Военно-морской флот России


21 мая 1789 г. Бой катера “Меркурий” с фрегатом “Венус”  

Описание  

 

     
18 мая 1789 года от отряда русских кораблей капитана генерал-майорского ранга П.И. Лежнева отошел 22-пушечный катер (по классу близкий к бригу) “Меркурий” под командованием капитан-лейтенанта Романа Васильевича Кроуна. Он был послан на перехват 40-пушечного шведского фрегата “Венус”, угрожавшего морскому торговому пути из Архангельска в Кронштадт. Под вечер 20 мая в Христианс-фьорде шведский корабль был обнаружен, стоявшим на якоре в ожидании ветра. На утро 21 мая по-прежнему был штиль. Русский катер, замаскировавшись под купеческое судно, на веслах зашел фрегату с кормы, где у того располагалось только несколько 6-фунтовых пушек, и открыл бортовой огонь. Первым же залпом Кроун сильно повредил рангоут шведского фрегата, окончательно лишив его маневра. “Венус” попытался отстреливаться картечным огнем из ютовых пушек. Тогда двумя бортовыми залпами “Меркурий” буквально прошил фрегат насквозь, вдребезги разбив его корму. Третьего такого залпа не понадобилось. “Венус” спустил флаг и сдался вместе с экипажем в 302 человека. На русском корабле было 4 убитых и 6 раненых. Бой продолжался всего 1,5 часа.

Р.В. Кроун был произведен в капитаны 2 ранга, награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и назначен командиром плененного фрегата, которому сохранили его прежнее название. Смена флага явно пошла на пользу фрегату. Немного найдется в русском флоте кораблей с такой долгой и славной судьбой как у “Венуса”. Уже через месяц после ремонта фрегат под командованием Р.В. Кроуна крейсировал по Финскому заливу и выходил в Балтийское море в составе русской эскадры. На следующий год он участвовал в Ревельском сражении, затем во главе отряда кораблей (в который входил и катер “Меркурий”) успешно отражал атаки шведских гребных судов, при этом было потоплено 8 судов и захвачено 2 галеры. В ходе Выборгского сражения фрегат захватывает 2 галеры и 264 пленных, а на следующий день с помощью корабля “Изяслав” пленит шведский 64-пушечный линейный корабль “Ретвизан”. В компаниях 1791-1797 годов постоянно находится в плаваниях, посещает Голландию, Англию, участвует в действиях против Франции, крейсирует в Северном море, выполняет дипломатические рейсы. В 1798-1800 годах “Венус” принимает участие в войне с Францией. В 1801 году на нем проходили практику гардемарины.

В 1804 году фрегат был включен в состав эскадры капитан-командора А.С. Грейга. Приняв на борт солдат 1-го Морского полка, он выходит в экспедицию на Средиземное море. Во время боевых действий против Франции “Венус” выполняет ответственные поручения вице-адмирала Д.Н. Сенявина, захватывает несколько французских транспортов, в составе эскадры участвует в освобождении русских торговых судов в Триесте, затем обстреливает вражеские укрепления на островах. В паре с фрегатом “Авторил” атакует 11 французских судов. В ходе этого боя 2 вражеские канонерки были потоплены и 2 шебеки захвачены. В сентябре 1806 года фрегат вместе с кораблем “Святой Петр” подавляет 10-пушечную береговую батарею и блокирует французскую гребную флотилию в гавани Старой Рагузы. Принимает активное участие в снабжении баз русского флота на Средиземном море. На переходах топит 3 вражеских транспорта.

В 1807 году в составе эскадры Д.Н. Сенявина “Венус” участвует в бомбардировке островной крепости Тенедос и высадке десанта. Во время Дарданельского сражения “Венус” первым открывает огонь по противнику, а на следующий день с отрядом кораблей атакует отставшие турецкие суда. Летом этого же года захватывает 2 французских корсарских корабля.

В сентябре 1807 года с эскадрой выходит из Корфу в Россию.

В конце ноября заходит в Палермо для ремонта, где вскоре был заблокирован английской эскадрой в составе 5 кораблей. Командир “Венуса” капитан I ранга К.И. Андреянов подготовил фрегат к взрыву, но по ходатайству русского посланника Татищева неаполитанское правительство разрешило поднять над “Венусом” неаполитанский флаг и тем спасло его от гибели. До окончания войны между Россией и Англией фрегат был сдан на хранение в порт, а команда получила статус гостей. В апреле 1808 года на австрийских судах она была доставлена в Триест, а затем в Россию. Дальнейшая судьба героического фрегата неизвестна. Он прослужил России 19 лет и участвовал в пяти войнах. По чертежам “Венуса” для Балтийского флота было построено несколько фрегатов. В 1829 году имя “Венус” унаследовал новый 62-пушечный фрегат Балтийского флота.

 
Самая детальная информация гибкая черепица Shinglas у нас.