Военно-морской флот России


25 ноября 1941 г. Начало экспедиции ледокола “А. Микоян”

Описание  

 

     
В ноябре 1935 года на верфи судостроительного завода Николаева для Севморпути был заложен новый паровой ледокол “О.Ю. Шмидт” водоизмещением 11200 т. В 1939 году, уже после спуска на воду, его переименовали в “А. Микоян”. 22 июня 1941 года ледокол еще стоял у достроечной стенки завода и по расчетам мирного времени на завершение работ необходимо было около 7 месяцев. Война внесла поправку во все нормативы. Уже 5 августа ледокол под командованием капитана 2 ранга С.М. Сергеева отошел от заводских причалов и своим ходом направился в Севастополь. Там мобилизованный ледокол дооборудовали во вспомогательный крейсер, вооружили тремя 130-мм, четырьмя 76-мм пушками и четырьмя пулеметами и включили в отряд кораблей, поддерживающих сухопутные войска у Одессы. 22 сентября 1941 года пушки ледокола прикрывали десант под Григорьевкой .

В ноябре ледокол получает задание совершить сложнейший в условиях военного времени переход на Дальний Восток. Первая трудность состояла в том, что нейтральная Турция отказалась пропустить через Босфор вооруженное судно воюющей страны. Поэтому ледоколу сначала пришлось зайти в Поти, где за 5 дней с него сняли все вооружение, а затем в Батуми принять полный запас топлива, воды и провизии.

25 ноября 1941 года “Микоян” с командой 140 человек вышел с рейда Туапсе. Вместе с ним шли танкеры “Сахалин”, “Туапсе” и “Варлаам Аванесов”. До турецкого берега караван сопровождали лидер “Ташкент” и эсминцы “Способный” и “Сообразительный”. Благополучно миновав воды Черного моря и пройдя Босфор, первую остановку ледокол сделал в порту Стамбула. Следующая остановка должна была быть на Кипре, в военно-морской базе союзников Фамагуста. Но перед этим нужно пройти воды Эгейского моря, на многочисленных островах которого располагались базы итальянского и немецкого флотов, а также Средиземное море, являвшееся театром активных военных действий 2-й мировой войны.

В ночь с 30 ноября на 1 декабря ледокол в одиночку отправился в путь. Под утро капитан приткнул судно к неприметному островку в Эдремитском заливе, а поздно вечером пошел дальше. Так продолжалось двое суток, но на третью ночь, сразу при выходе из пролива Дарданеллы безоружный ледокол подвергся атаке трех итальянских торпедных катеров. Мастерство и мужество команды, а также отличные ходовые качества судна позволили ледоколу уклониться от выпущенных торпед. После этого катера открыли по надстройкам огонь из малокалиберных пушек и пулеметов. Одна из очередей подожгла на ледоколе спасательный катер с запасом бензина для его мотора. Яркое пламя и дым стали заволакивать корпус корабля и итальянцы, решив, что он сильно поврежден и никуда не денется, ушли от него. Команда ледокола выбросила за борт горящий катер, заделала пробоины в дымовых трубах для обеспечения необходимой тяги и продолжила путь. Когда “Микоян” прибыл в Фамагусту, моряки насчитали в его корпусе и надстройках более 150 пробоин. Англичане сообщили экипажу, что радиостанции Рима и Берлина уже оповестили мир о потоплении большого русского ледокола. Через несколько дней по этому маршруту пошел танкер “Варлаам Аванесов”, но 19 декабря он был потоплен подводной лодкой в районе острова Тенедос. “Сахалину” и “Туапсе” удалось благополучно дойти до Фамагусты, где они поступили в распоряжение союзного командования на Средиземном море.

После ремонта в Хайфу “Микоян” продолжил свой опасный путь. Пройдя Суэцкий канал и двигаясь необычным маршрутом вдоль восточного побережья Африки, ледокол пересек Атлантический океан, прошел мимо мыса Горн и взял курс на Сан-Франциско. Далее он пересек Тихий океан и, пройдя в общей сложности 25 тысяч миль, вошел в начале августа 1942 года в Анадырьский залив. Задание было выполнено.

Но на этом легендарный рейс не закончился. Ледокол снова вооружили 3 76-мм пушками, 10 зенитными 20-мм автоматами и 8 пулеметами. 14 августа во главе каравана судов он отправился через Северный Ледовитый океан в Белое море. Это была экспедиция особого назначения ЭОН-18. “А. Микоян” и еще два ледокола должны были за одну навигацию провести по Северному морскому пути 19 грузовых транспортов, лидер “Баку”, эсминцы “Разумный” и “Разъяренный”. В этом рейсе ледоколом командовал опытный североморец, бывший капитан ледореза “Ф. Литке” Ю.В. Хлебников. В Тикси к каравану присоединился ледокол “Красин”. Подождав в порту Тикси пока из Карского моря уйдет немецкий тяжелый крейсер “Адмирал Шеер” и две подводные лодки, посланные своим командованием для поиска и уничтожения именно судов ЭОН-18 (операция “Вундерланд”), 19 сентября караван со всеми мерами предосторожности двинулся через пролив Вилькицкого в Карское море. После того, как суда ЭОН-18 достигли чистой воды, “Микоян” еще некоторое время помогал другим судам пройти Карское море, а с прекращением навигации 21 декабря обогнул Канин нос и направился к Архангельску. И тут ледокол наскочил на мину, но благодаря прочному ледовому корпусу, остался на плаву. Экипаж провел возможный ремонт прямо среди льдов, и в канун нового 1943 года “Микоян” прибыл в Северодвинск.

После открытия навигации 1943 года ледокол отправился на ремонт в американский город Сиэтл, так как в наших северных портах еще не было доков для судов такого водоизмещения. В дальнейшем ледокол обеспечивал ледовые проводки наших и союзных конвоев в Баренцевом, Белом и Карском морях, в Восточном секторе Арктики и Тихого океана. Закончил свои ледовые плавания “Микоян” в конце 60-х годов.