Военно-морской флот России


14 ноября 1803 г. Русские корабли впервые пересекли экватор

Описание Фотографии

 

     
В конце 1786 года императрица Екатерина II подписала указ Адмиралтейств-коллегии об отправлении “...из Балтийского моря два судна...и две вооруженные шлюпки морские или другие суда по лучшему её усмотрению, назнача им объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда, продолжая путь через Сондской пролив и оставя Японию в левой стороне, идти на Камчатку...”. Начальником этой экспедиции был назначен опытнейший моряк капитан I ранга Г.И. Муловский. Начавшаяся война со Швецией помешала осуществлению этих планов. В бою у острова Эланд геройски погиб командир линейного корабля “Мстислав” Григорий Муловский. В этом же сражении на “Мстиславе” принял боевое крещение мичман И.Ф. Крузенштерн. Именно он в 1799 году подал на имя вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала графа Г.Г. Кушелева проект кругосветного путешествия, составленный на основании разработок Муловского. Но проект посчитали преждевременным. И только в 1801 году, когда Кушелева на его посту сменил адмирал граф Н.С. Мордвинов, проект кругосветной экспедиции был принят к реализации. Большую роль в этом сыграли влиятельные люди того времени - камергер Н.П. Резанов, являвшийся одним из руководителей Российско-Американской кампании и министр коммерции граф Н.П. Румянцев. Кроме географических исследований в задачу экспедиции входили доставка грузов этой компании на Камчатку и Аляску, продажа пушнины в Кантоне, закупка чая и других продуктов. Резанов был назначен послом для переговоров с Японией о разрешении русским судам заходить в её порты. Два шлюпа и часть снаряжения для экспедиции были куплены в Англии капитан-лейтенантом Ю.Ф. Лисянским, имевшим к этому времени 18 морских компаний и орден Святого Георгия 4-й степени.

26 июля 1803 года трехмачтовые шлюпы “Надежда” (450 т водоизмещения) с 80 членами экипажа под командованием капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна и “Нева” (370 т водоизмещения) с 47 членами экипажа под командованием капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского вышли из Кронштадтского рейда. В составе экипажей шлюпов были лучшие военные моряки и известные в дальнейшем мореплаватели М.И. Ратманов, П.Т. Головачев, П.В. Повалишин, Ф.Ф. Белинсгаузен, О.Е. Коцебу и другие. По пути в Атлантический океан шлюпы заходили в Копенгаген и Фальмут. Следующая остановка была на Канарских островах. С первых дней плавания на шлюпах проводились метеорологические и гидрологические наблюдения.

14 ноября 1803 года навечно вошел в историю российского флота. В этот день в 10 часов утра под гром артиллерийского салюта русские корабли под Андреевским флагом впервые пересекли экватор. Торжественно отпраздновав это событие, на следующий день шлюпы продолжили свой путь. У Огненной Земли корабли попали в жестокий шторм, но благодаря отличной выучке команд и крепости судов, благополучно его миновали. После того, как в марте 1804 года шлюпы обогнули мыс Горн, они потеряли в густом тумане друг друга и встретились только у Маркизских островов. До этого “Нева” побывала на острове Пасхи. Дальнейший путь кораблей пролег к Сандвичевым (Гавайским) островам, затем “Надежда” пошла в Петропавловский Порт, а “Нева” - к берегам Русской Америки (к Аляске).

Крузенштерн привел свой корабль к Петропавловскому Порту 3 июля 1804 года. Проведя ремонт и пополнив запасы, “Надежда” 26 августа вышла в японский порт Нагасаки. Во время этого перехода шлюп попал в сильный шторм, а затем, уже у берегов Японии, в бурю. Чудом “Надежду” не разбило о скалы. 27 сентября русский корабль благополучно вошел на рейд Нагасаки, где и простоял более 6 месяцев, пока посольство Резанова вело переговоры с правительством Японии. Переговоры завершились безрезультатно, поэтому 5 апреля 1805 года “Надежда” покинула японский берег. 18 августа шлюп вернулся в Петропавловский Порт, проведя в пути географические исследования Сангарского пролива, острова Хокайдо и побережья Сахалина. 27 сентября Крузенштерн, оставив посольство Резанова на берегу, взял курс на китайский порт Кантон, где у него была намечена встреча с Лисянским.

“Нева” 1 июля 1804 года вошла в гавань Святого Павла на острове Кадьяк, где и зазимовала. За это время были проведены исследования соседних островов и залива Ситха. На одном из островов команде шлюпа пришлось повоевать с индейскими племенами. 21 августа 1805 года корабль направился в Кантон для встречи с “Надеждой”. В этом переходе Лисянский специально выбрал неизведанный ранее маршрут, чтобы “...сделать путешествие наше полезнейшим, и новыми открытиями доставить честь и славу Российскому флагу”. 15 октября в центральной части Тихого океана “Нева” села на неизвестную мель. Только через 4 дня шлюп удалось вывести на глубокую воду.

21 ноября шлюпы встретились на рейде китайского порта Макао, а 21 февраля 1806 года вышли в обратный путь через Индийский океан. Недалеко от мыса Доброй Надежды корабли опять потеряли друг друга в тумане и далее добирались домой поодиночке. “Нева” без захода в порт за 142 дня дошла из Кантона в Портсмут, установив рекорд такого плавания. Приведя корабль в порядок после длительного похода, Лисянский вышел в последний переход и 22 июля 1806 года “Нева” вошла на рейд Кронштадта, первой закончив русскую кругосветку.

Не дождавшись Лисянского у острова Святой Елены, где была назначена встреча кораблей, Крузенштерн без остановки направился к родным берегам. 7 августа “Надежда” благополучно возвратилась в Кронштадт. Первое в истории российского флота кругосветное путешествие продолжалось 3 года.