Военно-морской флот России

Морской словарь. А

ААК (гол. aak) - плоскодонное парусное рыбацкое или транспортное судно типа баржи, распространенное в Нидерландах. Носовая оконечность прямоугольная в горизонтальной и закругленная в вертикальной плоскости от днища к палубе. Большие ааки имели парусное вооружение кеча, малые - шлюпа. Снабжались опускающимися по бортам шверцами. Часто использовались для перевозки вин по реке Рейну.

АБАНДОН (фр. abandon) - отказ судовладельца или грузовладельца от прав на застрахованное судно или груз в пользу страховой организации, которая в этом случае выплачивает пострадавшему полную страховую сумму. Основанием для абандона являются: гибель застрахованного судна, пропажа без вести, нецелесообразность ремонта судна или доставки застрахованного груза в место назначения, захват судна или груза, застрахованного от такой опасности.

АБЕРРАЦИЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ - кажущееся смещение небесных светил от истинного положения. Возникает в связи с движением Земли по орбите - годичная аберрация астрономическая и вращением ее вокруг своей оси - суточная аберрация астрономическая.

АБИССАЛЬ (от греч. abyssos - бездонный) - часть дна Мирового океана как среда обитания морскх организмов; располагается в средних на глубинах 3000-6000 м. Вблизи абиссали вода малоподвижна, имеет постоянную низкую температуру (от 0 до 2 °С) и постоянную соленость (34,7- 34,90/00). Свет полностью отсутствует. Дно мягкое, покрыто тонким илом. Своеобразные условия и огромные давления, характерные для абиссали, определяют особенности населяющих ее организмов. Растительный мир представлен бактериями. Животный мир (губки, многощетинковые черви, ракообразные, иглокожие, моллюски, некоторые виды рыб) намного беднее в сравнении с другими. зонами и представлен сравнительно небольшим количеством видов, но широко распространенных. Животные приспособлены к вечной темноте, имеют серовато-черную окраску, очень хрупкие. Многие виды ракообразных и рыб слепы или с очень развитыми глазами, обладают способностью к свечению. Зона в океане глубиной свыше 6000 м называется ультраабиссальной, или хадальной.

АБОРДАЖ (от фр. abordage, от bord - борт судна) - способ ведения боя (до 19 в.) гребными и парусными судами; сцепление атакующего корабля с неприятельским с целью его захвата в рукопашном бою.

АБОРДАЖНАЯ СЕТКА - специальные сети, применявшиеся на парусных кораблях для того, чтобы затруднить абордажной партии противника доступ на те части своей палубы, которые неподготовлены или неудобны для обороны.

АБОРДАЖНОЕ ОРУЖИЕ - оружие, применявшееся в гребном и парусном флоте при взятии корабля противника на абордаж. Абордажное оружие, поскольку бой проходил в стесненных условиях, отличалось малыми размерами. К абордажному оружию относились кортики, палаши, мушкеты и др.

АБРАЗИОННЫЙ БЕРЕГ - крутой до отвесности берег, рельеф которого оформляется главным образом под действием абразии. Под ударами волн в основании берегового откоса возникают углубления - придонные ниши; карниз над нишей обрушивается, образуя подводный обрыв - клиф, непрерывно отступающий внутрь суши (во многих. местах со скоростью 20-30 см/г.), при этом основание превращается в ровную, наклоненную к морю и изрезанную породами площадку - абразионную террасу, или бенч. Терраса покрывается самыми грубыми материалами, образующимися в результате разрушения берега. Часть отложений накапливается у основания бенча, образуя подводную аккумулятивную террасу. Отступление клифа ведет к расширению зоны мелководья (бенча и подводной аккумулятивной террасы), принимающего на себя энергию волн, которая полностью расходуется, не достигая берега, вследствие чего абразия постепенно прекращается. При изменении уровня моря и тектоническом движении суши абразия может возобновить свою деятельность. Абразивный берег неудобен для судоходства, так как под воздействием абразии меняются глубины, появляются новые подводные опасности.

АБРАЗИЯ (от лат. abrasio - соскабливание), разрушение, шлифовка и снос горных пород под действием ветра, воды или льда. Абразия наиболее интенсивна в результате действия на морской берег прибоя и коррозии (растворения горных пород под влиянием химического воздействия воды). Абразия зависит от твердости пород, состояния пластов. При продолжительном воздействии абразии берег, особенно отвесный и состоящий из мягких пород, постепенно отступает, образуя абразионную террасу. При пониженном уровне океана абразия оказывает большое влияние на формирование шельфа. Продукты абразии (различаются по величине обломки пород) являются главными источниками отложений шельфа.

АБРИС - очертания предмета. 1) В военной топографии - схематичный чертеж по данным топографической съемки местности, необходимый для составления точного плана. 2) В картографии - изображение всех штриховых элементов рисунка карты, полученное фотомеханическим и другими способами.

АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ - количество водяных паров в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха. Абсолютная влажность в атмосфере колеблется от 0,1 - 1 г/м3 (зима, полярная зона) до 30 г/м3 (на экваторе).

АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА - высота какой-либо точки над уровнем моря.

АВАНГАРД (от фр. avant - впереди и garde - страж) - головная группа кораблей в боевых порядках флота или эскадры, которая могла быть удалена от главных сил или следовать в голове общего строя. После Первой Мировой войны понятие авангард выходит из употребления.

АВАНДЕК - участки палубы плавучего дока, выступающие за габарит надстроек.

АВАНПОРТ - 1) внешняя часть порта, защищенная от крупной волны естественными укрытиями (мыс, коса) или искусственными сооружениями (молы, волноломы) и оборудованная для якорной стоянки, погрузки и разгрузки судов. 2) Отдельный порт, вынесенный на морское побережье от основного порта, расположенного на реке на некотором расстоянии от моря. Аванпорт может иметь большие глубины, чем главный порт, или меньшую замерзаемость, что облегчает подход морских судов.

АВАРИЙНАЯ ОСАДКА - расстояние от поверхности воды до нижней точки корпуса корабля, принявшего в отсеки воду в результате боевого или навигационного повреждения.

АВАРИЙНАЯ ПАРТИЯ - организационная единица по боевому расписанию для ведения борьбы за живучесть корабля и его технических средств. Состоит из матросов и старшин (до 15-20 человек) различных специальностей (трюмные, водолазы, электрики и т. д.). В обязанности членов аварийной партии входит заделка пробоин корпуса корабля, трубопроводов, сращивание перебитых кабелей, тушение пожаров. В зависимости от ранга корабля аварийных партий может быть несколько; командует ею старшина или офицер.

АВАРИЙНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ - судовая приемо-передающая радиостанция, используемая для связи во время бедствия, а также в других случаях, когда главные средства связи использовать нельзя. Все оборудование аварийной радиостанции размещается на судне т.о., чтобы его работоспособность не нарушалась при затоплении судна до уровня палубы радиорубки. Для обеспечения автономности питание аварийной радиостанции производится от аккумуляторной батареи.

АВАРИЙНАЯ ТРЕВОГА - вызов личного состава на посты согласно расписанию по борьбе за живучесть корабля. Объявляется в случаях возникновения пожара, поступления забортной воды, посадки на мель и т. п. случаях, угрожающих живучести корабля.

АВАРИЙНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ - электроэнергетическая установка, состоящая из автономного привода (дизель, газовая турбина) и электрогенератора. Предназначена для подачи электроэнергии в судовую сеть в случае выхода из строя основного источника питания. Мощность аварийной электростанции должна обеспечивать работу вспомогательных механизмов, а на боевых кораблях и действие оружия.

АВАРИЙНОЕ ВСПЛЫТИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ - переход подводной лодки из подводного положения в надводное в случае какой-либо аварии. Осуществляется вытеснением воды из главных балластных цистерн сжатым воздухом, поступающим из системы аварийного всплытия; одновременно для этой цели могут использоваться горизонтальные рули с увеличением хода до максимального.

АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - система освещения коридорных помещений, имеющая автономные источники питания (аккумуляторы и др.) Включается автоматически при выходе из строя общекорабельной системы освещения.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО - различные средства и оборудование для спасения людей, борьбы с водой и огнем при ликвидации боевых и навигационных повреждений кораблей (судов), поддержания их на плаву. Состоит из переносных средств тушения пожара, откачки воды, спасательных шлюпок, аквалангов, изолирующих дыхательных аппаратов и т. д.

АВАРИЙНЫЕ ОГНИ - 2 красных огня, поднимаемые на фок-мачте судна вертикально на расстоянии 1,83 м (6 футов) друг от друга и видимые по всему горизонту на 2 мили (3,7 км). Аварийные огни, поднятые одновременно с включенными отличительными огнями, обозначают, что судно не может управляться. Эти же огни, поднятые с включенными якорными огнями, обозначают, что судно находится на мели. Днем аварийные огни заменяют черными шарами диаметром 61 см в аналогичном положении.

АВАРИЙНЫЕ РАСПИСАНИЯ - боевые расписания, распределяющие личный состав корабля по определенным местам на корабле для борьбы с пожаром, затоплением и т. п.

АВАРИЙНЫЕ СИГНАЛЫ - сигналы бедствия, а также сигналы, подаваемые кораблем (судном) при падении человека за борт.

АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД - запасный выход из некоторых помещений на корабле, которым пользуются во время аварии при повреждении основного выхода или при невозможности подхода к нему.

АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС - хранящаяся на кораблях (судах), летательных аппаратах норма продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и средств спасения для обеспечения жизнедеятельности экипажа на случай аварии.

АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД РУЛЯ - элемент рулевого устройства для управления рулем корабля при выходе из строя основного привода. Может быть ручным или работать от автономного источника энергии. Аварийный привод руля обычно размещают выше палубы главной. Время, необходимое для его включения, должно быть минимальным. В прошлом в качестве аварийного привода руля широко применяли румпель-тали.

АВАРИЯ морская - повреждения корпуса, механизмов, оружия или технических средств корабля, снижающие его боеготовность, боеспособность или непотопляемость. Причинами варии могут быть конструктивные или производственные дефекты, ошибки в эксплуатации, нарушения режимов работы и обслуживания механизмов, условия погоды, столкновение кораблей и т д.

АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ - боевой надводный корабль, имеющий в составе своего вооружения самолеты (в том числе вертикального взлета) или вертолеты. Авианесущий корабль имеет оборудование для управления их полетом и посадкой, ангар, взлетно-посадочную (полетную) палубу или площадку, а также технические средства для обслуживания. Понятие авианесущий корабль включает корабли от многоцелевого авианосца до противолодочных кораблей, имеющих на борту хотя бы один вертолет.

АВИАНОСЕЦ - боевой надводный корабль, основной ударной силой которого являются палубные самолеты и вертолеты. Авианосцы оборудованы средствами для взлета и посадки самолетов (полетная палуба, катапульты, аэрофинишеры и др.), имеют ангары, подъемники для доставки самолетов на палубу и т. д. Способны нести 100 и более самолетов (в т. ч. носителей ядерного оружия). Для самообороны имеют зенитную артиллерию и ракетные комплексы, противоракетные системы, средства радиоэлектронной борьбы. Авианосцы действуют под прикрытием крейсеров, фрегатов, сторожевых кораблей и т. д.

АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ - авиация военно-морского флота ряда стран, базирующаяся на авианосцы и вертолетоносцы. Имеет на вооружении самолеты (в т. ч вертикального взлета) и вертолеты, которые несут управляемые ракеты, бомбы (в т ч. глубинные), авиационные средства поиска подводных лодок, системы радиопротиводействия и др. Предназначена для поиска и уничтожения кораблей, подводных лодок и других судов противника в море, нанесения ударов по береговым объектам, поддержки высадки своего десанта Появилась в период Первой Мировой войны.

АВИАНОСНЫЕ УДАРНЫЕ СИЛЫ - корабельное формирование из авианосцев и действующих совместно с ними надводных кораблей других классов.

АВИАЦИОННАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ КОРАБЛЯ - авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально-технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и эксплуатации авиационно-технических средств корабля и авиационного оружия.

АВИАЦИОННАЯ БОМБА - один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов. Современные авиационные бомбы могут быть управляемыми. Калибр авиационной бомбы (масса) от 0,5 до 20 000 кг. Различают авиационные бомбы основного (имеют обычный или ядерный заряд и применяются для поражения наземных и морских целей) и вспомогательного (служат для освещения местности, постановки дымовых завес и т. д.) назначения. Авиационные бомбы с обычным зарядом подразделяются на фугасные, осколочные и т. д. Одна из разновидностей авиационной бомбы - противолодочная (ПЛАБ).

АВИАЦИОННАЯ БОМБА управляемая - имеет аэродинамические поверхности на корпусе (в виде развитого стабилизатора, рулей, иногда крыльев), позволяющие совершать управляемый полет после сброса с носителя. Команды на управление могут подаваться с носителя по радио, лазерному лучу и т. д., либо вырабатываться бортовой аппаратурой. Управляемые авиационные бомбы предназначены для поражения малоразмерных целей.

АВИАЦИОННАЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - акустическое авиационное средство поиска подводных лодок. Представляет собой активно-пассивную гидроакустическую станцию, опускаемую с вертолета (дирижабля) в толщу воды на кабель-тросе. Применение авиационной гидроакустической станции обеспечивает обследование больших водных акваторий в короткое время и с высокой точностью.

АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА - боевые действия авиации, выполняемые в интересах сухопутных сил во время атаки, а также при высадке морского десанта. Авиационная поддержка является частью огневой поддержки войск. Осуществляется истребительно-бомбардировочной, штурмовой авиацией, а также тактической и армейской, реже бомбардировочной. Основная задача - уничтожение средств атомного нападения, пунктов управления, скоплений живой силы и техники противника и других важных объектов в ближней зоне прифронтовой полосы.

АВИАЦИОННАЯ ПОИСКОВО-УДАРНАЯ ГРУППА - группа из нескольких самолетов (вертолетов) берегового или корабельного базирования, предназначенная для поиска и уничтожения подводных лодок. Действует самостоятельно или во взаимодействии с противолодочными кораблями.

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА - вид оружия, применяемого с летательных аппаратов для поражения морских (береговых) и воздушных целей. Различают неуправляемые и управляемые авиационные ракеты. Наибольшее распространение получили управляемые авиационные ракеты, оборудованные системами самонаведения, телеуправления, автономного и комбинированного управления. Масса авиационной ракеты в ряде стран от нескольких десятков до нескольких сотен кг, дальность полета до 2 500 км и более.

АВИАЦИОННАЯ ТОРПЕДА - по конструкции такая же, как корабельная, с упроченным корпусом, дополнительно оснащена стабилизирующим устройством или парашютом для сбрасывания с самолетов и вертолетов по транспортам, надводным и подводным кораблям. Для поражения подводных лодок противолодочные самолеты и вертолеты имеют самонаводящиеся в двух плоскостях авиационные противолодочные торпеды.

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ - средства поражения и обеспечивающие их боевое применение системы (в том числе электронные), устанавливаемые на летательные аппаратах. К средствам поражения относятся авиационные пулеметы, пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины. К обеспечивающим системам относятся установки и устройства для размещения средств поражения, а также для прицеливания и управления стрельбой (сбрасыванием, пуском). В авиационном вооружении корабельных летательных аппаратов входят также сбрасываемые средства поиска подводных лодок и противоминной борьбы.

АВИАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - совокупность боевых действий авиации в интересах ВМФ или сухопутных войск при решении ими боевых задач. Ныне содержание этого термина охватывается понятиями: авиационная подготовка, авиационная поддержка, авиационное сопровождение, авиационное прикрытие и т. п.

АВИАЦИОННОЕ ПРИКРЫТИЕ - одна из основных задач истребительной авиации, имеющая цель не допустить ведения воздушной разведки и нанесения ударов авиацией и беспилотными средствами противника по войскам, силам флота и объектам тыла.

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРАБЛЯ - стационарные и подвижные комплексы, системы, устройства и агрегаты, предназначенные для обеспечения технического обслуживания и боевого применения корабельных летательных аппаратов.

АВИАЦИОННЫЕ МИНЫ - вид боеприпасов, ставящихся с самолетов и вертолетов (с малых и больших высот, с парашютом и без него) в водах противника и на его коммуникациях для уничтожения или затруднения плавания надводных и подводных кораблей противника. Авиационные мины бывают якорными, донными и плавающими. Масса боевого заряда может достигать 1000 кг более.

АВИАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК - различают приборы и устройства, устанавливаемые на самолетах, вертолетах для обнаружения подводных лодок в надводном и подводном положениях. Различают акустические и неакустические средства. К авиационным средствам поиска подводных лодок относятся авиационные гидроакустические станции, газоанализаторы, магнитные обнаружители подводных лодок, радиогидроакустические буи, различная аппаратура обнаружения, а также радиолокационные и другие средства.

АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - силовая энергетическая установка самолетов, вертолетов. Авиационный двигатель подразделяются на поршневые, газотурбинные и реактивные.

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС КОРАБЛЯ - комплекс вооружения корабля, включающий корабельные летательные аппараты с их оборудованием и вооружением и авиационно-технические средства корабля.

АВИАЦИОННЫЙ УДАР - воздействие с воздуха по морской (наземной) цели авиационными средствами поражения для ее уничтожения (подавления). В зависимости от состава сил, привлекаемых для выполнения, авиационный удар может быть групповым, массированным и др.

АВИАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА - один из родов сил военно-морского флота, предназначенный для уничтожения боевых сил флота противника и его
морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для ведения воздушной разведки на морских и океанских театрах военных действий. В составе авиации ВМФ (ВМС) различных стран могут иметься ракетоносная, противолодочная, истребительная, штурмовая, разведывательная и вспомогательная авиация. В ряде стран различают корабельную авиацию и базовую авиацию.

АВИЗО (от итальянского "avviso" - уведомление) - корабль небольшого водоизмещения и достаточно быстро ходный для выполнения задач разведки и посыльной службы. В русском флоте подобные задачи в основном решали миноносцы и другие аналогичные корабли.

АВРАЛ - работа на корабле, в которой принимает участие весь экипаж или большая его часть. Объявляется для выполнения задания, имеющего общекорабельное значение (например, для постановки на швартовы, подготовки и постановки в док, проведения приборок и погрузочно-разгрузочных работ).

АВРАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ - распределение личного состава корабля на систематически повторяющиеся работы, выполняемые всем экипажем или значит его частью. К авральным работам относятся расписание по постановке (съемке) корабля на якорь (швартовы), по приемке и сдаче боеприпасов и т п.

АВТОГРАФ - прибор, графически записывающий глубину хода и значение крена торпеды при ее движении, процесс установки и удержания заданного углубления миной или глубину хода трала и его отд элементов. Применяется для исследовательских целей. По назначению различают автографы торпедные, минные и тральные.

АВТОМАТ стрелковый - легкое индивидуальное автоматическое оружие непрерывного огня. Способно создавать большую плотность огня. Предназначено для поражения живой силы противника в ближнем бою.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (АС) - комплекс взаимодействующих между собой механизмов управляемого объекта и автоматического устройства, предназначена для управления объектом (летательным аппаратом, силовой установкой и т. д.) без вмешательства человека. Автоматические системы находят широкое применение в военном деле (например, в зенитных ракетных комплексах, в системах самонаведения ракет)

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА - ведение огня из автоматического оружия, при котором один выстрел следует за другим через промежутки времени, определяемые темпом стрельбы. Различают автоматические стрельбы с очередями (короткими и длинными), сериями выстрелов, заданными специальным устроиством в оружии, и непрерывную.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - огнестрельное оружие, в котором перезаряжение и производство очередного выстрела выполняются автоматически за счет энергии образующихся при выстреле пороховых газов или других (посторонних) источников.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - непрерывное определение местоположения (координат) цели и параметров ее движения относительно какой-либо точки, выполняемое электронно-вычислительным устройством на основе сравнения изменений характеристик посылаемого на цель и отраженного ею сигнала. Для слежения может использоваться радиоэлектронная, инфракрасная, телевизионная и другая аппаратура.

АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ - комплекс устройств на борту летательного аппарата для автоматического управления его полетом в соответствии с заданной программой без получения информации с Земли. Основное достоинство: невозможность воздействия противника на ее работу.

АВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ - самостоятельное плавание одиночного корабля или группы кораблей в отдаленных от баз районах, как правило, без пополнения запасов.

АВТОНОМНОСТЬ КОРАБЛЯ – тактико-техническая характеристика надводных кораблей, подводных лодок, определяющая длительность их действия в сутках без пополнения необходимых запасов и замены личного состава. Автономность современных кораблей различных классов с обычной (не ядерной) энергетической установкой от 7 до 90 суток

АВТОПИЛОТ - устройство для автоматического управления полетом летательного аппарата. Имеет три основные системы: чувствительную, реагирующую на любое отклонение летательного аппарата от заданного курса, крена и высоты, следящую, воспринимающую, усиливающую и передающую реакцию чувствительной системы, силовую, воздействующую на рули летательного аппарата. Автопилотом обеспечивают все режимы полета пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, в том числе взлет и посадку.

АВТОПРОКЛАДЧИК – навигационный прибор, автоматически ведущий прокладку на навигационной карте при получении показаний курса (от гирокомпаса) и данных о пройденном расстоянии (от лага или по сигналам радионавигационной системы), а также поправок на дрейф и течение. Прежнее назывался – одограф.

АВТОРУЛЕВОЙ - прибор для автоматического удержания корабля на заданном курсе, а также изменения курса по определенной программе (например, при плавании противолодочным зигзагом). Точность удержания авторулевого курса корабля в 2-3 раза выше, чем при ручном управлении. Работает в сочетании с гирокомпасом

АВТОСЧИСЛИТЕЛЬ - навигационный прибор для вычисления текущих координат судна.

АГЕНТСТВО морское - учреждение для обслуживания судов и пассажиров.

АГОНЫ - изолинии на магнитных картах, соответствующие склонению, равному 0. Агоны разделяют области восточных и западных склонений.

АГРЕГАТНЫЙ РЕМОНТ - замена неисправных корабельных машин, механизмов и т. п. устройств на новые или заранее отремонтированные. На кораблях агрегатному ремонту подвергаются электрические генераторы, компрессоры, дизели, электродвигатели и паровые котлы. Агрегатный ремонт снижает стоимость работ и сроки их выполнения.

АДАПТАЦИЯ - приспосабливаемость организма, личности к воздействию новых раздражителей или изменившихся условий деятельности и жизни в целом. Понятие адаптация распространяется и на сложные технические системы автоматического управления.

АДМИРАЛ - воинское звание высшего офицерского состава. Впервые установлено в России в 1706 Петром I, которым были введены 4 адмиральских чина: контр-адмирал, вице-адмирал., адмирал, генерал-адмирал.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРИКАЗ (Приказ адмиралтейских дел) - центральное государственное учреждение России, ведавшее строительством, вооружением и снабжением флота. Образовано в 1700. Возглавлял Ф. М. Апраксин. С 1712 функции Адмиралтейского приказа переданы Адмиралтейской канцелярии, занимающейся поставкой судов, вооружением, снабжением, ремонтом, и канцелярии Воинского Морского флота, ведавшей ранее личным составом флота.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ - высший орган управления военно-морскими делами в России. Учреждена Петром I в 1718. Состояла из опытных военно-морских начальников. Во главе находился президент, подчинявшийся непосредственно царю В 1802 Адмиралтейств-коллегия вошла в состав созданного морским министерства и в 1827 преобразована в совещательный орган при министре Адмиралтейств-совет.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-СОВЕТ - орган военно-морского управления в России, образованный в 1827. Первоначально ведал хозяйственной частью флота и являлся совещательным органом при морском министре, с 1836 стал самостоятельным высшим военно-морским учреждением по хозяйственной части, находившимся под председательством начальника Главного морского штаба. Впоследствии был высшим распорядительным и законодательным орга­ном морского министерства. Упразднен декретом Советской власти в 1917.

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ КАРТЫ - морские карты побережий всех морей земного шара, издаваемые в Великобритании с 1795.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ЯКОРЬ - якорь, состоящий из веретена, двух рогов с лапами (отлиты вместе с веретеном) и скобы, а также штока, устанавливаемого в рабочем положении перпендикулярно веретену в верхней его части. В зависимости от типа грунта держащая сила адмиралтейского якоря в 2-8 раз превышает его вес. Масса 10-3000 кг. Адмиралтейский якорь широко применялся во времена парусного флота. В ВМФ адмиралтейский якорь обычно применяется для снабжения шлюпок.

АДМИРАЛТЕЙСТВО - 1) место на берегу моря или реки, где созданы необходимые условия для строительства и ремонта кораблей. В России. Адмиралтейства имелись в Петербурге, Севастополе, Архангельске, Кронштадте, Николаеве и Воронеже. 2) В ряде стран - высший орган управления ВМС и строительством флота.

АДМИРАЛЬСКИЙ ФЛАГ - специальный флаг, присваивавшийся высшим должностным лицам флота в званиях адмиралов. Адмиральский флаг, поднятый на мачте, означает присутствие на данном корабле соответствующего должностного лица.

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС - выражение, появившееся при Петре I и означавшее наступление обеденного времени.

АДЪЮТАНТ - офицер, мичман или прапорщик, состоящий при начальнике, для различных поручений.

АЗИМУТ - угол между плоскостью истинного меридиана места наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый предмет.

АЗИМУТАЛЬНАЯ СЕТКА - совокупность линий пеленгов, проведенных относительно двух (трех) визуально наблюдаемых ориентиров. Используется при определении места по пеленгам.

АЗИМУТАЛЬНЫЙ КРУГ - неподвижное градуированное кольцо на крышке компаса (репитера гирокомпаса) для замера курсовых углов. Азимутальный круг имеет градуировку от 0 до 360° или от 0 до 180° в обе стороны. Кольцо установлено так, что 0° направлен в сторону кормы, а цифра 180° - в сторону носа судна. Углы определяются при помощи пеленгатора.

АЗИМУТ СВЕТИЛА - одна из сферических координат светила в горизонтной системе, представляющая собой сферический угол при зените между меридианом наблюдателя и вертикалом светила. Азимут измеряется соответствующей дугой истинного горизонта. В мореходной астрономии применяется три счета азимутов: полукруговой - считается от полуночной части меридиана наблюдателя до вертикала светила в сторону востока и запада от 0 до 180°; круговой - от полуночной части меридиана наблюдате­ля до вертикала светила в сторону восто­ка от 0 до 360°; четвертной - от полу­ночной или полуденной части меридиана наблюдателя в стороны востока и запада от 0 до 90°.

