены на Балтийском заводе и получили наименования “Декабрист”, “Народоволец” и “Красногвардеец” (с 21.08.1934 г.- “Д-1”, “Д-2”, “Д-3”). 14 апреля в Николаеве были заложены 3 такие же лодки для Черноморского флота - “Революционер”, “Спартаковец” и “Якобинец” (с 15.09.1934 - “Д-4”, “Д-5”, “Д-6”). Головная лодка “Декабрист” сошла со стапеля 3 ноября 1928 года. Зачислена в строй Балтийского флота 16 декабря 1930 года.

Создание подводных лодок типа “Д” стало существенным шагом в отечественном подводном кораблестроении. Впервые в нашей стране лодка была выполнена по двухкорпусной схеме и внутри разделялась на водонепроницаемые отсеки. Корпуса лодок были изготовлены из высококачественной стали, предназначавшейся еще для постройки линкоров типа “Измаил” и крейсеров типа “Светлана”. По сравнению с последними в дореволюционном кораблестроении подводными лодками типа “Барс” они имели следующие преимущества:

- дальность плавания экономической надводной скоростью возросла в 3,6 раза;
- полная надводная скорость повысилась в 1,4 раза;
- дальность плавания экономической подводной скоростью возросла в 5,4 раза;
- рабочая глубина погружения увеличилась в 1,5 раза;
- время погружения сократилось в 6 раз;
- запас плавучести, обеспечивающий непотопляемость, возрос в 2 раза;
- суммарная масса боевого заряда полного запаса торпед возросла в 10 раз;
- суммарная масса артиллерийского залпа усилилась в 5 раз

При этом водоизмещение лодки увеличилось лишь на 44%.

Подводные лодки этой серии оказались достаточно удачными кораблями. Именно лодка этого типа – “Д-3” впервые в истории прошла под арктическим льдом путь около 1 км на глубине 50 метров.

“Д-1” погибла 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря при глубоководном погружении после ремонта. Начало Великой Отечественной войны застало “Д-6” на капитальном ремонте в доке Севастополя, и она была взорвана экипажем 26 июня 1942 года при оставлении города. Остальные 4 лодки приняли участие в боевых действиях. “Д-3” 17 января 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а 3 апреля 1942 года стала гвардейской. 10 июня 1942 года она вышла в свой 8 боевой поход и пропала без вести. “Д-4” погибла 4 декабря 1943 года, имея на своем счету 3 потопленных транспорта общим водоизмещением 13757 тонн. “Д-5” совершила 16 боевых походов, доставила в Севастополь около 200 тонн грузов и артиллерийским огнем потопила одно судно водоизмещением 100 тонн. “Д-2” совершила 4 боевых похода, потопила 2 и повредила одно судно. В 1989 году “Д-2” была превращена в музей и поставлена в Шкиперской протоке в Санкт-Петербурге.