Военно-морской флот России


5 мая 1882 г. В России открылась первая водолазная школа

Описание  

 

     
Развитие парового и броненосного кораблестроения в России во второй половине XIX века требовало технически подготовленных специалистов, в том числе и для подводных корпусных работ. Водолазов военных кораблей в то время в России учили так называемые “вольные водолазы”, не имевшие никакой специальной подготовки и не заинтересованные в обучении будущих конкурентов. Многие из них старались скрыть от учеников свои профессиональные секреты. В результате флот не имел высококвалифицированных мастеров подводного дела.

Необходимо было срочно исправлять эту ситуацию, поэтому 5 мая 1882 года в Кронштадте открылась первая в России водолазная школа, полностью содержавшаяся за счет государственной казны. Перед школой стояли две главные задачи: подготовка для флота рядовых водолазов и водолазных старшин, а также обучение офицеров и их совершенствование в новой специальности. Для подготовки офицерских кадров при школе в 1897 году был создан специальный водолазный офицерский класс.

Количество обучающихся в школе устанавливалось “ежегодно по потребности”. В среднем до 1917 года каждый год выпускалось около 80 специалистов (из них 4 офицера). Обучение было рассчитано на 12 месяцев. В зимнее время проводилась теоретическая подготовка, в летнее - осуществлялись практические спуски (по 23-29 за летнюю кампанию). Курсанты изучали устройство и правила обслуживания снаряжения, способы выполнения подводных работ. Кроме того, им давались основы физики, анатомии и физиологии человека, гигиены водолазного дела. Большое внимание уделялось технике безопасности спусков , а также физической подготовке курсантов.

Как в любом новом деле, для подводных работ требовались всевозможное оборудование, специальное снаряжение и приспособления. В 1893 году врач школы Ф. Шидловский изобрел автоматический клапан водолазной рубахи, который облегчал и делал безопасной работу на глубине. Принятые в то же время водолазный телефон и электрический фонарь подводного освещения мичмана Е. Колбасьева намного облегчили труд специалистов, а изобретенная им же водолазная помпа значительно превосходила по надежности лучшие зарубежные образцы. К наиболее значительным изобретениям и усовершенствованиям того времени следует отнести водолазную рубаху повышенной прочности и большой эластичности, а также подводный металлоискатель лейтенанта М. Шульца, фотоаппарат для подводных съемок, предложенный врачом Н. Есиповым и инженером-механиком Л. Радионовым, спиральный шланг, обеспечивающий гарантированную безопасность при работах на глубинах. Эти и другие изобретения неоднократно удостаивались почетных наград на крупнейших международных выставках в Чикаго, Антверпене, Париже.

Качество подготовки водолазов в школе было очень высоким. Ее воспитанники принимали участие в подъеме затонувшего корабля “Владимир” в 1890 году, в поиске на большой глубине броненосца “Русалка” в 1894 году, в проведении водолазных работ подо льдом при снятии с мели крейсера “Россия” в 1896 году. Большое значение для успешного перехода русских эскадр с Балтики на Тихий океан в 1905 году имели работы водолазов, сумевших на плаву выполнить ремонт рулей крейсеров “Жемчуг” и “Изумруд”, а также у миноносца “Громкий”.

Снаряжение, созданное и усовершенствованное в стенах школы, позволяло производить погружения на предельные для того времени глубины. Например, в 1909 году выпускник Кронштадтской водолазной школы 1907 года штабс-капитан по адмиралтейству Ф.А. Шпакович (впоследствии известный инженер-подводник ЭПРОНа) и три курсанта школы участвуют в успешном подъеме с глубины 58 м половины корпуса подводной лодки “Камбала”, затонувшей у Севастополя после столкновения с броненосцем “Ростислав”. Руководил всеми работами начальник школы капитан I ранга М.К. фон Шульц. До этого глубина подъема кораблей как в России, так и за рубежом не превышала 30 м.

В 1924 году водолазную школу перебазируют в Севастополь и включают в учебный отряд Черноморского флота, который возглавил С. Шах. В 1925 году решением коллегии Наркомвода школа водолазов была объединена с водолазными курсами ЭПРОНа. В 1931 году ее переименовывают в военно-морской водолазный техникум, ставший общесоюзным центром подготовки специалистов подводных работ. Из него выпускались рядовой, старшинский и офицерский водолазный состав для Военно-Морского Флота, инженерных войск, а также специалисты для морского и рыболовного флотов.

В 30-е годы в техникуме ведутся работы по совершенствованию водолазной техники. При участии различных учреждений страны проводится ряд научно-исследовательских работ и экспериментов. В этот период создается новый кислородный скафандр, внедряются различные режимы спуска и подъема, способы подачи воздуха. Под руководством академика Л.А. Орбели ставятся эксперименты по использованию гелия в создании искусственных дыхательных смесей для освоения больших глубин. На усовершенствованном снаряжении осуществлялось несколько спусков на глубину 100 м, а в 1937 году водолаз В. Медведев достиг рекордной по тому времени глубины в 137 м. За рубежом максимальное погружение составляло тогда 105 м.

Число обучающихся в водолазном техникуме из года в год росло и особенно увеличилось перед войной. В годы Великой Отечественной войны многие выпускники техникума в сложнейших условиях выполняли работы по спасению кораблей и судов, очистке бухт и фарватеров от мин различных конструкций. Водолазы проложили по дну Ладожского озера бензопровод для снабжения блокадного Ленинграда горючим.

В послевоенное время на долю водолазов выпало не меньше работы, чем во время войны. Особенно много было судоподъемных работ, особое место в которых занимает подъем пассажирских лайнеров “Ганза” и “Гамбург” водоизмещением более 30 тысяч тонн каждый, выполненный под руководством Н.П. Чикера.

Одновременно продолжился, прерванный войной, штурм глубин. В 1946 году три наших водолаза впервые в мире опустились на глубину 200 м. Через 10 лет четверым удалось достичь нового рекорда - 300-метровой глубины! Не каждая подводная лодка могла так опускаться.

В 1972-1974 годах наши водолазы в составе спасательной экспедиции участвовали в работах по расчистке от затонувших судов акватории порта Читтагонг в Народной Республике Бангладеш. В последующие годы было создано глубоководное водолазное снаряжение, позволяющее при наличии специальных гидробарокомплексов проводить работы на глубинах до 500 м. В 1991 году за героизм, проявленный в экспериментальных погружениях на такие большие глубины, водолазам А.И. Ватагину и Л.М. Солодкову было присвоено звание Героя Советского Союза.