Военно-морской флот России


23 ноября 1846 г. Заложен фрегат “Архимед”

Описание  

 

     
23 ноября 1846 года по инициативе Пароходного комитета на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге был заложен 48-пушечный фрегат “Архимед”, ставший первым русским военным кораблем с винтовым движителем. Фрегат (водоизмещение 2300 т, длина 54,6 м, ширина 13,56 м) строился по проекту и под руководством талантливого судостроителя, полковника корпуса корабельных инженеров И.А. Амосова. Корабль был спущен на воду 20 июля 1848 года и вошел в состав Балтийского флота. 4 паровые машины корабля были изготовлены в Шотландии на заводе “Рени”. Они имели суммарную мощность 300 л.с. и вращали один гребной вал с двухлопастным гребным винтом. На пароходе была сохранена парусная оснастка - три мачты с прямыми парусами. 6 октября 1850 года в пасмурную погоду “Архимед” разбился близ острова Борнхольм в Балтийском море.

Вскоре на Охтинской верфи заложили еще 2 подобных винтовых фрегата, а с середины XIX века верфь полностью перешла на строительство винтовых судов.

К 1853 году в составе Балтийского и Черноморского флотов насчитывалось 16 пароходофрегатов и 36 вспомогательных судов с паровыми машинами. С началом войны 1853-1856 годов выявилась острая нехватка паровых военных кораблей, поэтому в мастерских Кронштадтского военного порта были в срочном порядке переоборудованы и оснащены паровыми машинами с гребными винтами 4 деревянных парусных линейных корабля: “Выборг”, “Гангут”, “Вола” и “Константин”. Еще 5 линейных кораблей традиционной по тем временам конструкции были специально заложены под размещение паровых машин, котлов и винтовых движителей. Это были линейные корабли “Орел”, “Ретвизан”, “Цесаревич”, “Император Николай I” и “Босфор”. В 1865-1880 годах все они пошли на слом. Для России начиналась эпоха железных броненосцев.