Военно-морской флот России


29 октября 1955 г. Гибель линкора “Новороссийск”

Описание  

 

     
В 1913 году в строй военно-морского флота Италии вошел линейный корабль “Джулио Чезаре” (“Юлий Цезарь”). В 30-х годах он прошел модернизацию на верфях Генуи. После окончания Второй мировой войны, страны-победительницы пришли к соглашению о разделе итальянского флота в счет репараций, по которому Советский Союз получил 33 корабля, в том числе и “Джулио Чезаре”. Все они вошли в состав Черноморского флота. 6 февраля 1946 года на линкоре был поднят Советский Военно-морской флаг, а 5 марта 1949 года он получил название “Новороссийск”.

28 октября 1955 года линкор вернулся в Севастопольскую бухту с ходовых испытаний после ремонта и стал на якорь и якорную бочку № 3. В 1 час 30 минут ночи 29 октября под днищем носовой части корабля раздался мощный взрыв, проломивший корпус до верхней палубы. Крымские сейсмологические станции Ялты и Симферополя зафиксировали на своих приборах не один, а два взрыва, последовавшие сразу один за другим. В результате их сразу погибло 150-170 человек команды. На “Новороссийске” была объявлена тревога, и аварийные партии линкора приступили к работам по спасению корабля. Через полчаса после взрыва на “Новороссийск” прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко и член Военного совета флота вице-адмирал Н.М. Кулаков в сопровождении различных должностных лиц. Было принято решение отбуксировать линкор на мелководье, которое оказалось технически невыполнимым. С соседних кораблей на “Новороссийск” стали прибывать аварийные команды и медицинский персонал. Неразбериха усиливалась разными, порою противоречивыми командами адмиралов. На предложения снять с линкора личный состав, не занятый аварийными работами, Пархоменко ответил отказом. Единого управления спасением корабля не было. Вода продолжала прибывать, корабль оседал на нос и кренился на левый борт. Было предпринято еще несколько безуспешных попыток буксировки линкора, при этом неверно выбранное направление буксировки только увеличило крен. Для устранения крена затопили несколько отсеков, но это помогло ненадолго. Вода распространялась по кораблю. Не занятые работами моряки с затопленных боевых постов были построены на корме. И только в 4 часа, когда крен достиг угрожающих размеров (17-18 градусов), была дана команда на пересадку их в спасательные средства. Но было уже поздно. В 4 часа 15 минут линкор водоизмещением 28 тысяч тонн опрокинулся, сбрасывая с палубы сотни моряков, убивая их сорвавшейся башней, трапом, накрывая палубой и надстройками. Из стоявших на юте почти тысячи человек на ближайшие буксиры успели перейти только несколько десятков. Большинство остальных сорвались с палубы в воду, немногим удалось перебраться на днище. В последний момент барказ с крейсера “Михаил Кутузов” снял с воды свою аварийную партию, но отойти не успел, и был накрыт линкором. На нем погибли 27 моряков.

Внутри перевернутого линкора осталось около 200 моряков. Спускавшиеся под воду легкие водолазы отчетливо слышали как замурованные и обреченные на смерть моряки пели “Варяга”. На днище в районе кормового дизеля спасателям удалось вырезать небольшое отверстие, через которое удалось спасти 7 матросов. Только в 22 часа кормовая часть днища “Новороссийска” окончательно ушла под воду и легла на грунт на глубине 16-17 м.

В 6 часов утра 31 октября с помощью водолазов были спасены еще 2 матроса. К 1 ноября стуки внутри линкора прекратились... По официальным данным катастрофа унесла жизни 544 моряков “Новороссийска” и 67 человек из аварийно-спасательных команд других кораблей и из штабов флота. Но очевидцы утверждают, что погибших было около тысячи, так как накануне трагедии на линкор прибыло более 500 солдат с военной базы Порккалла-Удд, которых, видимо, еще не успели внести в списки личного состава корабля. Для уменьшения числа жертв, потери среди них официально не учитывали. В пользу этой версии говорит секретность похорон погибших.

Из доклада Правительственной комиссии от 17.11.55 г: “...Работы по спасению людей с затонувшего корабля, несмотря на всю их важность, командованием флота были организованы недопустимо плохо,... только спустя 17 часов после катастрофы командование флота подписало приказ об организации работ по подъему корабля, хотя в это время надо было спасать людей, а не поднимать корабль.... Меры по поиску внутри корабля оставшихся в живых людей были организованы совершенно неудовлетворительно... еще в тот момент, когда корма корабля была на плаву и в разных помещениях затонувшего корабля прослушивались стуки оставшихся в живых людей, по приказанию члена Военного совета флота вице-адмирала Кулакова ряд спасательных кораблей... переключился на работу по подъему трупов. Это оторвало и без того крайне ограниченные средства от спасения живых людей... В результате такого преступно-халатного, бездушного отношения к спасению оставшихся в живых людей в затонувшем корабле удалось спасти только 9 человек. Можно утверждать, что при быстрой и правильной организации работ по спасению с использованием всех технических средств можно было спасти значительно больше людей...”.

Комиссия решила, что наиболее вероятной причиной взрыва линкора была донная магнитная мина, оставшаяся со времен войны. Хотя не исключалась возможность диверсии. Данные, полученные после подъема корабля в 1957 году, и информация последующих лет позволяют с большой вероятностью заключить, что линкор затонул в результате взрывов боевых зарядов. Существует версия, что их установили итальянские подводные диверсанты, не смирившиеся с передачей своего корабля бывшему противнику. В последние годы в печати появилась информация, что линкор был взорван советскими спецслужбами с целью создания повода для захвата у Турции Босфора и Дарданелл. Но официального подтверждения или опровержения этих версий нет.

4 мая 1957 года линкор был поднят Аварийно-спасательной службой Черноморского флота, отбуксирован в бухту Казачья и впоследствии разделан на металл.