Военно-морской флот России


13 марта 1917 г. Гидросамолет захватывает турецкую шхуну

Описание Фотографии

 

     
13 марта 1917 года гидросамолет М-9 Черноморского флота, на котором находились летчик лейтенант М.М. Сергеев и наблюдатель унтер-офицер Тур, вместе с другими самолетами гидрокрейсера “Николай I” осуществлял бомбардировку Константинополя. Из-за неисправности в моторе самолет вынужден был спланировать на воду в районе Деркоса вне видимости сопровождавших русских судов. Подобрав вернувшиеся самолеты и считая самолет М.М. Сергеева сбитым или захваченным, русские корабли ушли в Севастополь. Тем временем Сергеев и Тур исправили мотор и направились к месту стоянки гидрокрейсера. Не обнаружив его в условленном районе, Сергеев на остатках топлива направился в сторону родного берега.

Вдруг летчик увидел турецкую парусную фелюгу. Сергеев пошел на нее в атаку и огнем из пулемета вынудил турок оставить судно и на шлюпке бежать на берег. После этого самолет сел на воду у фелюги. Захватив ее, летчики уничтожили самолет, предварительно сняв с него ценные части, пулемет и компас. Подняв паруса, морские летчики пошли в Севастополь, но вскоре попали штилевую полосу.

После 6 суток плавания, не имея провизии и почти без воды, Сергеев и Тур прибыли к Джарылгачской косе. Дав о себе знать через пост наблюдения и связи в Ак-Мечети, отважные авиаторы были взяты на борт высланным за ними миноносцем.

В двадцатые годы М.М. Сергеев стал первым начальником авиации Черного и Азовского морей.

 

13 марта 1942 г. Подводная лодка “К-21” спасает “Щ-402”

3 марта 1942 года подводная лодка Северного флота “Щ-402” подверглась атаке противолодочных кораблей. От близкого разрыва глубинной бомбы получили повреждения топливные цистерны, из которых вытекло много соляра. Посчитав лодку уничтоженной, корабли противника ушли, а “Щ-402” осталась практически без топлива в 400 милях от своей базы и в 30 милях от занятого врагом мыса Нордкап. После всплытия лодку стало сносить ветром в сторону этого берега.

Сообщив радиограммой на базу о своем положении, командир лодки капитан 3 ранга Н.Г. Столбов на остатках соляра с добавлением в него смазочного масла попытался удержать “Щ-402” вдали от берега, благо пасмурная погода и снежные заряды пока скрывали ее от немецких наблюдателей.

На базе в это время заканчивала ремонт подводная лодка “К-21” капитана 2 ранга Н.А. Лунина. Получив приказ выйти на помощь “Щ-402”, команда “катюши” за 12 часов закончила все работы и доложила о готовности к выходу в море. Вместе с Луниным в этот раз пошел командир 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота М.И. Гаджиев. Для сокращения времени подхода к аварийной лодке “К-21” шла полным надводным ходом всего в 25 милях от вражеского берега.

Отыскать “Щ-402” из-за непрерывных снежных зарядов было непросто. Сигнальщикам с “К-21” пришлось приложить немало усилий, чтобы обнаружить аварий-ную лодку. Утром 13 марта лодки встретились, а в 12 часов 45 минут началась передача топлива. Это было очень опасно, так как в любой момент могли налететь фашистские самолеты и потопить оба корабля, лишенные свободы маневра. Поэтому на лодках торпеды и артиллерию приготовили к немедленному действию, а у шлангов передачи топлива и швартовых концов стояли краснофлотцы, готовые перерубить их по приказу. Масло носили в резиновых мешках из-под дистиллированной воды. За час было передано 8 тонн соляра и 120 литров масла. Это был первый на Северном флоте случай передачи топлива с одной подводной лодки на другую в открытом море и в условиях качки. После этого оба экипажа благополучно привели свои корабли в базу. За мужество и героизм моряки обоих кораблей были отмечены правительственными наградами. 3 апреля 1942 года “Щ-402” стала Краснознаменной. 25 июля 1943 года лодке было присвоено гвардейское звание. 21 сентября 1944 года во время своего 16-го боевого похода она была ошибочно потоплена торпедой советского самолета. “Щ-402” стала последней погибшей в ходе Великой Отечественной войны подводной лодкой Северного флота.

 
Пластиковые окна калькулятор онлайн низкие цены okna-152.ru.