Военно-морской флот России


8 марта 1968 г. Погибла подводная лодка “К-129” 

Описание  

 

     
24 февраля 1968 года дизельная ракетная подводная лодка “К-129” вышла из базы в бухте Крашенинникова на Камчатке и под командованием капитана I ранга В.И. Кобзаря направилась на патрулирование центральной части Тихого океана. Лодка была построена в 1960 году в Комсомольске-на-Амуре по проекту “629а”, имела нормальное водоизмещение около 2900 т, глубину погружения 300 м и была вооружена 3 ракетами Р-21 с ядерными боеголовками и 10 торпедными аппаратами (всего 16 торпед, в том числе 2 с ядерной боевой частью). Для лодки это был внеплановый выход по приказу командования, поэтому многих из 98 членов ее экипажа вызвали на лодку из отпусков или отдыха в санатории флота.

12 марта на лодку была послана контрольная радиограмма, но ответа на нее не последовало. Не вышла лодка на связь и во второй контрольный срок - 22 марта. После этого в район возможного нахождения лодки была направлена поисково-спасательная экспедиция в составе 36 кораблей и судов различного класса. Искали ее и с воздуха, но за 73 дня поисков ни лодки, ни следов катастрофы обнаружено не было. (Нашли только пятно соляра площадью 20 кв. миль, но точно кому он принадлежал, как и в каком месте попал в воду определить не удалось). Факт трагедии и примерное место гибели лодки командование официально в открытой печати не подтвердило, что с точки зрения международного права делало лодку бесхозной.

Но место аварии нашей лодки в это время уже знали американцы. Существуют три основные версии получения этой информации и, как следствие, причин аварии. Первая: подводный взрыв от разрушения прочного корпуса лодки при ее падении на многокилометровую глубину был запеленгован донными гидроакустическими станциями американской системы ПЛО “SOSUS”, а пересечение пеленгов дало точку катастрофы. Причинами аварии в этом случае могли быть или столкновение лодки с надводным кораблем, или попадание воды внутрь лодки через шахту устройства работы дизеля под водой (РДП). Вторая: внутренний взрыв аккумуляторных батарей на лодке зафиксировал американский спутник-шпион. Этой версии официально придерживалась американская сторона. Третья: при маневрировании произошло непреднамеренное столкновение с американской подводной лодкой, сопровождавшей “К-129”, так как в середине марта на базу США в Японии пришла лодка SSN-579 “Суордфиш” (атомная, типа “Скейт”, водоизмещением 2860 т) с повреждениями обтекателя ГАК, рубочного руля и ограждения боевой рубки в носовой части. В этом случае на американской лодке могли достаточно точно зафиксировать координаты точки столкновения, но по официальной версии ее командира Джона Ригсби “Суордфиш” получила повреждения от столкновения с дрейфующей льдиной в Японском море.

В июне 1968 года, после прекращения поиска погибшей лодки нашими кораблями, в район Тихого океана северо-западнее Гавайских островов пришло судно ВМС США “Мизар”, в свое время проводившее поиск погибших американских субмарин “Трешер” и “Скорпион”. Также в секретной операции по поиску “К-129” приняла участие американская разведывательная подводная лодка SSGN-587 “Хэлибат”. Через два месяца кропотливой работы она обнаружила нашу лодку с помощью буксируемого подводного аппарата на глубине около 6 км в точке с координатами 40° 06’ с.ш. 179° 57’ з.д. В этом месте “К-129” должна была повернуть на новый курс 8 марта 1968 года. Возможно, этот поворот и привел к столкновению с “Суордфишем”. Фотографии показали, что лодка лежит на ровном киле почти без крена, все выдвижные устройства опущены и, на удивление, внешне она почти не пострадала от падения на такую глубину и удара о грунт. Только в районе между 2-м и 3-м отсеками, в легком и прочном корпусе зияла глубокая узкая пробоина. Вероятнее всего, “К-129” шла под водой и “Суордфиш” верхней частью рубки пропорола ее днище в районе центрального отсека. От хлынувшей воды 2-й и 3-й отсеки сразу были затоплены, лодка просела на глубину, переборки между другими отсеками были продавлены давлением воды, и “К-129”, стремительно наполняясь водой, ушла на запредельную глубину. Разгерметизация лодки и вода внутри скомпенсировали наружное давление на корпус, поэтому он не был раздавлен.

Убедившись, что лодка цела, ЦРУ США приступило к осуществлению секретной операции под кодовым названием “Проект Дженифер” по подъему “К-129” с целью получения советских баллистических ракет и торпед, ключа к шифрам, кодам, системам связи и управления, изучения технологии строительства прочного корпуса и узлов лодки. Для осуществления этого проекта в строжайшей тайне была проделана огромная подготовительная работа. Для подъема лодки с такой глубины американцы построили специальное судно “Гломар Эксплорер” (водоизмещением 36 тыс. т) с уникальным оборудованием, позволявшим по данным спутника без якорей удерживать эту махину в заданной точке с точностью 10 см. С этого судна сборными стальными 9-метровыми трубами на глубину опускался захват в виде 5 пар дистанционно управляемых гидравлических клещей, которые должны были захватить и поднять лодку, а затем под корпусом судна положить ее на специальную затопляемую док-камеру.

Только в конце июня 1974 года “Гломар” вышел в точку гибели “К-129” и 4 июля тайно приступил к работам. Вскоре лодку удалось захватить гидравлическими клещами, после чего начался медленный ее подъем. Далее в американских источниках сообщается о том, что на половине пути к поверхности три захвата отломились. Корпус лодки не имея должной опоры вскоре также переломился по линии трещины в конце центрального отсека и кормовая часть погрузилась обратно в пучину. Возможно лодка уже на дне лежала разломанная на две части, так как длина американской затопляемой док-камеры была меньше длины всей “К-129”. Американские газеты сообщали о том, что было поднято около 30 метров от 100-метровой лодки, а представители ВМС США говорили только о 13 метрах, но это могло быть дезинформацией для сокрытия того, что все-таки попало в руки ЦРУ.

Как следствие этого, противоречивы и сообщения по поводу числа обнаруженных тел подводников и места их захоронения. Одни утверждают, что были найдены тела многих членов экипажа, другие говорят о 8 подводниках, третьи - лишь о 6 моряках. По одним сведениям, погибшие погребены в океане по ритуалу, принятому в советском ВМФ и церемония снята на пленку, как доказательство соблюдения морских обычаев, по другим источникам - на суше, на американском побережье Флориды. Кассета с ритуалом захоронения 6 моряков в море в 1992 году была передана руководству нашей страны, но из нее трудно понять кого, где и когда с почестями опускают в воду.

20 октября 1998 года, по прошествии 30 лет с момента гибели, весь экипаж лодки “К-129” был посмертно награжден орденами Мужества. Но вопрос о причине трагедии и месте погребения моряков по-прежнему остается без ответа, хотя из военного и политического давно стал нравственным. Необходимо, чтобы родные и близкие погибших узнали правду о том, где на самом деле находятся их могилы.