Военно-морской флот России


13 сентября 1838 г. Испытано первое судно с электродвигателем

Описание  

 

     
В 1834 году немецкий физик и электротехник Мориц Герман Якоби изобрел первый практический электродвигатель. На следующий год он переехал в Россию, в город Дерпт (Тарту), где принял имя Борис Семенович и продолжил свои работы по совершенствованию конструкции электродвигателя и применению электричества в военном деле и морском транспорте.

В 1837 году Якоби приглашают в Санкт-Петербург работать над “применением электромагнетизма к движению судов”. Для организации этих работ была создана специальная комиссия, которую возглавил вице-адмирал И.Ф. Крузенштерн. На следующий год Якоби предпринял первую попытку оснащения небольшого судна электрической силовой установкой. Это был 8-весельный барказ, на который был установлен один из электродвигателей Б.С. Якоби мощностью 1 л.с. Двигатель был подключен к гальванической батарее и приводил во вращение гребные колеса.

13 сентября 1838 года в присутствии комиссии первый в мире электроход Якоби прошел первые успешные испытания на Неве. Крузенштерн писал в своем донесении министру просвещения: “В противность первоначальному плану, по которому предложено было производить опыты на тихой воде, удалось совершить плавание на самой Неве и даже против течения”. Отметив огромное значение изобретения, комиссия обратила внимание на весьма малую скорость судна - менее 1,5 уз. Одновременно было сделано правильное заключение, что дело не в принципе электродвижения, а в низкой эффективности колесного движителя, малой мощности одного из первых образцов электродвигателя и недостаточной емкости источников тока. На заседании комиссии кораблестроитель штабс-капитан С.О. Бурачек предложил заменить на электроходе гребные колеса водометным движителем, который он называл “сквозным водопротоком”. Комиссия одобрила это предложение, но его так и не реализовали.

В последующие годы академик Санкт-Петербургской Академии наук Б.С. Якоби создал для русской армии и флота несколько типов телеграфных аппаратов (в том числе первый буквопечатающий), а также якорные гальваноударные и гальванические мины и возглавлял научное руководство по их внедрению на флоте.