Военно-морской флот России


1 октября 1932 г. Завершилось плавание л/п “Сибиряков” по СМП

Описание  

 

     
Ледокольный пароход “Александр Сибиряков” был построен в 1909 году на верфи английского города Глазго для зверобойного промысла в Арктике и после спуска на воду носил имя “Белавенчур”. Он имел водоизмещение 1383 т, длину 73,5 м, ширину 10,9 м, мощность паровой машины около 2000 л.с., скорость хода 13 узлов. В 1916 году судно было приобретено Морским министерством России и названо в честь русского золотопромышленника А.М. Сибирякова. В 1914-1918 годах пароход под командованием известного полярного капитана И.П. Ануфриева перевозил военные и гражданские грузы по Белому морю, а затем плавал в Арктических морях.

28 июля 1932 года пароход “Сибиряков” под командованием капитана В.И. Воронина с экипажем 50 человек, 12 научными работниками и 4 пассажирами вышел из Архангельска с труднейшей задачей - впервые в истории пройти по

Северному морскому пути из Белого в Берингово море за одну навигацию. Экспедицию возглавил профессор О.Ю. Шмидт. Плавание проводилось в связи с научными исследованиями по программе Второго международного полярного года. Пройдя Белое и Баренцево моря, пароход через пролив Маточкин Шар вошел в Карское море. В 25 милях восточнее этого пролива появились первые льды. У Диксона “Сибиряков” вышел на чистую воду и вскоре вошел в бухту Диксона, где пополнил запасы угля с зафрахтованного норвежского транспорта “Вагланд”.

10 августа “Сибиряков” взял курс на Северную Землю. На этом этапе пути его сопровождал ледокольный пароход “Русанов”, который должен был основать на Северной Земле полярную станцию. По пути был открыт остров, названный именем гидрографа К.Е. Сидорова. В море “Сибиряков” получил радиосообщение о том, что пролив Вилькицкого забит тяжелыми многолетними льдами. О.Ю. Шмидт и его помощник профессор В.Ю. Визе решили впервые в истории мореплавания обойти архипелаг Северная Земля с севера. Это пароходу удалось сделать. Уже обогнув архипелаг, “Сибиряков” на широте 81° 07’ встретил сплошные паковые льды. Достигнув самой северной точки своего плавания 81° 28’ с.ш. и 96° 54’ в.д., “Сибиряков” вынужден был повернуть к югу и следовать вдоль восточного берега Северной Земли.

26 августа экспедиция прибыла в бухту Тикси. Пополнив запасы угля, 30 августа судно продолжило плавание на восток, к устью Колымы, взяв на буксир 2 речных парохода, “Партизан” и “Якут”. 3 сентября “Сибиряков” на траверсе Медвежьих островов встретил ледорез “Литке”, проводивший караван их двадцати судов к устью Колымы с востока. Передав сопровождение своих пароходов “Литке”, “Сибиряков” направился к проливу Лонга. После того, как он пересек 167-й меридиан, начались многолетние торосистые льды. Медленно двигаясь среди них, “Сибиряков” к 10 сентября достиг острова Колючина, где в тяжелых льдах сломал все четыре лопасти гребного винта. Для их замены был создан дифферент на нос путем перемещения 400 т угля и запасов продовольствия. В результате этого гребной вал оказался на глубине менее метра. 6 суток работы в ледяной воде, и лопасти были заменены, а грузы перенесены на место. Но спустя два дня, 18 сентября обломился и утонул конец гребного вала вместе с винтом. “Сибиряков” потерял возможность самостоятельно двигаться, начался дрейф судна во льдах.

Но экипаж не пал духом. Постановкой якоря и подрывом льдин он старался не допустить перемещения судна обратно на запад. 27 сентября поднялся сильный попутный ветер, разогнавший льды. Над пароходом были поставлены самодельные паруса и “Сибиряков” стал двигаться со скоростью до 0,5 уз.

1 октября 1932 года героические усилия экспедиции увенчались успехом. В 14 часов 45 минут “Сибиряков” вышел на чистую воду у самого входа в Берингов пролив. Здесь он был взят на буксир и отведен в бухту Провидения рыболовецким судном “Уссуриец”. Задача, поставленная перед экспедицией, была выполнена за 65 дней. 17 декабря 1932 года Постановлением ЦИК СССР ледокольный пароход был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Еще один подвиг экипаж “Александра Сибирякова” совершил в годы войны. 25 августа 1942 года, не спустив флага, пароход погиб в неравном бою с немецким тяжелым крейсером “Адмирал Шеер”.