Военно-морской флот России


14 мая 1829 г. Бой брига “Меркурий”

Описание Фотографии

 

     
В ходе русско-турецкой войны небольшой отряд кораблей российского флота в составе фрегата “Штандарт”, бригов “Орфей” и “Меркурий” нес дозорную службу в районе Босфора. Утром 14 мая 1829 года русские корабли неожиданно встретились с турецкой эскадрой в составе 18 кораблей, в том числе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. В виду подавляющего превосходства противника, русский отряд решил не принимать боя. Подняв все паруса “Штандарт” и “Орфей” быстро ушли от турецкой погони. 18-пушечный “Меркурий”, скорость которого была меньше, стал отставать и вскоре его настигли неприятельские корабли “Селимие” и “Реал-бей”, на вооружении которых было соответственно 110 и 74 орудия.

Неприятельские корабли, приблизившись на расстояние орудийного выстрела, открыли огонь из носовых пушек. Имея 10-кратное превосходство в артиллерии, враг предвкушал легкую победу.

Видя неизбежность неравного боя, командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский собрал офицеров. На военном совете было принято решение принять бой, а в случае угрозы захвата противником - взорвать бриг, но не сдавать врагу. У входа в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы в критический момент последний из оставшихся в живых офицеров корабля смог выстрелом вызвать взрыв боеприпасов.

Около 4-х часов длился этот беспримерный в истории неравный бой. Пользуясь парусами и веслами, экипаж “Меркурия” мастерски уклонялся от залпов неприятельских кораблей, представляя им все время корму. Одновременно его артиллеристы вели по турецким кораблям частую и точную стрельбу. Получив повреждения гротовых снастей, лег в дрейф “Селимие”. Но “Реал-бей” все еще продолжал обстрел русского брига. Наконец, он тоже получил попадание в переднюю мачту и, потеряв лиселя, стал отставать. А бриг “Меркурий”, несмотря на 22 попадания вражеских ядер в корпус и 297 - в паруса, такелаж и рангоут, на следующий день победителем присоединился к Черноморской эскадре. На русском корабле 4 человека было убито, 8 ранено. Казарский был контужен в голову, но продолжал командовать кораблем.

В этом же бою отличился лейтенант Ф.М. Новосильский - впоследствии адмирал, один из героев Синопского боя и обороны Севастополя в 1855 году. За этот героический бой бриг “Меркурий” был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага.

Судьба главного героя этого боя, Александра Ивановича Казарского, сложилась трагически. Вскоре он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром фрегата. Затем Николай I назначает его своим флигель-адъютантом и производит в капитаны I ранга. С 1831 по 1833 годы Казарский инспектирует Казанское адмиралтейство, ряд российских губерний, работу тыловых контор и морских складов Одессы, где раскрывает ряд крупных хищений и подлогов. Когда с такой же миссией Казарский прибыл в Николаев, казнокрады решили убить неподкупного инспектора. 16 июня 1833 года на одном из светских приемов А.И. Казарский был отравлен и через несколько часов скончался. Ему шел в это время 36-й год. В 1834 году в Севастополе по инициативе адмирала М.П. Лазарева на средства, собранные моряками и горожанами, был установлен памятник с лаконичной надписью: “КАЗАРСКОМУ. ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР”.

 

14 мая 1877 г. Первая успешная атака минных катеров

В мае 1877 года, вскоре после начала русско-турецкой войны, у турок на Дунае сосредоточились более 20 военных кораблей. Россия же на Черном море по условиям Парижского мирного договора 1856 года военного флота не имела. Русские войска могли противопоставить вражеским броненосцам только минные заграждения и огонь береговых батарей. Правда, довольно меткий - при первой же попытке турецкого броненосного фрегата “Люфти-Джелиль” помешать переправе наших войск через реку, он был потоплен. Однако это была пассивная оборона, а для развития успеха нужны были активные действия против турецких кораблей.