АЙСБЕРГ - плавающая ледяная гора, оторвавшаяся от материкового или шельфового ледника, спускающегося в море. Размеры айсберга.: длина - до 70 км, ширина - до – 40 км, высота над поверхностью воды - до 190 м и более в Арктике, до 300 м в Антарктике. В воду айсберг погружен до глубин, в 4-5 раз больших, чем высота их надводной части. Айсберги встречаются в Северном Ледовитом океане и в северо-западной части Атлантического океана, спускаясь иногда до параллели 40° с. ш., а в южном полушарии до параллели 35° ю. ш. Представляют опасность для мореплавания.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ГРЕБНЫЕ СУДА - класс наиболее быстроходных удлиненных гребных лодок с веслами на уключинах и подвижными (на роликах) сиденьями. Различают лодки для парной (у каждого гребца два весла) и распашной (у каждого одно весло) гребли.

АКВАЛАНГ – индивидуальный ранцевый дыхательный аппарат для работы и пребывания человека под водой на глубине до 40 м. Сжатый воздух находится в баллонах и подается по шлангам через клапан, автоматически снижающий его давление. Запас воздуха в зависимости от глубины погружения позволяет человеку находиться под водой от нескольких мин до 1,5 ч.

АКВАТОРИЯ - участок водной поверхности в установленных границах моря или порта. Акватория служит для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой (портовая акватория), во время их достройки и ремонта (заводская акватория), для взлета - посадки самолетов (акватория гидроаэродромная), испытания военной техники (например, акватория для испытания минного, торпедного оружия - т. н. минная акватория), для проведения гонок спортивных судов и др.

АКСЕЛЕРОМЕТР - прибор для измерения ускорений. На летательных аппаратах, надводных кораблях и подводных лодках используется в системах инерциальной навигации

АКСИОМЕТР - указатель угла отклонения пера руля относительно диаметральной плоскости судна в градусах. Является частью рулевого устройства. Аксиометр устанавливается перед штурвалом; с баллером руля связан электрической системой.

АКТИВНОЕ МИННОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ - минное заграждение, поставленное в прибрежных водах противника и открытом море на маршрутах движения его кораблей.

АКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ - управление судном на малом ходу или без хода (например, при швартовке) путем создания с помощью специального устройства с приводным двигателем упора или тяги, направленной под углом к диаметральной плоскости судна..

АКТИВНО-РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД - снаряд, выстреливаемый из орудия, а затем на траектории получающий дополнительную скорость за счет работы реактивного двигателя. По сравнению с обычным снарядом того же калибра активно-реактивный снаряд имеет повышенную дальность стрельбы.

АКТИВНЫЙ РУЛЬ - вспомогательный гребной винт малого диаметра с автономным электрическим двигателем, устанавливаемый на основном руле или на оконечности корпуса корабля. Применяется при швартовках, на малых скоростях и при выполнении сложного маневра.

АКТИВНЫЙ УЧАСТОК ПОЛЕТА РАКЕТЫ - участок полета с работающими ракетными двигателями.

АКУСТИК (гидроакустик) - специалист рядового или старшинского состава, обслуживающий гидроакустические станции.

АКУСТИКА - учение об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкости (гидроакустика) и твердых телах, их взаимодействии с веществами и применении для решения практических задач. В узком смысле - учение о звуке.

АКУСТИЧЕСКАЯ АТАКА – стрельба торпедами, предпринимаемая по данным гидроакустики (бесперископная атака) для обеспечения скрытности выстрела

АКУСТИЧЕСКАЯ МИНА - неконтактная мина, взрыватель которой с помощью гидрофонов преобразует создаваемые движущимися кораблями (судами) шумы в электрические импульсы, приводящие мину к взрыву в момент прохождения над ней корабля (судна).

АКУСТИЧЕСКИЙ ВЗРЫВАТЕЛЬ - комплекс приборов и устройств, вызывающий взрыв морской мины, торпеды и т. п. боеприпасов при воздействии на взрыватель акустического поля корабля.

АЛЬМАНАХИ МОРСКИЕ - 1) астрономические ежегодники с вычисленными координатами светил для решения задач. 2) Сборники литературно-художественных произведений о море и моряках

АЛЬМУКАНТАРАТ - малый круг небесной сферы, плоскость которого параллельна плоскости истинного горизонт.

АМБРАЗУРА – отверстие (вырез) в броне орудийных башен для ведения артиллерийского огня.

АМОРТИЗАТОР - устройство для смягчения толчков, сотрясений и вибраций в различных механизмах и сооружениях. Амортизаторы бывают резиновые, пружинные, гидравлические, пневматические, газостатические, резинокордные, а также комбинированные. Амортизаторы широко используются в кораблестроении для снижения шумности и вибрации корабля.

АМПЛИТУДА КАЧКИ - наибольшее отклонение судна от среднего положения, относительно которого происходят его колебания. Амплитуда боковой и килевой качки судна измеряется в угловых градусах. Для снижения амплитуды качки применяются успокоители качки.

АМПЛИТУДА ПРИЛИВА - разность между высотами уровней воды при приливе и отливе. Амплитуда прилива в узких заливах может превышать 20 м, в океане составляет около 1 метра.

АМФИБИЙНЫЕ СИЛЫ – род сил ВМС некоторых иностранных государств, предназначенных для переброски десанта морем (океаном) и высадки его на побережье. Амфибийные силы включают высаживаемые войска, поддерживающую авиацию, десантные корабли, суда, высадочные средства, корабли боевого обеспечения и управления. Амфибийные силы получили большое развитие во 2-й Мировой войне в связи с увеличением числа морских десантных операций.

АМФИБИЯ - транспортное средство (автомобиль, танк, судно на воздушной подушке), способное перемещаться по суше и по воде. Плавучесть амфибии обеспечивается достаточным объемом и герметичностью ее корпуса. Может иметь как раздельные движители (колеса и гребной винт, гусеницы и водометный движитель), так и единый движитель (например, воздушный винт)

АНГАР корабельный - помещение на авианесущем корабле для хранения, технического обслуживания и ремонта самолетов (вертолетов). Оснащен средствами для крепления, горизонтальной и вертикальной (лифты) подачи летательных аппаратов. На авианосцах и противолодочных крейсерах с авиационным вооружением имеется, как правило, два ангара - один в корпусе корабля (для хранения основного числа летательных аппаратов), другой - палубный ангар (для одного-двух аппаратов)

АНГАРИЯ - захват воюющим государством находящихся в его портах торговых судов нейтральных стран для использования их в военных целях.

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ - кормовой флаг кораблей русского ВМФ с изображением на белом полотнище голубого диагонального креста святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем христианства на землях Древней Руси. Учрежден Петром 1 в 1699.

