Военно-морской флот России

Морской словарь. Б

«Б» - буквенное обозначение горловин (дверей, люков) на корабле, ведущих в погреба с боеприпасами и в хранилища легкого топлива.

БАБОЧКА - расположение косых парусов на судне, при котором носовые и кормовые паруса развернуты на разные борта Используется при попутном ветре для увеличения «работающей» площади парусов, поскольку поставленные таким образом паруса не закрывают друг от друга ветра.

БАЗА БЕРЕГОВАЯ - формирование ВМФ, предназначенное для тылового обеспечения кораблей снабжения всеми видами довольствия, выполнения ремонтных работ и т. д.

БАЗА ВЫСАДКИ МОРСКОГО ДЕСАНТА - временное формирование из частей и соединений ВМФ и сухопутных войск, специально создаваемое на период высадки морского десанта и выполнения им задач на берегу. Предназначается для обеспечения высадки главных сил десанта, снабжения высаженных на берег войск, обороны района высадки с моря, суши и воздуха. База высадки морского десанта создается в ходе боя за высадку морского десанта.

БАЗА ПЛАВУЧАЯ - вспомогательное судно специальной постройки для обеспечения базирования, ремонта, материально технического снабжения, хозяйственно-бытового обслуживания соединений кораблей (подводных лодок, катеров, гидросамолетов и т. п. ). В настоящее время за рубежом развитие получили базы плавучие для атомных подводных лодок, представляющие собой крупные надводные корабли водоизмещением более 20 тыс. т, имеющие хранилище для ракет, площадку для вертолетов, места для размещения экипажа подводной лодки. База плавучая несет артиллерийское вооружение (для самообороны).

БАЗА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК береговая - тыловое воинское формирование, имеющее систему береговых сооружений со специальным оборудованием, пирсами, доками, казармами. Предназначено для обеспечения подводным лодкам надежной стоянки, приема боеприпасов, топлива, воды, продовольствия, зарядки аккумуляторов, текущего или срочного ремонта, размещения на берегу личного состава и пр., а также подачи на борт подводной лодки во время стоянки пара для отопления, электроэнергии, сжатого воздуха и т. д.

БАЗИРОВАНИЕ ФЛОТА - использование силами флота системы взаимосвязанных военно-морских баз, аэродромов и других пунктов, заблаговременно или в ходе боевых действий оборудованных на побережье и островах морских (океанских) театров военных действий и предназначена для поддержания постоянной боевой готовности сил флота и всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности его соединений и частей. При большом удалении сил флота от береговых баз они могут базироваться на плавучие базы.

БАЗОВАЯ АВИАЦИЯ - вид авиации военно-морских сил ряда стран, базирующейся на береговые (базовые) аэродромы. Предназначена для поиска и уничтожения подводных лодок, разведки, постановки мин и т. п. действий. Базовая авиация имеет на вооружении самолеты с большой дальностью и продолжительностью полета. Может использоваться в составе авиационных поисково-ударных групп. Базовая авиация называется также авиацией наземного базирования.

БАЗОВЫЕ ПЛАВУЧИЕ СРЕДСТВА - рейдовые буксиры, водолазные боты, баржи, плавающие зарядные станции, торпедоловы, плавучие доки, учебно-тренировочные суда, плавмастерские и другие плавучие сооружения, которые предназначены для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флота на базах, на рейдах и в гаванях.

БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК- боевой корабль, предназначенный для действия в пределах зоны военно-морской базы. Оснащаются корабельными тралами.

БАЙДАРКА - узкая легкая гребная спортивная лодка. Гребля осуществляется 2-лопастным веслом. Сверху закрыта декой (палубой), в которой имеются кокпиты (люки) для гребцов. Существуют также парусные и с подвесным мотором.

БАЙПАСНЫЙ КЛАПАН - 1) клапан для перепуска пара на одну из ступеней паровой турбины. Служит для включения турбины на экономический крейсерский или задний ход корабля. 2) Вентиль для предварительного выравнивания давления по обе стороны крупных разобщительных клапанов на магистралях с большим давлением для облегчения открытия последних.

БАК корабельный - 1) носовая часть верхней палубы, идущая от форштевня до фок-мачты или носовой надстройки 2) Надстройка судна в носовой части, доходящая до форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, повышения непотопляемости (закрытый бак) и размещения служебных помещений. На палубе бака располагаются якорное и швартовное устройства.

БАКЕН - плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватеров реки (судового хода), указания точек поворота.

БАКОВОЕ ВЕСЛО - первое, считая от носа, весло на шлюпке.

БАКОВЫЙ - матрос, работающий по корабельному расписанию на баке.

БАКС (баксовая штука) - деревянная деталь (штука), соединяющая киль с форштевнем на деревянных судах. Служит продолжением киля и, закругляясь кверху, соединяется с нижней частью форштевня.