В это время, прибывшие с Балтики, капитан I ранга И. Рогуля и лейтенант Ф. Дубасов предложили использовать на реке, по примеру лейтенанта С.О. Макарова на Черном море, для атаки турецких кораблей маленькие быстроходные катера с шестовыми минами. Вскоре разрешение на операцию было получено и в ночь на 14 мая 1877 года 4 катера, “Царевич”, “Ксения”, “Джигит” и “Царевна”, выйдя из Браилова, направились в Мачинский рукав Дуная, где стояли однобашенный монитор “Сейфи” и броненосные канонерки “Килидж-Али” и “Фетх-уль-Ислам”. Ночь выдалась темная и дождливая, видимость была очень плохая. Приблизившись малым ходом к месту стоянки турецких кораблей, катера перестроились в две колонны. Впереди шли “Царевич” и “Ксения” лейтенантов Дубасова и Шестакова, за ними - “Джигит” и “Царевна” мичманов Персина и Баля.

В 3 часа ночи Дубасов в 120 м перед собой увидел вражеский монитор и устремился на противника. Как выяснилось позднее, турки предполагали возможность нападения, поэтому на всех кораблях была усилена караульная служба. С “Сейфи” Дубасова окликнул часовой и выстрелом поднял тревогу. Монитор осветился огнями, турецкие комендоры, дремавшие прямо у орудий, немедленно открыли огонь. И тут решающую роль сыграли личные качества командира минных катеров. Дубасов сам стал к штурвалу и направил катер в кормовую часть вражеского корабля, чтобы лишить его возможности двигаться. “Царевич” ударил “Сейфи” шестовой миной, грянул взрыв, и под кормой монитора на высоту 30 м поднялся столб воды и дыма. Сверху на русских моряков посыпались куски железа и дерева, катер мгновенно заполнился водой, его якорь зацепился за корпус монитора. Дубасов готов был приказать экипажу спасаться вплавь, когда боцман доложил, что катер не пострадал, надо только откачать из него воду.

Тем временем корма турецкого монитора стала оседать в воду, а его команда, столпившись на носу, продолжала стрелять из ружей по русским катерам. Решив, что “Сей-фи” тонет слишком медленно, Дубасов дал сигнал командиру “Ксении” Шестакову повторить атаку. Вторая мина взорвалась под

башней монитора и заклинила ее. Корабль стал быстро погружаться и вскоре лег на дно Дуная, из воды остались торчать только мачты с турецким флагом. Беспорядочная орудийная и ружейная стрельба с других турецких кораблей усилилась, и Дубасов дал команду на отход. Чтобы дать ход “Ксении”, его команде пришлось сначала нырять в воду и очищать винт, запутавшийся после взрыва в водорослях. “Джигит” во время отхода получил пробоину от ружейной пули, которая едва не погубила его. Персин посадил катер на мель, пробоину заделали пенькою, и “Джигит” пошел к остальным катерам.

Благополучное возвращение всех катеров казалось чудом, так как накануне в наших войсках распространился слух о гибели русских моряков. Но такого успеха Дубасову было мало. Днем он взял шлюпку с несколькими матросами и на глазах у изумленных турок подплыл к затонувшему монитору, снял с него турецкий флаг и вернулся к своим. Александр II наградил Дубасова и Шестакова орденами Святого Георгия 4-й степени. Это были первые Георгиевские кавалеры русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

 

14 - 15 мая 1905 г. Цусимское сражение

2 октября 1904 года из Либавы на усиление Порт-Артурской эскадры вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского. В пути к ней присоединились корабли 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова, а также отряды контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама и капитана I ранга Л.Ф. Добротворского. К этому времени Порт-Артур уже пал, поэтому Рожественскому была поставлена задача прорываться во Владивосток.

Совершив беспримерный в истории парового флота переход протяженностью около 18 тысяч миль, в ночь на 14 мая 1905 года русские корабли вошли в Корейский пролив. В это время под командованием Рожественского находилось 8 эскадренных броненосцев (ЭБР), 3 броненосца береговой обороны (ББО), 1 броненосный крейсер (БРКР), 8 крейсеров (КР), 9 миноносцев (М) и 9 вспомогательных судов. В 13 часов 15 минут 14 мая у острова Цусима русская эскадра встретилась с основными силами японского флота адмирала Х. Того: 4 ЭБР, 8 БРКР, 16 КР, 63 М, 6 кораблей береговой обороны и 24 вспомогательных судна. Японская сторона имела преимущество в мощности артил-лерийского огня (910 стволов против 228 русских), в скорострельности орудий (360 выстрелов в минуту против 134), в большем фугасном действии снарядов, в скорости хода (16-18 узлов против 12-13), в бронировании кораблей (в среднем 60% против 40%).

