Военно-морской флот России


5 сентября 1936 г. Заложена подводная лодка с единым двигателем

Описание Фотографии

 

     
Идея создания для подводной лодки двигателя, способного работать и над водой и в подводном положении, всегда не давала покоя строителям субмарин. Одному из первых удалось на практике решить эту проблему русскому конструктору С.К. Джевецкому, под руководством которого в 1906 году была заложена подводная лодка “Почтовый”. Лодка была оснащена двумя бензиновыми двигателями по 130 л.с., работавшими на один вал, при этом под водой работал только один из двигателей, получавший необходимый кислород из 45 баллонов со сжатым до 200 атмосфер воздухом. Его запаса хватало на 5 часов подводного хода. Однако серьезные недостатки лодки, неустранимые на том этапе развития науки и техники, не позволили запустить лодку в серию. Продолжением работ по усовершенствованию такого принципа подводного хода, явилась конструкция единого двигателя (ЕД) мичмана М.Н. Никольского. Испытания этого двигателя прервала 1-я мировая война.

Вновь к идее создания подводной лодки с ЕД в России вернулись только в 1935 году, когда инженер С.А. Базилевский предложил для работы дизеля под водой использовать жидкий кислород. Во время работы дизеля часть отработанных газов смешивались определенным образом с жидким кислородом, затем такая регенерированная смесь вновь подавалась в двигатель. Остальные выхлопные газы через специальные клапана выбрасывались в турбулентный слой вокруг корпуса лодки, что практически не демаскировало ее.

5 сентября 1936 года в Ленинграде была заложена подводная лодка “М-92” XII серии, на которую должен быть установлен опытный образец ЕД, работавшего по принципу, предложенному С.А. Базилевским. Лодка имела заводской номер “С-92”, но в служебной документации она нередко именовалась как “Р-1”. Специально подготовленный экипаж лодки возглавил военинженер 3 ранга Р.Ю. Гинтовт.

5 августа 1938 года после напряженных и длительных стендовых испытаний двигатель “Редо” (“регенеративный единый двигатель особый”) мощностью 800 л.с. был установлен на “С-92”. Для уменьшения вибраций двигателя, а, следовательно, и его шума, механизмы на лодке были установлены на специальные резиновые амортизаторы. Опытная “С-92” оказалась первой в мире подводной лодкой с полностью амортизированными механизмами и устройствами. Снижению шумности способствовали также эластичная муфта конструктора Н.В. Анучина для соединения двигателя с линией гребного вала и эластичные соединения в трубопроводах.

25 ноября 1938 года начались ходовые испытания подводной лодки “С-92”. Об их объеме можно судить хотя бы по тому, что было израсходовано 357 т жидкого кислорода. К концу испытаний переход с надводного режима работы дизеля на подводный стал простым и быстрым (6-7 секунд). Погружение лодки можно было осуществлять на ходу, не снижая скорости. Во время последнего испытания “Редо” проработал на подводном режиме непрерывно 10 часов, что соответствовало увеличению дальности подводного плавания полной скоростью в 10 раз по сравнению с однотипными дизель-электрическими подводными лодками. Результаты испытаний подтвердили перспективность избранной схемы ЕД, но окончательная доработка требовала серьезной реконструкции дизеля, создания системы его дистанционного управления и герметизации машинного отсека. Работы продолжались и после начала войны, но в июле 1942 года в условиях вражеской блокады Ленинграда их пришлось прервать. Первая советская подводная лодка с единым двигателем была поставлена на консервацию.

Только с появлением на лодках атомной энергетической установки проблема единого двигателя была решена.