Военно-морской флот России


2 ноября 1923 г. Организован ЭПРОН

Описание  

 

     
2 ноября 1923 года в Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) вышел приказ за № 463 с объявлением первого штата Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Экспедиция создавалась для подъема затонувших судов и производства аварийно-спасательных работ на Черном море и в первую очередь для поиска и обследования затонувшего в 1854 году в Балаклавской бухте английского винтового парохода “Принц”. Считалось, что на его борту находилось большое количество золота для английской армии.

Первым начальником ЭПРОНа был назначен помощник начальника Особого отдела ОГПУ Л.Н. Мейер (Захаров). 17 декабря ЭПРОНу передается спасательное судно “Красный Кубанец”, которое базировалось на Севастополь. Летом 1924 года пароход “Принц” был найден, но золота на нем не оказалось, а ЭПРОН продолжил работу по подъему затонувших судов и снятию с непригодных для восстановления кораблей вооружения и другого ценного оборудования. Вскоре были созданы отделения ЭПРОНа в Одессе, Новороссийске, Туапсе и Керчи, а затем в Ленинграде, Мурманске, Баку, Астрахани, Владивостоке и Хабаровске. В 1929 году ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1931 году ЭПРОН был выведен из состава ОГПУ, а с 1932 года он стал единственной в стране организацией, на которую были возложены все подводные, спасательные и опытные глубоководные работы для всех министерств и ведомств. С этого времени его возглавил Ф.И. Крылов. После начала Великой Отечественной войны ЭПРОН вошел в состав Аварийно-спасательной службы ВМФ. К этому времени ЭПРОН был мощной организацией, имеющей 28 спасательных судов и буксиров, большой парк судоподъемных устройств и понтонов, более 3000 специалистов, в том числе около 600 водолазов высокого класса. За время своего существования ЭПРОН поднял 450 кораблей и судов общим водоизмещением 210 тысяч тонн и спас от гибели 188 аварийных судов общим водоизмещением 437 тысяч тонн.