АНЕМОМЕТР - прибор для измерения скорости ветра (газовых потоков). Наиболее распространенный анемометр имеет крестовину с четырьмя полушариями, которая вращается под воздействием ветра. Скорость ветра определяется по числу оборотов крестовины, фиксируемых прибором за определенный отрезок времени. Анемометр, автоматически записывающий на бумажной ленте скорость ветра, называется анемографом, а скорость и направление (румб) – анеморумбографом

АНЕМОРУМБОМЕТР – прибор для автоматического определения осредненного значения скорости и направления ветра.

АНЕРОИД - барометр, состоящий из герметической металлической коробки, из которой удален воздух, и стержня, впаянного в гофрированную крышку этой коробки. При изменении атмосферного давления объем коробки меняется, а возникающее при этом перемещение стержня через сложную систему передается стрелке, показывающей на шкале анероида значение атмосферного давления.

АНКЕР - устаревшее название якоря

АНКЕРОК  - деревянный бочонок вместимостью 16-30 л для хранения питьевой воды на шлюпке. Может служить спасательным средством.

АНКЕРШТОК- 1) то же, что шток якоря 2) Способ крепления наружной обшивки корпусов деревянных судов.

АНКЕРШТОК-ТАЛИ - тали на парусных судах для подтягивания к борту штока якоря (анкерштока) при его креплении по-походному.

АНОМАЛИЯ МАГНИТНАЯ – резкое отклонение в каком-либо месте параметров магнитного поля Земли от значений в соседних районах. Пункты, в которых имеется аномалия магнитная, отмечены на магнитных картах с соответствующей надписью.

АНТАРКТИДА - южный полярный материк. Площадь вместе с островами 13 млн 975 тыс. км2.Открыт в 1820 году русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный». Антарктида покрыта мощным ледниковым щитом (средняя высота 2040 м), у берегов много айсбергов. Климат полярный, самый суровый на Земле. Средняя температура зимой от -60 до -70°С, летом от -30 до -50°С.

АНТАРКТИКА - южная полярная часть Земли, включающая материк Антарктиду и окружающие его южные части Атлантического, Индийского и Тихого океанов с островами и архипелагами с условной границей в пределах 48-60° ю. ш., площадь 52,5 млн. км2. По международному договору об Антарктике 1959 года ее можно использовать лишь в мирных целях.

АНТЕННА (радио) - устройство, предназначенное (в сочетании с радиопередатчиком или радиоприемником) для излучения и приема радиоволн. Различают антенны передающие и приемные. Специальные антенны могут использоваться в той или другой роли попеременно. В зависимости от назначения и диапазона волн изготовляются в виде отрезка провода, металлических зеркал, рупоров, спиралей, штырей, рамок, комбинации диполей и т.д.

АНТЕННА гидроакустическая - устройство, обеспечивающее прием и (или) излучение гидроакустических сигналов в воде и обладающее пространственной избирательностью. Различают антенны рупорные, фокусирующие (преобразователь расположен в фокальной плоскости отражателя или линзы), фазированные антенные решетки и др .Гидроакустические антенны могут быть буксируемыми, опускными (имеют устройства, регистрирующие ориентацию антенны в пространстве), конформными (форма антенны повторяет обводы корпуса носителя) и т.д. Для защиты от набегающего потока и снижения уровня гидродинамических помех антенна снабжается обтекателем из звукопрозрачного материала. Входят в состав различных гидроакустических средств.

АНТЕННАЯ МИНА – морская мина, снабженная антеннами и взрывателем, вызывающим взрыв мины при касании корпуса корабля антенны. Используются в минных заграждениях против подводных лодок.

АНТИКОРРОЗИЙНАЯ ЗАЩИТА - предохранение военной техники от коррозии. Наиболее распространенные способы нанесение на поверхность изделий тонкослойных защитных покрытий - металлических (оцинковка, кадмирование, никелирование, хромирование, лужение, свинцевание и т.п. ), лакокрасочных, стеклоэмалей, оксидных пленок, покрытие резиной (гуммирование), пластмассами, консервационными смазками и др.

АНТИНАКИПИНЫ - вещества (фосфаты, сода, коллоидный графит, растит экстракты и др ), образующие легкоудаляемые осадки (шлам) при взаимодействии с остаточными солями в питательной воде паровых котлов, испарителей и других водонагревательных приборов.

АНТИОБРАСТАЮЩИЕ КРАСКИ - специальные лакокрасочные покрытия, предотвращающие развитие морских организмов (водорослей, моллюсков) на наружной обшивке подводной части судна. Применение антиобрастающей краски позволяет уменьшить обрастание подводной части судна и, как следствие, сопротивление воды движению судна.

АНТИПАССАТЫ - постоянные ветры в тропических широтах (в полосе между 30° с.ш. и 30° ю.ш.), дующие в западном направлении в верхних слоях атмосферы (на высоте 4-15 км) над областью пассатов. В воздушном слое между антипассатами и пассатами ветры дуют в переменном направлении.

АНТИЦИКЛОН - область высокого атмосферного давления. Имеет диаметр от нескольких сот до нескольких тысяч километров при высоте до 10км. Для антициклона характерны ясная и малооблачная погода, слабые ветры, высокие температуры приземных слоев воздуха летом, в холодное время года - низкие слоистые облака и туман. Воздух в антициклоне циркулирует в северном полушарии по часовой стрелке, в южном - против.

АНФИЛАДА (в парусном флоте) - построение кораблей на одной линии в направлении на избранный предмет. Анфилировать - проходить соединением кораблей последовательно один за другим вдоль (или мимо) избранного пункта.

АПОГЕЙ - точка орбиты Луны или искусственных спутников Земли, наиболее удаленная от ее центра.

АППАРАТНЫЙ УГОЛ - угол между диаметральной плоскостью стреляющего корабля и осью средней трубы торпедного аппарата. Отсчитывается побортно от диаметральной плоскости корабля.

АППАРЕЛЬ десантная - платформа в носовой части десантного корабля, закрепленная нижней частью на уровне палубы трюма и в опущенном состоянии служащая для схода личного состава и техники на берег (мелководье). В нерабочем положении прикрыта, как правило, раздвижными конструкциями, образующими носовую часть корпуса.

АПСЕЛЬ - косой парус (продольный) между грот- и бизань-мачтами.

АРЕОМЕТР - прибор для определения плотности жидкости (забортной воды, электролита и т. д.) по глубине погружения поплавка в исследуемую жидкость.

АРКТИКА - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии, Америки и почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), северной части Атлантического и Тихого океанов. Арктика условно иногда ограничивают с юга Северным полярным кругом (в 66°33’ с. ш.). Климат суровый, заселена крайне редко. В современном международном праве закреплено разделение Арктики на 5 секторов: основаниями их служат северные границы России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии, боковыми гранями - меридианы, вершиной - Северный полюс.

