Военно-морской флот России


8 сентября 1917 г. Завершено океанское плавание подводной лодки “Святой Георгий”

Описание Фотографии

 

     
В мае 1914 года Морское ведомство России заказало итальянской фирме “Фиат-Сан-Джоржио” в городе Специя небольшую подводную лодку водоизмещением 305 т, оснащенную двумя дизельными двигателями по 350 л.с. и четырьмя электродвигателями по 125 л.с., которые обеспечивали лодке скорость надводного хода 13 узлов и подводного - 9 узлов. Вооружение лодки состояло из двух носовых торпедных аппаратов с боезапасом в 4 торпеды, одной 75-мм пушки и двух 7,62-мм пулеметов. С началом 1-й мировой войны Италия, как нейтральная страна, отказалась напрямую продавать уже готовую лодку воюющей России, и только в конце 1916 года после долгих переговоров появилась реальная возможность получения этой лодки.

7 мая 1917 года на подводной лодке “Святой Георгий” подняли Андреевский флаг, и она начала компанию. Командиром лодки был назначен опытный подводник старший лейтенант Иван Иванович Ризнич, который еще в 1907-1908 годах командовал подводными лодками “Лосось” и “Стерлядь”. Ее штурманом стал лейтенант Александр Эдуардович фон Ропп. Третьим штатным офицером лодки был подпоручик по адмиралтейству Михаил Алексеевич Мычелкин.

С целью экстренного усиления Флотилии Северного Ледовитого океана лодка была направлена в Архангельск. 13 июня 1917 года “Святой Георгий” вышел из Генуи в Россию в охранении каравана. За 3 месяца плавания маленькая лодка прибрежного действия с неполным экипажем в 18 человек (вместо положенных по штату 27 человек) в боевых условиях и штормах прошла свыше 5000 миль вокруг Европы. Недалеко от Картахены лодка срочным погружением спаслась от таранного удара испанского крейсера, у берегов Англии рядом с ней прошла торпеда германской лодки. “Святой Георгий” прошел Гибралтар, миновал коварный Бискайский залив и зоны действия германских подводных лодок, заходил в Лиссабон, Плимут и главную базу английского флота - Скапа-Флоу, обогнул Скандинавский полуостров и вечером 8 сентября 1917 года благополучно подошел к Архангельску. На следующий день лодка была зачислена в дивизион подводных лодок особого назначения Флотилии Северного Ледовитого океана. Так закончилось первое в истории русского флота океанское плавание подводной лодки. За беспримерный переход Ризнич был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а судовой комитет лодки представил его к награждению Георгиевским крестом. “Святой Георгий” стал первой боеспособной подводной лодкой на северных морях, и именно с него можно вести отсчет подводных сил Северного флота.

Осенью 1917 года лодка дважды выходила на патрулирование в район горла Белого моря и к устью Северной Двины. В августе 1918 года была захвачена в Архангельске белогвардейцами. После освобождения города частями Красной армии в феврале 1920 года, лодку включили в состав Морских сил Северного моря и переименовали в “Коммунар”, а 5 июля 1924 года ее исключили из состава флота. Некоторое время корпус лодки использовался ЭПРОНом в качестве судоподъемного понтона, а затем его разобрали на металл. О судьбе отважного подводника И.И. Ризнича с 1918 года ничего не известно.