Военно-морской флот России


2 сентября 1699 г. Русский корабль впервые вошел в Босфор

Описание  

 

     
После решения Боярской думы “Морским судам быть...”, на верфях крупных городов на Дону кумпанствами началось массовое строительство различных кораблей.

На Паньшинской верфи были заложены и весной 1699 года спущены на воду 4 корабля. 2 из них оказались непригодными для морского плавания, один немного поплавал по спокойному Азовскому морю, а четвертый, 46-пушеч-ный корабль “Крепость”, как бы оправдывая свое название, получился прочным, с хорошими мореходными качествами. Именно его Петр выбрал для доставки в Константинополь чрезвычайного посла, думного дьяка Е.И. Украинцева, для заключения мирного договора с турецким султаном. Одновременно царь хотел показать туркам, что у России на юге уже есть большие мореходные военные корабли.

После завершения подготовительных и ремонтных работ, в которых самое непосредственное участие принимал царь Петр, 23 июня 1699 года “Крепость” в составе эскадры адмирала Ф.А. Головина вышла из Азова в Таганрог, где приняла на борт Украинцева с посольской свитой и 111 солдат Преображенского полка. Затем с 14 по 18 августа русская эскадра, сопровождаемая самим Петром I, перешла к турецкой крепости Керчь, запиравшей выход в Черное море. Вначале турецкий паша не хотел пропускать корабль в Черное море, но когда адмирал Головин пригрозил ему, что в таком случае русская эскадра сама проводит своих послов в Константинополь, турки согласились довести “Крепость” в сопровождении своих кораблей до своей столицы.

28 августа 1699 года первый русский корабль вошел в Черное море. При слабом ветре сопровождавшие “Крепость” тяжелые турецкие корабли медленно шли вдоль берега Крыма, а иногда и вовсе останавливались. Такое движение вызывало сильную досаду у 16 бывалых иностранных моряков, составлявших костяк команды нашего корабля. (Большинство из них прибыли в Россию из Голландии, Дании и Швеции по приглашению Петра I и “Великого посольства”). Поэтому, как только отряд повернул в открытое море и ветер посвежел, капитан “Крепости” П. Памбург приказал прибавить парусов. Турецкие корабли стали отставать и вскоре скрылись из виду. Весь дальнейший путь по Черному морю русский корабль прошел в одиночестве.

Через два дня показался турецкий берег. П. Памбург немного просчитался при выходе к Босфору, но быстро исправил свою ошибку и в полдень 2 сентября 1699 года без лоцмана “Крепость” вошла в пролив. К вечеру корабль бросил якорь в трех милях от Константинополя и стал дожидаться отставшие турецкие корабли. Они появились только через сутки. 7 сентября “Крепости” разрешено было войти в гавань.

Почти год шли переговоры, закончившиеся подписанием столь нужного России мирного договора. Не последнюю роль в этом сыграла, стоявшая на виду султанского дворца, “Крепость”. В июне 1700 года корабль вернулся в Азов, доставив на Родину из плена 170 русских солдат. В 1709 году Петр I издал указ о сохранении корабля “для славы, что был в Константинополе”, но в 1711 году при передаче по условиям Прутского договора туркам Азова старый корабль был оставлен на берегу Дона.