Военно-морской флот России


28 сентября 1916 г. Захват парохода “Родосто”

Описание  

 

     
С середины 1915 года на Черном море активизировали свои действия против турецких кораблей и судов российские подводные лодки. Они несли разведывательную и позиционную службы на подходах к проливу Босфор, у побережья Крыма и Констанцы, участвовали в поисковых операциях на вражеских коммуникациях, прикрывали главные силы флота в набеговых операциях, высаживали в тылу противника диверсионные группы. Подводный заградитель “Краб” осуществлял тайные минные постановки у Босфора и Варны. За 2,5 года боевых действий только 5 лодок (“Нарвал”, “Кит”, “Морж”, “Тюлень” и “Нерпа”) торпедами и артиллерийским огнем потопили 10 пароходов, 2 буксира, 55 шхун и парусников, еще несколько судов было повреждено или захвачено. Наибольшего успеха добилась подводная лодка “Тюлень” старшего лейтенанта М.А. Китицына, которая на Черном море потопила 5 турецких пароходов, 25 парусных судов и угольных шхун, повредила торпедой пароход “Дубровник” (через две недели его добила торпедой лодка “Морж”), захватила и привела в качестве трофеев 3 судна и вооруженный пароход “Родосто” водоизмещением около 6 тыс. т, что почти в 8 раз больше чем у лодки. Захват этого парохода является, пожалуй, единственным случаем в нашем флоте, когда подводная лодка после артиллерийского боя с судном противника не только вышла из него победителем, но и сумела привести его в свой порт.

Это случилось поздним вечером 28 сентября 1916 года. Заканчивался четвертый день боевого дежурства подводной лодки “Тюлень” у турецких берегов на важной морской коммуникации противника Зонгулдак - Стамбул, по которой осуществлялась основная поставка угля из Зонгулдакского угольного бассейна. Лодка находилась в надводном положении недалеко от острова Кефкен, когда в 22 часа сигнальщик заметил большой пароход, шедший от Босфора вдоль турецкого берега. По сигналу боевой тревоги орудийные расчеты двух 75-мм пушек заняли свои места, и Китицын повел лодку вокруг Кефкена, чтобы опередить пароход и отжать от турецкого берега в море. Для экипажа “Тюленя” это была не первая артиллерийская стрельба по турецким судам, и всегда после первых же выстрелов турецкие команды покидали обреченное судно, которое затем пускалось на дно. Однако на этот раз так не произошло.

В 22 часа 45 минут с лодки прозвучал первый выстрел, и сразу же в ответ с парохода грянули два орудия (как выяснилось потом, на “Родосто” были 88-мм и 57-мм пушки). Сгущавшаяся темнота, нервное напряжение и нехватка опыта не позволили противнику вести точный огонь. Противник, не сумев разобрать силуэт русского корабля, по частоте выстрелов принял подводную лодку за эсминец. Прицелы его орудий были выставлены на 8-10 каб., фактически же бой шел на дистанции 5-6 каб. Из 30 выпущенных с парохода снарядов ни один не причинил лодке повреждений. Зато комендоры “Тюленя” сразу стали поражать громадный пароход. В течение 50 минут с лодки было выпущено 46 снарядов, около 30 из которых попали в цель. На пароходе вспыхнул пожар, но он выпустил дымовую завесу и упорно не желал сдаваться. Когда на подводной лодке осталось всего 7 снарядов, Китицын подвел лодку к “Родосто” и с 3 каб. выпустил 6 снарядов по цели. Только после этого турецкий пароход стал парить и безмолвно остановился. Часть команды парохода со своим офицером сбежала на шлюпке. Призовая команда “Тюленя” в составе 3 офицеров и около 20 матросов перешла на “Родосто” и начала тушить пожары, поднимать пары и исправлять рулевое управление. Около 4 часов утра наши моряки повели сильно поврежденный и еще дымящийся “Родосто” под конвоем “Тюленя” к родным берегам. Вечером 31 сентября лодка и плененный пароход в сопровождении эсминца “Быстрый” благополучно пришли в Севастополь.

За боевые успехи и героизм во время 1-й мировой войны М.А. Китицын был награжден всеми русскими орденами с мечами и золотым Георгиевским оружием. В начале октября 1917 года он командовал учебным отрядом кораблей Отдельных Гардемаринских классов, которые отправились в плавание из Петрограда во Владивосток. После революции примкнул к белому движению и в 1920 году вместе с гардемаринами совершил еще одно плавание из Владивостока в Севастополь к генералу П.Н. Врангелю. В этом переходе ему снова пришлось проявить свой решительный характер. В Порт-Саиде оба корабля отряда капитана I ранга Китицына были надолго задержаны английским командиром порта. Когда стали подходить к концу запасы провизии и угля, а разрешения на выход с рейда все не было, Китицын заявил англичанам, что если в течение 36 часов на корабли не будут переданы вода, провизия, уголь и не будет разрешения на выход в море, он выведет их в Суэцкий канал и затопит поперек его. Через 2 часа англичане предоставили все необходимое для дальнейшего плавания.

Дальше в судьбе М.А. Китицына была эвакуация на кораблях из Крыма в Константинополь и в Бизерту, а затем эмиграция в США, где в 1923 году в Нью-Йорке он возглавил “Общество бывших русских морских офицеров в Америке”. Скончался М.А. Китицын в 1961 году в возрасте 76 лет.

Подводная лодка “Тюлень” в мае 1918 года в Севастополе была захвачена германскими войсками, а в ноябре - английскими интервентами, которые в числе других кораблей передали ее в состав Морских сил белогвардейского Юга России. В это время лодкой командовал капитан 2 ранга М.В. Копьев. В ноябре 1920 года она была уведена сначала в Стамбул, а затем в Бизерту, где ее интернировали французские власти. В начале 30-х годов лодка была разобрана на металл.