АРМАТОР - предприниматель, снаряжавший и содержавший за свой счет судно с экипажем для выполнения коммерческой или иной цели. Во время войн эти суда часто занимались каперством.

АРМЕЙСКИЙ ФЛОТ - так называлась в России в 18 в. часть гребного флота, экипажи которого комплектовались из сухопутных войск. Основная задача армейского флота - совместные действия с армией в прибрежных районах.

АРТЕЛЬЩИК - матрос в царском флоте, заведовавший в подразделении продовольствием.

АРТИКУЛЬНЫЕ СТАТЬИ – один из первых военно-морских уставных документов в России. Состояли из введения и 34 статей, определявших организацию службы на корабле, обязанности должностных лиц и действия личного состава в бою, в походе, на якорной стоянке. Изданы в 1667 году под названием «Письма корабельного строя» в связи со строительством корабля «Орел».

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ГРОМКОГОВОРЯЩАЯ СВЯЗЬ - специальная трансляционная сеть на корабле для управления артиллерийским огнем и связи с орудиями (башнями).

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ГРУППА - подразделение, приравненное к батарее или башне и входящее в состав артиллерийского дивизиона.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ДУЭЛЬ - ведение артиллерийского боя между двумя кораблями. Характерна для морских боев прошлых веков.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ПАЛУБНАЯ УСТАНОВКА - щитовая или открытая корабельная вращающаяся артиллерийская установка, смонтированная на палубе. Орудия артиллерийской палубной установки имели калибр 45-152 мм, устанавливались на крейсерах, миноносцах, канонерских лодках, подводных лодках и других боевых кораблях с середины 19 в. до конца 2-й Мировой войны. Современные артиллерийские палубные установки малого калибра (20-60 мм) могут иметь несколько стволов.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ВЫСТРЕЛ - комплект элементов артиллерийских боеприпасов для одного выстрела: снаряд с взрывателем, пороховой заряд, средство воспламенения заряда. По способу заряжания артиллерийские выстрелы бывают: унитарного (заряжание в один прием), раздельно-гильзового (снаряд не соединен с гильзой) и картузного (снаряд, заряд в картузе и средство воспламенения подаются отдельно) заряжания.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС - артиллерийские установки, боеприпасы к ним и приборы управления стрельбой.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ - боевой корабль, основным вооружением которого является ствольная и реактивная артиллерия. До середины20 в. к артиллерийским кораблям относились линейные корабли, крейсеры, мониторы, эскадренные миноносцы, канонерские лодки и другие; в современных. флотах это корабли артиллерийской поддержки десанта. Число и калибр орудий, устанавливаемых на этих кораблях, зависят от их боевого предназначения.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОГОНЬ - воздействие на противника артиллерийскими снарядами различного назначения с целью нанесения ему потерь в живой силе, вооружении и технике, морального подавления, разрушения оборонительных сооружений, обстрела фарватеров, входов и выходов из бухт (гаваней), а также выполнения специальных задач - создания очагов пожаров, освещения или задымления объектов (местности).

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОГРЕБ - помещение внутри корабля, специально приспособленное для хранения боеприпасов и оборудованное устройствами для их подачи к артиллерийским установкам, а также системой противопожарной защиты и др. Артиллерийские погреба бывают снарядные, зарядные и патронные.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ЩИТ - плавучая мишень, используемая для практических артиллерийских стрельб на море.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ЭЛЕКТРИК - специалист рядового или старшинского состава, обслуживающий электрическое оборудование корабельной артиллерии. В старом флоте назывался гальванером.

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОРУДИЕ – вид огнестрельного оружия для поражения живой силы, техники и сооружений противника с больших расстояний. По способу сообщения снаряду начальной скорости различают артиллерийские орудия ствольные, реактивные, по устройству канала ствола - нарезные и гладкоствольные.

АРТИЛЛЕРИСТ корабельный - офицер, возглавляющий артиллерийскую боевую часть на корабле или одно из ее подразделений. На корабле 1 ранга командир артиллерийской боевой части называется старшим артиллеристом.

АРТИЛЛЕРИЯ -1) род войск, основным оружием которого являются огнестрельные орудия. 2) Совокупность огнестрельных метательных орудий, наносящих противнику поражение с больших расстояний; на флотах имеется корабельная артиллерия, а в составе береговых ракетно-артиллерийских войск - береговая артиллерия. 2) Наука, изучающая проблемы развития, способы боевого применения артиллерийского вооружения.

АРТИЛЛЕРИЯ ГЛАВНОГО КАЛИБРА - часть корабельной артиллерии, имеющая наибольший калибр и решающая основные задачи, присущие данному классу кораблей. К концу 2-й Мировой войны калибр орудия артиллерии главного калибра на линейных кораблях достигал 457 мм; в количестве 6-12 стволов они устанавливались в двух- и трехорудийных башнях. Калибр орудия артиллерии главного калибра современных крейсеров достигает 203 мм, эсминцев - 127 мм, фрегатов - 127 мм. Они устанавливаются в одно-, двух- и трехорудийных башнях.

АРХИВ военный - совокупность документальных материалов, образовавшихся в результате деятельности воинских частей, а также учреждение, организующее сбор, хранение и использование военной документации. В России военный архив стали создаваться в конце 18 в.

АРХИМЕДОВ ВИНТ – удлиненная однозаходная винтовая поверхность. В 40-х гг. 19 в. применялся на судах в качестве движителя.

АРХИПЕЛАГ - группа островов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга и имеющих обычно одинаковое происхождение (вулканическое, коралловое и т. п.) и сходное геологическое строение. Различают архипелаги материковые (Новая Земля), коралловые (Маршалловы острова), вулканические (Гавайские острова).

АРЬЕРГАРД - концевая группа кораблей в боевых порядках флота или эскадры, следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла или с целью задержать силы противника при отрыве от него главных сил. Начиная со 2-й мировой войны арьергард на флоте не применяется.

АСТРОЛЯБИЯ - инструмент, служащий для измерения вертикальных углов; состояла из диска диаметром около полуфута, свободно подвешиваемого за специальный выступ. Линия отвеса проходила через отверстие в выступе и центр астролябии. Вокруг того же центра вращалась линейка с двумя визирными мушками. При измерении углов один наблюдатель держал нить с подвешенной на ней астролябией, другой, поворачивал линейку, измерял высоту и третий производил отсчеты по шкале, нанесенной на диске астролябии. При малейшей качке наблюдения с помощью астролябии невозможны и даже при отсутствии качки неточны. Употреблялся до начала 18 в.

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ДЛИНЫ - единица расстояния в астрономии, равна среднему расстоянию от Земли до Солнца. 1 астрономическая единица длины = 149,6 млн. км.

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ (астронавигация) - метод определения координат кораблей и летательных аппаратов, основанный на использовании светового или радиоизлучения небесных светил.

