Военно-морской флот России


21 сентября 1944 г. Погибла подводная лодка “Щ-402”

Описание  

 

     
17 сентября 1944 года Краснознаменная гвардейская подводная лодка “Щ-402” вышла в свой 16-й боевой поход. 21 сентября в 5 милях севернее небольшого норвежского порта Гамвик, находившуюся на поверхности без хода, лодку обнаружило звено советских патрульных самолетов “Бостон”. Приняв “Щ-402” за немецкую субмарину, один из самолетов атаковал ее. В 6 часов 42 минуты от прямого попадания торпеды лодка затонула со всем экипажем.

Когда после проявления фотопленки самолета выяснилось, что потоплена наша лодка, командир летного экипажа капитан Протасов застрелился. Следственной комиссией было установлено, что трагедия произошла из-за грубого нарушения боевого управления в подразделениях авиации флота, так как штаб ВВС дважды уведомлял о запрещении атак любых подводных лодок, но эти указания не были доведены до экипажей 36-го и 9-го минно-торпедных авиаполков, вылетавших в тот день на свободный поиск. Также отмечалось, что командир “Щ-402” капитан 3 ранга А.М. Каутский грубо нарушил режим скрытности у берегов противника. “Щ-402” стала 22 и последней потерей Краснознаменной бригады подводных лодок Северного флота в годы войны.

К сожалению, это был не единственный случай гибели подводной лодки от ударов своей авиации. 25 июля 1944 года английская лодка “В-1”, переданная СССР в счет репараций с Италии, вышла под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга И.И. Фисановича из Лервика на базу в Полярное. Экипаж лодки в основном состоял из моряков с подводного минного заградителя “Л-20”. 27 июля 1944 года в Норвежском море в точке с координатами 64° 34’ с.ш. и 1° 16’ з.д “В-1” по ошибке атаковал самолет союзной береговой авиации “Либерейтор” и потопил со всем экипажем. Специальная комиссия английского Адмиралтейства установила, что “В-1” отклонилась от запланированного маршрута на 80 миль...