Военно-морской флот России


6 сентября 1906 г. Заложена подводная лодка “Минога”

Описание Фотографии

 

     
Первым идею применения дизелей на кораблях предложил в 1898 году русский инженер-кораблестроитель К.П. Боклевский. Инженер Б.Г. Луцкий разработал проект замены на миноносце “Видный” котломашинной установки на дизель. Работу начали, но в 1905 году прекратили. Оперативнее чиновников Морского министерства оказались судостроители России. Весной 1903 года вышел в первое плавание речной танкер “Вандал”. Переоборудованный по проекту К.П. Боклевского из нефтеналивной баржи, он имел 3 дизеля по 120 л.с., которые приводили в действие генераторы постоянного тока. Питание от них поступало на 3 гребных электродвигателя, каждый из которых вращал свой гребной винт. Вскоре на Каспийском море появился дизельный пароход “Роберт Нобель”, и с этих пор Россия прочно удерживала первенство в строительстве дизельных судов. Из 30 теплоходов, построенных в мире за 1907-1908 годы, 22 - плавали под русским флагом.

Иначе складывалась обстановка с применением дизелей в военном флоте. В апреле 1905 года корабельный инженер В.М. Катышев представил первый в истории кораблестроения проект дизельного броненосца водоизмещением 10 тысяч тонн. За ним последовали проекты дизельных боевых кораблей Д.Д. Филиппова, Н.Н. Кутейникова, П.Л. Белявина и других, но Главное управление кораблестроения Морского министерства отклонило их, ссылаясь на необходимость больших затрат и времени для осуществления проектов. Но технический прогресс пробивал все чиновничьи преграды. 20 сентября 1905 года корабельный инженер И. Г. Бубнов представил в Морской технический комитет проект подводной лодки типа “Касатка”, переработанный под установку дизеля. 9 февраля следующего года Морское министерство оформило Балтийскому заводу наряд на ее постройку. Лодку, названную “Миногой”, заложили 6 сентября 1906 года. Это была первая в мире подводная лодка с дизель-электрической установкой, заменившей взрывоопасные бензиновые моторы. Два дизеля мощностью по 120 л.с. строились на заводе “Людвиг Нобель” в Санкт-Петербурге, электромотор мощностью 70 л.с. для нее был изготовлен заводом Вольта в Ревеле. Одновременно она стала первой подводной лодкой отечественной постройки, у которой в носовой части корпуса были установлены трубчатые торпедные аппараты. Закончили постройку “Миноги” осенью 1908 года, а через год она вступила в состав Морских сил Балтийского моря.

Это был прорыв дизельных моторов в военное кораблестроение. В 1907 году для Амурской военной флотилии на Балтийском и Адмиралтейском заводах были заложены 8 канонерских лодок типа “Ураган”, ставших первыми в мире речными боевыми кораблями с дизельной силовой установкой и башенными орудиями. На них устанавливали по 4 дизеля мощностью 250 л.с. завода “Людвиг Нобель” или Коломенского завода, позволявших развить скорость до 11,5 узлов. Осенью 1910 года все канонерские лодки были сданы флоту и исправно служили долгое время. (6 лодок были разобраны только в 1958 году, 1 - в 1951 году, 1 лодка затонула во время ледохода в 1922 году).

Весной 1911 года из Петербурга на Каспий ушли еще две канонерские лодки, “Карс” и “Ардаган”, построенные на Адмиралтейском заводе и оснащенные двумя дизелями. На ходовых испытаниях они показали суммарную мощность около 1300 л.с., а лодки в это время шли со скоростью 15 узлов. Это были первые в мире мореходные военные корабли с дизельными энергетическими установками. В это же время на верфи Николаева для корпуса пограничной стражи на Черном море был построен пограничный крейсер “Ястреб” с дизельной силовой установкой.

Но, к сожалению, Морское министерство этими кораблями и ограничилось. Между тем за рубежом интерес к корабельным дизельным установкам возрастал. Накануне 1-й мировой войны особенно много работали по установке дизелей на подводных лодках германские конструкторы. В этой связи следует упомянуть о таинственном исчезновении в 1913 году изобретателя этих двигателей, инженера Рудольфа Дизеля. Он пропал при следовании из Бельгии в Англию на пароходе “Дрезден”. Официальная версия гласила, что его смыло за борт штормовой волной, когда он ночью вышел на верхнюю палубу. Но ходили упорные слухи, что его убрали по приказу Германского генерального штаба, опасавшегося накануне войны передачи англичанам сведений о новых дизелях для немецких субмарин.

Что же касается нашей “Миноги”, то она во время войны исправно несла дозорную и позиционную службу в Финском заливе. В 1918 году была перевезена по железной дороге на Каспий, а 21 ноября 1925 года исключена из состава РККФ.