Военно-морской флот России


14 марта 1904 г. Срыв попытки перекрыть рейд Порт-Артура

Описание  

 

     
После провала операции японского командования по блокированию русской эскадры на внутреннем рейде Порт-Артура в ночь на 11 февраля 1904 года и отражения перекидным огнем тяжелых орудий русских броненосцев попыток обстрела города и гавани с моря, командующий японской эскадрой адмирал Хейхатиро Того решил попробовать еще раз закупорить русский флот в гавани. Возглавить отряд из 4 пароходов-брандеров поручили герою февральского рейда капитан-лейтенанту Т. Хиросе. Команда кораблей набиралась из добровольцев. Сопровождать брандеры до Порт-Артура должны были 6 миноносцев.
Новый командующий русского Флота Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров был уверен, что японцы вновь попытаются заблокировать русский флот, и, чтобы затруднить действия их транспортов-заградителей, приказал затопить при выходе на рейд два парохода и поставить боны, оставив между ними проход для эскадры. Было усилено ночное дежурство миноносцев, которые получили приказ при появлении неприятельских кораблей атаковать их и не допускать к проходу. В помощь миноносцам выделены дежурные канонерские лодки и минные катера. У входа на рейд под Золотой горой дополнительно были установлены 120-мм пушки, снятые с вспомогательного крейсера “Ангара”.

В 2 часа 20 минут ночи 14 марта прожектора крепости высветили приближающиеся к рейду 4 парохода-заградителя и японские миноносцы, и сразу крепостные батареи и корабли открыли по ним огонь. После первых выстрелов С.О. Макаров прибыл на канонерскую лодку “Бобр”, стоявшую в проходе, и в течение нескольких часов руководил операцией по отражению противника. Головной брандер был подорван торпедой миноносца “Сильный” лейтенанта Е.И. Криницкого. Взрывом у него был оторван форштевень, но носовая переборка уцелела и не позволила брандеру затонуть. Потерявший управление и осыпаемый со всех сторон снарядами, японский пароход развернулся и уткнулся в берег. В это время на “Сильном” один из матросов случайно ухватился за рычаг парового свистка. Над гаванью раздался протяжный гудок, который японские заградители приняли за сигнал своего ведущего и повернули за ним. Это предопределило полный провал операции противника. Еще два японских судна приткнулись у Золотой горы, а четвертое, торпедированное миноносцем “Решительный” и расстрелянное береговыми батареями, затонуло у Тигрового полуострова. На одном из брандеров погиб Т. Хиросе.

В это время бой на подступах к Порт-Артуру еще продолжался. Миноносец “Сильный” получил повреждения от огня “Аотака” и “Цубаме” и тоже выбросился на берег. На русском миноносце погибли 7 матросов и инженер-механик В.В. Зверев. Лейтенант Криницкий и 12 матросов получили ранения. В это время к месту боя подошла канонерская лодка “Бобр” под флагом командующего. Вместе с канонерской лодкой “Отважный” она отогнала вражеские миноносцы.

Теперь требовалось осмотреть брошенные под берегом вражеские пароходы, потушить на них пожары и обезвредить подрывные устройства. Это было выполнено командами добровольцев под руководством лейтенантов М.А. Кедрова, Н.Н. Азарьева и мичмана Г.С. Пилсудского. С японских кораблей также была снята малокалиберная артиллерия, которую затем передали на усиление береговой обороны и на некоторые миноносцы.

Когда утром 14 марта у Порт-Артура появился японский флот, ему навстречу благополучно вышла русская эскадра, убедив Х. Того в очередном провале его замыслов. Не приняв боя, японские корабли отошли. С.О. Макаров для безопасности прохода приказал затопить на рейде еще два парохода и выставить дополнительное боновое заграждение. Кроме того, для обороны рейда были специально выделены береговые батареи, канонерские лодки и введено дежурство крейсеров, миноносцев и катеров у затопленных на рейде пароходах, бонах и минных заграждениях. Получив от своих разведчиков сведения о принятых С.О. Макаровым мерах, Х. Того больше не пытался перекрыть проход в гавань вплоть до падения Порт-Артура.