Русская эскадра следовала в строю двух кильватерных колонн. Адмирал Того решил захватить инициативу и попытался пересечь ей курс. Рожественский перестроил свои корабли в одну колонну и в 13 ч. 49 мин. приказал открыть огонь по разворачивающимся японским кораблям с дистанции 38 каб. Японская эскадра открыла ответный огонь через 3 минуты, сосредоточив его на флагманских русских броненосцах. По “Князю Суворову” вице-адмирала Рожественского стреляли 4 японских ЭБР, а по “Ослябя” - все броненосные крейсера противника. Около 14 ч. 20 мин. разбитый “Ослябя” вышел из строя. Через 30 минут он перевернулся и затонул. Флагманский ЭБР “Князь Суворов”, потеряв управление, также вышел из строя и далее шел самостоятельно. Вице-адмирал Рожественский был тяжело ранен и перестал руководить боем. Однако на “Князе Суворове” не было поднято сигналов о передаче командования. Эскадра шла за головным кораблем “Император Александр III” (командир капитан I ранга Н.М. Бухвостов) назначенным курсом NO-23 во Владивосток. В 14 ч. 40 мин. “Император Александр III”, получив повреждения от огня японских БРКР, вышел из строя, а эскадру повел следующий за ним ЭБР “Бородино” (командир капитан I ранга П.И. Серебренников). Около 17 ч. 30 мин. Рожественский и часть его штаба перешли с броненосца на миноносец “Буйный”, и только около 18 часов командование перешло к контр-адмиралу Н.И. Небогатову, находившемуся на ЭБР “Император Николай I”.

В 18 ч. 50 мин. перевернулся и погиб со всем экипажем броненосец “Император Александр III”. В 19 ч. 10 мин. опрокинулся и затонул, шедший головным, ЭБР “Бородино”. Из его экипажа был спасен только один матрос. В 19 ч. 30 мин. после полуторачасового боя с крейсерами и миноносцами противника, получив попадания трех торпед, затонул “Князь Суворов”. Из его экипажа не спасся ни один человек.

К наступлению темноты русские потеряли 4 ЭБР, а все другие корабли получили повреждения разной степени. Японский флот потерь не имел, хотя некоторые корабли серьезно пострадали от артиллерийского огня. Русские крейсера, двигавшиеся отдельной колонной, вели бой самостоятельно против крейсеров противника, во время которого с нашей стороны были потеряны вспомогательный крейсер и транспорт.

Ночью японские миноносцы предприняли ряд торпедных атак и потопили ЭБР “Наварин”. Получили пробоины и были затоплены экипажами ЭБР “Сисой Великий”, КР “Адмирал Нахимов” и “Владимир Мономах”. Японцы потеряли при этом 3 миноносца. Строй русских кораблей распался, только под командованием Небогатова продолжали идти 2 ЭБР, 2 ББО и 1 КР. Крейсера “Олег”, “Аврора” и “Жемчуг” оторвались от преследователей и ушли в Манилу, где были интернированы. Транспорты “Корея” и “Свирь” ушли в Шанхай, “Анадырь” - к острову Мадагаскар (впоследствии он самостоятельно вернулся в Россию).

К утру 15 мая русская эскадра как организованная боевая сила перестала существовать. В 10 ч. 40 мин. отряд Небогатова был окружен и, не вступая в бой, сдался. Только крейсер “Изумруд”, используя преимущество в скорости, прорвал кольцо вражеских кораблей и ушел к Владивостоку, но на следующий день в заливе Святого Владимира в темноте он сел на мель и был взорван экипажем. Сдался японцам и миноносец “Бедовый”, на борту которого находился тяжело раненный З.П. Рожественский с офицерами штаба. Сражение уже носило очаговый характер. В этот день в ходе боя погибли ББО “Адмирал Ушаков”, крейсера “Дмитрий Донской” и “Светлана”, миноносец “Безупречный”. В виду серьезных повреждений и угрозы захвата противником, своими экипажами были затоплены миноносцы “Блестящий”, “Громкий” и “Быстрый”. Миноносец “Бодрый”, имея на борту спасенный экипаж “Блестящего” дошел до Шанхая и там интернировался. После боя с 2 миноносцами противника ушел от погони и прорвался во Владивосток миноносец “Грозный”. До Владивостока также дошли крейсер “Алмаз” и миноносец “Бравый”.

