Военно-морской флот России


11 ноября 1910 г. Открылась Севастопольская авиашкола

Описание  

 

     
Севастополь стал первым в России городом, в котором началась подготовка авиаторов для морской авиации. 11 ноября 1910 года при активном содействии Великого князя Александра Михайловича под городом была открыта офицерская школа Отдела Воздушного флота (ОВФ), слушателей в которую начали набирать на добровольной основе из морских офицеров. Инструкторами школы стали известные в ту пору летчики: первый русский авиатор М.Н. Ефимов, лейтенанты С.Ф. Дорожинский и Г.В. Пиотровский, совершивший первый в России полет над морем. Одним из инициаторов создания школы и первым ее слушателем стал начальник Службы связи Черного моря капитан 2 ранга В.Н. Кедрин. 8 апреля 1911 года Кедрин подал рапорт командующему Черноморским флотом вице-адмиралу В.С. Сарнавскому с предложением сформировать в Службе связи авиационное отделение для ведения морской разведки вне видимости береговых наблюдательных постов. Рапорт Кедрина с ходатайством вице-адмирала Сарнавского был направлен в Санкт-Петербург, где получил одобрение начальника Морского Генерального штаба вице-адмирала А.А. Эбергарда, а затем и Морского министра вице-адмирала И.К. Григоровича. 16 апреля 1911 года впервые было успешно осуществлено сопровождение кораблей Черноморской эскадры самолетами с имитацией бомбометания по ним. 24 мая 1911 года лейтенантом В.В. Дыбовским впервые был проведен поиск подводной лодки с самолета. По сути, в этот день в России было положено начало противолодочной авиации.

Так как на колесных самолетах не возможно было тренироваться в посадке и взлете с воды, лейтенант С.Ф. Дорожинский переставил свой “Антуанет” на поплавки. Первые опыты на этом самолете, проведенные летом 1911 года, были неудачными и только с прибытием в мае 1912 года в Севастополь из Франции гидросамолетов “Вуазен-Канар” состоялись первые в России полеты на гидросамолетах над морем.

26 октября 1911 года в Севастопольской авиационной школе состоялся первый выпуск. Официальное звание военного летчика первыми из офицеров флота получили капитаны 2 ранга В.Н. Кедрин и И.Н. Дмитриев, лейтенанты С.Ф. Дорожинский, В.В. Дыбовский и барон О.О. Буксгевден, поручики Б.В. Макеев и В.Ф. Гельгар.

Выпускник Севастопольской школы лейтенант И.И. Кульнев 1 июня 1914 года поднял в испытательный полет первую русскую летающую лодку М-1 конструктора Д.П. Григоровича. В дальнейшем на вооружение морской авиации стали поступать очень удачные гидросамолеты Д.П. Григоровича М-5 и М-9, а также закупленные в США и Франции летающие лодки “Кертис” и “ФБА”. В 1915 году в составе морской авиации на Черном море находилось 30 гидропланов, из которых были сформированы две воздушные бригады и отдельный отряд корабельной авиации, базировавшийся на гидроавиатранспорты (гидрокрейсера) “Император Александр I” и “Император Николай I”. В 1916 году к ним присоединился гидрокрейсер “Румыния”. Все эти суда были переоборудованы с началом войны в авиатранспорты из пассажирских пароходов и принимали на борт по 7 самолетов, спускаемых на воду и поднимаемых на борт с помощью грузовых стрел. К концу войны морская авиация Черного моря насчитывала уже 152 самолета.

На основании опыта Севастопольской авиационной школы в 1914 году Морской ученый комитет утвердил программы обучения для новых школ морской авиации, а возросшая с началом 1-й мировой войны потребность в морских летчиках привела к скорейшему их появлению. В июне 1915 года в Петрограде на Гутуевском острове открылась первая Офицерская школа морской авиации. Первые 16 морских летчиков были подготовлены здесь уже к октябрю 1915 года. В это время русская морская авиация на Балтике состояла из 47 гидросамолетов, а к концу войны их было уже 88 (в том числе несколько самолетов “Илья Муромец” на поплавках). Они входили в состав двух воздушных бригад и отдельный отряд корабельной авиации, состоящий из 9 самолетов, которые базировались на гидрокрейсерах “Орлица” и “Прозорливый”.

В конце 1915 года началась подготовка специалистов для морской авиации в Баку. К 1917 году школы Петрограда и Баку выпускали до 20 летчиков ежемесячно. Специалистов для авиации Черноморского флота также готовили в Одесской и Батумской школах.

В 1916-1917 годах в Петрограде действовали Морская школа воздушного боя и Морская школа высшего пилотажа, в которых летчики морской авиации повышали свои знания и мастерство. На основании опыта первых двух лет войны сложилась организация морской авиационной службы в России. Документально она была изложена в вышедших в 1916 году “Положении о службе морской авиации” и “Положении о дивизионе морской авиации”.

После 1917 года судьба авиатехники морской авиации сложилась трагически. Значительная часть самолетов на Балтике располагалась на авиабазе в Гельсингфорсе и была захвачена белофиннами. Самолеты, базировавшиеся на Баку, попали в руки англичан. Гидрокрейсер “Румыния” 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками и передан Румынии, остальные два гидрокрейсера Черного моря были затоплены. “Орлица” участвовала в Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт, после чего была выведена из боевого состава флота и разоружена.

 
Производство косметики флора лик.