Военно-морской флот России


27 октября 1939 г. В состав флота вошел первый серийный катер на воздушной подушке

Описание  

 

     
Первое упоминание принципа “воздушной подушки” относится к 1716 году, когда швед Е. Сведенберг дал описание судна, которое должно было приподниматься над водой за счет загоняемого веслами под корпус воздуха. Через 147 лет, 12 сентября 1853 года, коллежский асессор из Архангельской губернии Иванов предложил свой проект “трехкильного духоплава, которое с помощью воздушной на нем машины вгнетанием воздуха под его днище может плыть с значительной быстротой против ветра и стремя воды”. Ответа на свое предложение Иванов не получил. 1897 году французский инженер К. Алер предложил использовать в военных целях построенный им катер на воздушной подушке “Авион-3”. В 1916 году австрийский инженер Д. Томамхул спроектировал и построил торпедный катер на воздушной подушке, развивавший около 40 узлов, но в связи с тем, что после 1-й мировой воины австро-венгерская монархия распалась, работы в этой области были прекращены.

В нашей стране первые опыты с моделями аппаратов на воздушной подушке в 1927 году начал доцент Донского политехнического института В.И. Левков. В своих первых шагах он опирался на теоретические наработки К.Э. Циолковского. В 1934 году Левков продемонстрировал действующую модель судна на воздушной подушке (СВП) специально назначенной комиссии, в состав которой входили командующий ВВС РККА Я.Я. Алкснис, специалист по аэродинамике Б.Я. Юрьев и авиаконструктор А.Н. Туполев. После успешных испытаний модели комиссия рекомендовала приступить к постройке опытного двухместного образца, получившего литерно-цифровое обозначение “Л-1”. Летом он прошел успешные испытания на Плещеевом озере. В декабре этого же года было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ) по проектированию судов на воздушной подушке, которое возглавил В.И. Левков. На базе “Л-1” ОКБ изготовило нескольких опытных образцов “летающих Л”. Полученный опыт позволил к 1936 году создать дюралюминиевый “Л-5”, оснащенный двумя авиационными моторами М-45 мощностью по 850 л.с. Масса “Л-5” составляла 8,6 т.

Летом 1937 года в Копорском заливе начались его испытания, в ходе которых катер достиг скорости 73 узла (135 км/ч). Мореходные качества проверялись при волне в 3 балла. Катер успешно двигался не только над водой, но и по пологому берегу и над пашней. 27 октября 1939 года первый “Л-5” вошел в состав Балтийского флота.

В 1939-1940 годах малой серией было построено еще 3 таких судна. После вооружения катеров двумя 450-мм торпедными аппаратами и двумя 12,7-мм пулеметами вес катера достиг 11,3 т. Двигательная установка суммарной мощностью около 2000 л.с. позволяла достигать скорости 70 узлов. Экипаж состоял из 5 человек. Во флоте эти катера имели индексы с “ТКЛ-1” до “ТКЛ-4”. С началом Великой Отечественной войны все они были законсервированы и в боевых действиях не участвовали.

К дальнейшим работам по созданию судов на воздушной подушке Левков смог приступить только после окончания войны. Но в 1954 году он скоропостижно скончался. Работы были возобновлены в 60-х годах. В 1974 году коллектив ЦКБ “Нептун” под руководством Г.Е. Андреева в инициативном порядке спроектировал и построил катер на воздушной подушке АКВПР-1, получивший название “Барс”. За ним последовал целый ряд катеров, отличающихся назначением, энергоустановкой и грузоподъемностью. В настоящее время на вооружении нашего флота находятся различные катера на воздушной подушке: “Скат”, “Кальмар”, “Омар”, а также танко-десантные корабли “Джейран” и “Зубр”. Следующее поколение десантных кораблей на ВП открыл проект 12061 “Мурена” (водоизмещение 149 т), способный двигаться на воздушной подушке при волнении моря высотой до 1,25 м.

 
Развесной табак продаю табак.