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАВИГАЦИИ - технические устройства и системы для решения навигационных задач с использованием радио и свето вого излучения небесных светил. Определение местоположения корабля (судна), самолета или другого летательного аппарата. Астрономическое средство навигации выполняется путем измерения углового положения светил на небесной сфере в определенной системе координат, осуществляемого визуально или автоматически следящими системами в инфракрасном, видимом или радиодиапазоне электромагнитных волн.

АСТРОНОМИЯ - наука о строении, развитии и движении космических тел, их систем и Вселенной в целом. Для судовождения важную роль играет мореходная астрономия.

АТАКА МОРСКАЯ - решающий период боя, элемент тактического удара сил флота, представляющий собой сочетание маневра и огня. Выполняется одиночными подводными лодками, надводными кораблями и их тактическими группами. Включает сближение с противником, применение оружия, отход (отрыв) от объекта атаки или боевое маневрирование для нового применения оружия.

АТЛАС ОКЕАНОВ - фундаментальный научный труд, обобщающий современные знания о природных процессах и явлениях, протекающих в Мировом океане и простирающейся над ним атмосфере.

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ - численно равно силе, с которой воздух давит на единицу площади земной поверхности. За нормальное атмосферное давление принимают давление земной атмосферы, уравновешиваемое давлением ртутного столба высотой 760 мм (на уровне моря на широте 45° и при температуре 0°С).

АТМОСФЕРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО - совокупность электрических явлений в земной атмосфере электрические разряды, полярное сияние и пр. Атмосферное электричество является причиной атмосферных помех.

АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ - продукты конденсации водяного пара, выпадающие на поверхность Земли из более высоких слоев атмосферы в виде дождя, града, крупы, снега и т.п. или непосредственно оседающие на земной поверхности в виде росы, инея, изморози и т. д.

АТМОСФЕРНЫЕ ПОМЕХИ – электромагнитные излучения широкого диапазона частот, возникающие в результате действия атмосферного электричества. Атмосферные помехи затрудняют работу радиоэлектронных средств, сокращают дальность и качество приема радиосигналов.

АТМОСФЕРНЫЙ ВОЛНОВОД – слой в тропосфере, благоприятный для распространения радиоволн (сантиметрового, реже дециметрового диапазона). При наличии атмосферного волновода резко увеличивается дальность действия радиолокационных станций и средств радиосвязи на этих волнах. Положениеи размеры атмосферного волновода зависят от времени года и суток, активности Солнца и ряда других факторов.

АТОЛЛ - коралловый остров в виде сплошного или разорванного кольца, возвышающегося над уровнем моря на несколько метров и окружающего мелководную (60-150 м) лагуну. Распространены в тропических районах Тихого и Индийского океанов и лишь в тех местах, где не проходят теплые течения.

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА - подводная лодка с ядерной энергетической установкой.

АТОМНЫЙ ФЛОТ - совокупность военных кораблей и судов различных классов, оснащенных ядерными энергетическими установками. Атомный флот - 4-й этап в истории развития морских сил (после гребного, парусного и парового флотов.

АТОМОХОД (атомное судно) - общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты).

АТТАШЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ - сотрудник дипломатического представительства (посольства, миссии), являющийся советником посла по военно-морским вопросам и представляющий ВМС своего государства в стране пребывания. Пользуется дипломатическими привилегиями и иммунитетом

АТТЕСТАТ - установленной формы документ в вооруженных силах, в котором указывается.каким количеством и на какой срок предъявитель должен быть обеспечен материальными или денежными средствами. Аттестаты бывают на вооружение, вещевое имущество, денежное довольствие и т. д., выдаются как военнослужащему, так и членам его семьи (на право получения части его довольствия), а также воинской части (кораблю) при убытии в другое соединение.

АТТЕСТАЦИЯ - документ с характеристикой деловых, политических и моральных качеств военнолужащего, с выводом о наиболее целесообразном служебном использовании последнего.

АУТРИГЕР - гиг с выносными уключинами. На малых судах аутригером называли все части, выступающие за борт.

АФОТИЧЕСКАЯ ЗОНА - лишенная света глубинная зона морских и пресных водоемов. В афотической зоне отсутствуют зеленые растения, из животных обитают только глубоководные виды.

АХТЕРЛЮК - отверстие в палубе для погрузки грузов в кормовой трюм корабля. Находится позади грот-мачты.

АХТЕРПИК - крайний кормовой отсек судна, простирающийся от ахтер-штевня. От остальных помещений отделен водонепроницаемой поперечной (ахтерпиковой) переборкой. Наряду с форпиком может служить для устранения дифферента судна.

АХТЕРШТЕВЕНЬ - элемент набора судна, открытая или замкнутая стальная рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал (у одно- и трехвинтовых судов). У ахтерхтевня различают рудерпост, старнпост и другие элементы.

АХТКАНТЫ - четырехгранная часть мачты под топом, к которой крепятся чиксы.

АЭРОДИНАМИКА - раздел механики, изучающий законы силового воздействия газообразной среды на движущееся в ней обтекаемое объемное тело. Служит теоретической базой для авиа- и ракетостроения, а также при проектировании ракетнокосмической, артиллерийской и другой техники. Основная задача - изучение сил и моментов, возникающих при воздействии газа на движущиеся тела.

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ - поверхность летательного аппарата (крыло, оперение, рули и др), при взаимодействии которой с воздушной средой в движении возникают силы, поднимающие аппарат и направляющие его полет.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛЫ - силы, действующие на тело, движущееся в воздушной или другой газовой среде. Важнейшие аэродинамические силы: сила лобового сопротивления, тормозящая движение и направленная в сторону, противоположную движению; подъемная сила, направленная вверх, перпендикулярно обтекающему потоку. Значение аэродинамической силы зависит от скорости потока, формы тела и др.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ НАГРЕВ - нагрев тела, движущегося с большой скоростью в воздухе (газе). Заметный аэродинамический нагрев наблюдается при движении тела со сверхзвуковой скоростью (например, при движении головных частей межконтинентальных баллистических ракет)

АЭРОНАВИГАЦИЯ - воздушная навигация. Прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении в воздухе летательных аппаратов

АЭРОФИНИШЕР - стальной трос, натянутый поперек полетной палубы авианосца на высоте 20-25 см. Служит для сокращения пробега самолета при посадке. Захватывается специальным устройством в хвосте фюзеляжа. Работает в режиме торможения самолета (как демпфер)

АЭРОФОТОРАЗВЕДКА - один из основных способов воздушной разведки, осуществляемый путем фотографирования с воздуха объектов с использованием специальных технических средств (аэрофотоаппаратов), установленных на летательных аппаратах. Полные данные аэрофоторазведки определяются путем дешифрирования фотоснимков.