Военно-морской флот России


31 марта 1904 г. Гибель вице-адмирала С.О. Макарова  

Описание  

 

     
В конце марта 1904 года командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О. Макаров получил агентурные сведения, что в районе островов Эллиот будут сосредоточены транспортные суда с японскими войсками для последующей их переброски на Квантунский полуостров. Макаров решил послать в ночь с 30 на 31 марта на перехват десанта группу миноносцев, а на утро вывести из Порт-Артура в море русскую эскадру для окончательного уничтожения транспортных судов противника.

В рейд к островам Эллиот в составе двух отрядов вышли 8 миноносцев: “Сторожевой”, “Смелый”, “Страшный”, “Расторопный”, “Бесшумный”, “Боевой”, “Выносливый” и “Грозовой”. Подойдя к намеченным островам, миноносцы в целях маскировки закрыли кильватерные огни, в результате, шедшие концевыми “Страшный” и “Смелый” отстали и потерялись в темноте. Не обнаружив у островов ни одного японского судна, основная группа пошла дальше к острову Саншантао. На рассвете с разных направлений на море были замечены дымы многочисленных кораблей. Справедливо полагая, что это корабли главных японских сил, встреча с которыми в светлое время без поддержки больших кораблей была бы безрассудством, миноносцы повернули к Порт-Артуру, и благополучно возвратились.

Один из отставших миноносцев - “Смелый” под командованием лейтенанта М.К. Бахирева после безуспешных попыток найти свой отряд с рассветом также взял курс на базу. Другой - “Страшный” около 4 часов утра заметил очертания нескольких миноносцев и, решив, что это свои, вступил им в кильватер. На рассвете командир миноносца капитан 2 ранга К.К. Юрасовский приказал поднять на “Страшном” флаг и свои позывные. В ответ раздались орудийные выстрелы, так как корабли оказались японскими истребителями. Путь к Порт-Артуру был отрезан, и “Страшный” вступил в неравный бой с 6 миноносцами противника.

Первым же, попавшим в “Страшный”, снарядом был убит К.К. Юрасовский и повреждено носовое 75-мм орудие. В командование миноносцем вступил лейтенант Е.А. Малеев. Развив полный ход и отстреливаясь из трех 47-мм пушек, русский миноносец попытался прорваться сквозь строй японских кораблей, но в этот момент от очередного вражеского снаряда взрывается торпеда в кормовом торпедном аппарате. Последствия взрыва ужасны. Разворочена палуба, разбиты цилиндры обеих машин, перебита главная паровая магистраль, были убиты или ранены прислуга торпедного аппарата, кормового орудия и многие из машинной команды. Погиб инженер-механик Дмитриев. Миноносец запарил, потерял ход, но продолжал отстреливаться из 37-мм многоствольной пушки системы Норденфельдта, снятой с затопленного японского брандера. Японские корабли подошли к “Страшному” на расстояние 70-80 метров и стали расстреливать его в упор. Потеряв в 1,5-часовом бою всех офицеров и три четверти команды, “Страшный” стал погружаться. В это время подходивший к Порт-Артуру “Смелый”, услышал позади выстрелы и пошел на помощь. Когда он приблизился к месту боя, японские миноносцы повернули на него, поэтому лейтенант Бахирев увел свой миноносец к Порт-Артуру.

В 5 часов 50 минут по разработанному Макаровым плану на внешний рейд Порт-Артура выходил крейсер “Баян”. Приняв сообщение от Бахирева о бедственном положении “Страшного”, командир “Баяна” капитан I ранга Р.Н. Вирен полным ходом повел свой корабль на помощь. Но было поздно. В 6 часов 15 минут “Страшный” ушел под воду. Подойдя к месту гибели миноносца, крейсер подобрал из воды только 5 матросов. Во время спасения по “Баяну” открыли огонь 6 японских крейсеров, появившихся со стороны моря. Отстреливаясь “Баян” отошел к Порт-Артуру, на внешний рейд которого вице-адмирал Макаров выводил корабли своей эскадры.

Не дожидаясь выхода всей эскадры, Макаров на броненосце “Петропавловск” в сопровождении броненосца “Полтава”, крейсеров “Баян”, “Аскольд” и “Новик” пошел навстречу врагу. В 8 часов 15 минут крейсера противника открыли огонь по русским кораблям. Ответным огнем Макаров заставил японцев отойти.

В 8 часов 40 минут на горизонте появились главные силы противника: 6 броненосцев и 2 новейших броненосных крейсера. Русский отряд в это время отошел от базы на 16 миль и оказался в очень невыгодном положении. Выводя японскую эскадру под удар главных русских сил, Макаров повернул к Порт-Артуру.
На внешнем рейде к командующему присоединились броненосцы “Победа” и “Пересвет”. После перестроения Макаров на “Петропавловске” вновь повернул навстречу японским кораблям с намерениями дать им бой под прикрытием береговых батарей. Но в 9 часов 43 минуты в 2 милях от полуострова Тигровый Хвост “Петропавловск” наскочил на минную банку. Над морем раздался взрыв, затем другой, более сильный - это сдетонировал боезапас главного калибра носовой башни и носовой минный погреб.

Броненосец окутался дымом и паром, накренился на правый борт и объятый пламенем носом ушел под воду. Все это произошло в течение 2 минут. Спасти удалось только 80 человек, в том числе командира корабля капитана I ранга В.М. Яковлева, великого князя Кирилла Владимировича и 5 офицеров. В числе погибших на “Петропавловске” 650 человек были: вице-адмирал С.О. Макаров, начальник штаба контр-адмирал М.П. Молас, флаг-офицер эскадры капитан 2 ранга М.П. Васильев, флагманский артиллерийский офицер капитан 2 ранга А.К. Мякишев, флагманский минный офицер капитан 2 ранга К.Ф. Шульц, только что прибывший в Порт-Артур и назначенный командиром “Пере-света” капитан 2 ранга Н.А. Кроун, флагманский штурман А.А. Коробицын, начальник военного отдела штаба полковник А.П. Агапеев и друг С.О. Макарова знаменитый художник-баталист В.В. Верещагин.

Контр-адмирал Ухтомский, принявший командование эскадрой, опасаясь атаки японского флота, дал сигнал выстроиться в колонну за “Пересветом” и повернул к Порт-Артуру. Во время перестроения на мине подорвался броненосец “Победа”, но остался на плаву и был уведен на внутренний рейд. Японский командующий адмирал Х. Того не стал развивать успех, все это время оставаясь в роли наблюдателя. Около 3 часов дня японский флот ушел от Порт-Артура.

После войны японское правительство за 21 тысячу долларов разрешило частной фирме обследовать броненосец и поднять с него ценные вещи. Водолазы увидели, что корпус корабля разорван пополам, носовая часть лежит на ровном киле, а кормовая - перевернута. Поднятые во время этих работ останки русских моряков были с почестями захоронены на кладбище Порт-Артура. Тела С.О. Макарова и В.В. Верещагина так и не были найдены.

Броненосец “Петропавловск” и по сей день лежит на дне Желтого моря на глубине около 35 м. В Китае уже строят планы использования его в туристическом бизнесе...

 
https://pgn.su прокладки СНП по ГОСТ Р 52376-05.