Военно-морской флот России


26 мая 1779 г. На Херсонской верфи заложен первый корабль

Описание  

 

     
После заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией, в 1774 году России отошли “прежние завоевания Петра I”: побережье Азовского моря, а также земли между Днепром и Бугом. Крым становился независимым от Турции. Россия получала долгожданный южный выход в Европу через Черное и Средиземное моря. Но для прочного утверждения на Причерноморье ей необходим был сильный флот.

Летом 1775 года один из основателей Азовского флота адмирал А.Н. Сенявин прибыл к устью Днепра. Здесь нашли удобное для стоянки русских кораблей место, а у урочища “Глубокая пристань” было решено заложить первую на юге России кораблестроительную верфь.

11 декабря 1775 года в адрес Адмиралтейств-коллегии последовал указ Екатерины II, определявший будущий состав Черноморского флота. Его основу должны были составить отряд Азовского флота и корабли, построенные на новой верфи в устье Днепра. 18 июня 1778 года выше “Глубокой пристани” у крепости Александр-шанц был основан порт Херсон. После скоропостижной смерти контр-адмирала Шубина руководителем работ назначили генерал-цейхмейстера И.А. Ганнибала. Активное содействие строительству оказывал генерал-губернатор князь Г.А. Потемкин. Первым начальником Херсонской верфи был назначен вице-адмирал Ф.А. Клокачев, впоследствии первый командующий Черноморским флотом.

Ограниченные размеры и глубины Днепровского лимана у Херсона обусловили принятие уникального в отечественной практике решения: 3/4 общего числа линейных кораблей (около 15 вымпелов) оставлять в мирное время на стапелях в состоянии максимальной готовности. По этим же причинам Адмиралтейств-коллегия ограничила размеры кораблей для закладки на Херсонских верфях 60-пушечным рангом.

26 мая 1779 года на Херсонской верфи был заложен первый 60-пушечный корабль “Святая Екатерина”. Строился корабль под руководством мастера В.А. Селянинова. Затем по чертежам А.С. Катасанова известным мастером С.И. Афанасьевым была заложена серия из пяти 66-пушечных кораблей. Головным кораблем этой серии стала “Слава Екатерины”. Командиром корабля № 4 (“Святой Павел”) был назначен капитан 2 ранга, впоследствии знаменитый русский адмирал, Ф.Ф. Ушаков, прибывший в июне 1783 года в Херсон для наблюдения за ходом строительства. Эпидемия чумы, повлекшая за собой гибель большого числа рабочих и моряков (в том числе и адмирала Ф.А. Клокачева), затянула сроки строительства. Поэтому, вместо первоначально запланированного строительства 4 кораблей в год, в 1783-1786 годы строили ежегодно по одному кораблю, а с 1787 года – по два.

Затем на херсонских эллингах корабли и фрегаты строились уже по собственным проектам Херсонского адмиралтейства. 17 ноября 1800 года на Херсонской верфи был спущен на воду 110-пушечный корабль “Ягудил”, долгие годы считавшийся лучшим кораблем Черноморского флота.

Мелководность Днепра при впадении в лиман накладывала ограничения на водоизмещение и осадку строящихся в Херсоне кораблей. Поэтому постепенно центром судостроения на Черном море становится, основанный в 1789 году, Николаев. 7 сентября 1825 года был спущен на воду последний парусный корабль херсонской постройки – 83-пушечный “Иоанн Златоуст”. Почти за полвека на верфях Херсона было построено 35 кораблей. В настоящее время Херсон продолжает оставаться центром судостроения и судоремонта Украины.