В Цусимском сражении, несмотря на стойкость и мужество русских матросов и офицеров, Российский флот потерпел второе после Роченсальмского, 28 июня 1790 года, крупное поражение, оказавшее решающее влияние на общий ход и исход русско-японской войны 1904-1905 годов. Всего было потоплено, попало в плен и интернировано 27 кораблей, погибло более 5 тысяч человек, около 6 тысяч моряков оказалось в японском плену. Японцы потеряли всего 3 миноносца, хотя большинство их кораблей получили повреждения. 116 японских моряков погибло, 538 были ранены. (В сентябре 1905 года, всего через неделю после заключения мирного договора, броненосец “Микаса” затонул от мощного внутреннего взрыва, при этом погибли 256 человек и 343 были ранены, что больше чем за все Цусимское сражение).

Выявившая серьезные недостатки в строительстве и подготовке русского флота, конструкции кораблей и оружия, Цусимская катастрофа послужила толчком к решительным реформам морского ведомства России и потребовала кардинальных изменений во всех сферах военно-морской политики государства.

 

14 мая 1969 г. Создано ФГУП ГНПП “Регион”

В 60-е годы в НИИ-24, занимавшимся разработкой артиллерийских боеприпасов, были начаты работы по созданию подводной сверхскоростной противолодочной ракеты (СПР) для борьбы с атомными подводными лодками. В те же годы в Государственном специальном конструкторском бюро (ГСКБ-47), головной организации по авиабомбам, началась разработка авиационной противолодочной ракеты (АПР) с акустической головкой самонаведения и с работающим под водой реактивным двигателем, что обеспечивало быстроту и высокую вероятность поражения подводной лодки после обнаружения ее с авиационного носителя. Однако масштабы научно-технических проблем этих разработок, особенно в области управления и надежности реактивных двигателей, потребовали тесного и длительного взаимодействия этих организаций, поэтому для активизации работ по созданию управляемого противолодочного оружия постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1969 года на базе коллективов НИИ-24 и ГСКБ-47 был создан Научно-исследовательский институт прикладной гидромеханики (НИИ ПГМ), которому в 1973 году была поручена также разработка корректируемых и управляемых авиабомб (КАБ и УПАБ). Первым директором НИИ ПГМ был назначен доктор технических наук, лауреат Ленинской премии В.Р. Серов.

В короткие сроки коллективом института (главный конструктор Е.Д. Раков) в кооперации с основными контрагентами по важнейшим направлениям работ была создана первая в мире и до сих пор уникальная СПР, которая за счет использования принципа движения тел в режиме развитой кавитации имеет скорость под водой около 180 узлов, что в 4 - 5 раз выше, чем у торпед. Эта СПР в настоящее время состоит на вооружении нашего ВМФ под названием “Шквал”. Одновременно НИИ ПГМ разработал первые образцы АПР (главный конструктор А.И. Зарубин), а также целый ряд высокоэффективных КАБ с лазерной и телевизионной системами наведения (главные конструктора Н.С. Привалов и Б.Е. Мерцалов).

Создание новой техники сопровождалось строительством лабораторий, производственных и испытательных баз. С 1969 по 1976 год в Москве были построены основные инженерные, производственные и лабораторные корпуса. Вместе со строительством серийного завода было создано НПО “Регион”, которое к концу 80-х годов начало выполнять полный цикл НИОКР, серийное производство и дальнейшую доводку подводного управляемого оружия для ВМФ, а также КАБ и УПАБ для фронтовой авиации.

За 30 лет в ГНПП “Регион” были разработаны и переданы на вооружение ВМФ и ВВС 12 образцов надежного и высокоэффективного управляемого оружия, за что 23 его сотрудника стали лауреатами Ленинской, Государственной премии и премии Ленинского комсомола, а предприятие в 1978 году награждено орденом Трудового Красного Знамени. Кроме наших вооруженных сил высокоточное оружие ГНПП “Регион” находится на вооружении ВМС и ВВС Индии, Сирии, Китая и ряда других стран. В настоящее время ФГУП “ГНПП “Регион” возглавляет лауреат Ленинской премии, академик РАРАН, доктор технических наук, профессор Е.С. Шахиджанов.