Военно-морской флот России


7 марта 1904 г. Вышел приказ по ведению радиотехнической разведки и маскировке на флоте

Описание  

 

     
В начале ХХ века успешное решение флотом боевых задач уже было невозможно без оперативного и надежного обеспечения его разведывательной информацией. Одним из способов сбора этой информации на море стала радиотехническая разведка, позволявшая путем радиопеленгования и радиоперехватов не только устанавливать состав сил и местонахождение противника, но и разгадывать его намерения.

Впервые в мире идея радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы была сформулирована вице-адмиралом С.О. Макаровым, который в своем приказе за № 27 от 7 марта 1904 года писал: “Беспроволочный телеграф обнаруживает присутствие, а потому теперь же поставить телеграфирование это под контроль и не допускать никаких отправительных депеш или отдельных знаков без разрешения командира, а в эскадре - флагмана... Приемная часть телеграфа должна быть все время замкнута так, чтобы можно было следить за депешами и если будет чувствоваться неприятельская депеша, то тотчас же доложить командиру и определить, по возможности, заслоняя приемный провод, приблизительное направление на неприятеля и доложить об этом... Неприятельские телеграммы следует все записывать и затем командир должен принять все меры, чтобы распознать вызов старшего, ответный знак, а если можно, то и смысл депеш. Для способных молодых офицеров - тут целая интересная область”.

После выхода этого приказа на большинстве кораблях и судах Тихоокеанской эскадры, имеющих радиостанции, было организовано несение вахт радиоразведки.

В начале 1-й мировой войны, несмотря на указания С.О. Макарова и опыт русско-японской войны, организации радиотехнической разведки на флоте не было уделено должного внимания. Только с переходом флота к активным действиям были приняты срочные меры к развитию средств радиоразведки. В течение всей войны радио являлось основным средством оперативной разведки на Балтийском и Черном морях. Значительно облегчили ее ведение секретные коды и шифры, захваченные на германском крейсере “Магдебург”, севшем на мель у Оденсхольма 13 августа 1914 года, а также на турецком крейсере “Меджидие”, затонувшем у Одессы 21 марта 1915 года.

 

7 марта 1923 г. Образован Северный гидрографический отряд

Первая мировая война выявила огромное политическое и стратегическое значение для России северных морей, которые обеспечивали ей кратчайший беспроливный выход в Атлантический и Тихий океаны. Возникла острая необходимость для защиты северных морских сообщений иметь здесь военный флот. К осени 1917 года ценой огромных усилий с других флотов на Север были переведено более 80 кораблей, образовавших флотилию Северного Ледовитого океана.

Просуществовала флотилия совсем недолго. В годы иностранной интервенции и гражданской войны основной корабельный состав флотилии был частично уведен в Англию, частично приведен в полную негодность. Сформированные в 1920 году на базе Северо-Двинской флотилии Красной Армии морские силы Северного моря из-за трудного экономического положения страны и сокращения вооруженных сил были в конце 1922 года упразднены, а оставшиеся корабли и структуры переданы в морскую погранохрану ОГПУ.

Начало освоения Северного морского пути и усиление интереса иностранных государств, особенно Германии и США, к проникновению в арктические моря с экономическими и военно-политическими целями, настоятельно потребовало присутствия здесь советского военного флота. В качестве одного из первых подготовительных мероприятий по обеспечению плавания кораблей по северным морям 7 марта 1923 года Совет труда и обороны принял решение об организации отдельного Северного гидрографического отряда. В его состав были включены гидрографические суда “Мурман”, “Купава”, ледокольный пароход “Малыгин”. Начальником отряда был назначен гидрограф-геодезист (впоследствии вице-адмирал) Н.Н. Матусевич.

В 1924 году отдельный Северный гидрографический отряд был преобразован в Северную гидрографическую экспедицию с местом базирования у Архангельска на острове Соломбала. Гидрографы были первыми, кто готовил условия для прихода кораблей нового Северного флота. С этой же целью в 1924 году в Мурманске была организована самая северная в нашей стране партия ЭПРОНа.