БАКСОВОЕ ДАВЛЕНИЕ - давление, развиваемое при спуске корабля на спусковые дорожки в районе его носовой оконечности, в период, когда корма, вошедшая в воду, начинает всплывать. В результате возникновения баксового давления в ряде случаев район носовой оконечности корабля приходится временно подкреплять изнутри распорными брусьями с целью предотвращения ее разрушения при спуске корабля на воду.

БАКШТАГ - 1) курс парусного судна, при котором направление ветра образует с диаметральной плоскостью судна угол более 90° и менее 180°. 2) Стоячий такелаж (всегда парный) для крепления мачт, стеньг, дымовых труб, шлюпбалок и т. п.

БАКШТОВ - трос, выпускаемый за корму стоящего на якоре судна, за который крепятся судовые катера и шлюпки.

БАЛАНСИРНЫЙ РУЛЬ - руль, у которого часть плоскости пера (примерно 20-30% всей площади) расположена впереди оси вращения руля. При перекладке такого руля встречные потоки воды своим давлением на балансирную часть содействуют отклонению руля, что позволяет уменьшить мощность рулевой машины. Балансирный руль применяются на большинстве современных судов, имеют обтекаемый профиль.

БАЛКА - конструктивный элемент в виде бруса для восприятия главным образом изгибающих усилий. В набор корпуса судна входят балка: киль, стрингера, карлингсы, бимсы и др., обеспечивающие продольную и поперечную прочность корабля (судна).

БАЛКЕР - специализированное судно для перевозки грузов насыпью и навалом (руды, угля, апатитов, зерна и т. д.).

БАЛКОН - площадка, устроенная в корме парусного судна. Служила местом прогулок адмирала и капитана.

БАЛКТАНКЕР - судно специальной постройки, способное перевозить сыпучие и жидкие грузы. При этом для перевозки жидких грузов используются обычно бортовые емкости, а сыпучих - средние отсеки.

БАЛЛ - условная безразмерная единица для оценки по какой-либо шкале интенсивности физических явления (в метеорологии, например, силы ветра, облачности, волнения и т. п.

БАЛЛАСТ - груз, принимаемый на судно для улучшения его мореходных качеств (прежде всего остойчивости). Балласт может быть постоянным или временным, жидким (вода) или твердым (чугунные болванки, бетон и т д ) Во избежание потери остойчивости при крене твердый балласт надежно закрепляют, цистерны с жидким балластом опрессовывают.

БАЛЛАСТИНА - 1) чугунная болванка в виде бруска. Используется в качестве твердого балласта. 2) Металлическая болванка с длинным тросом, которая опускается за борт стоящего на якоре судна для своевременного обнаружения его дрейфа, если якорь плохо держит.

БАЛЛАСТИРОВКА - прием балласта с целью изменения крена, дифферента, запаса плавучести и остойчивости судна. Состоит в заполнении забортной водой балластных и свободных от топлива (воды) цистерн.

БАЛЛАСТНАЯ СИСТЕМА - трюмная система для приема (откачки) жидкого балласта в балластные цистерны (отсеки двойного дна, диптанки, ахтерпик, фор-пик и др.), иногда в топливные цистерны, а на танкерах - в грузовые в целях повышения остойчивости судна балластная система позволяет также перекачивать балласт из одной цистерны в другую. Вода в цистерны поступает от кингстона самотеком или подается насосом, удаление производится насосом (обычно через сепаратор для очистки воды от нефтепродуктов)

БАЛЛАСТНЫЕ КАМЕРЫ - отсеки понтонов плавучего дока, заполняемые водой для погружения дока перед вводом в него судна, подлежащего ремонту, и т. д.

БАЛЛАСТНЫЕ НАСОСЫ - насосы (чаще центробежные самовсасывающие) для перекачки воды при балластировке, или осушении балластных цистерн. Производительность до 1000 т/ч. Приводом служат электрические двигатели или паровые турбины.

БАЛЛЕР - кованый или литой монолитный вал для вращения пера руля или барабана шпиля.

БАЛЛИСТИКА - наука о движении неуправляемых ракет, артиллерийских снарядов, авиабомб, пуль и т. п. Различают внутреннюю и внешнюю баллистику. Внутренняя баллистика изучает движение снаряда в канале ствола орудия под действием пороховых газов, а также другие процессы в стволе, происходящие при выстреле. Внешняя баллистика изучает движение неуправляемых ракет, снарядов и т. п. на траектории после прекращения их силового взаимодействия с пусковой установкой, стволом артиллерийского орудия и т. п.

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА - ракета, полет которой в основном совершается по траектории свободно брошенного тела. Баллистическая ракета в отличие от крылатой ракеты не имеют несущих поверхностей, предназначенных для создания подъемной силы при полете в атмосфере. Могут быть управляемыми и неуправляемыми, одно- и многоступенчатыми. Боевые баллистические ракеты по назначению подразделяются на стратегические, оперативно-тактические и тактические. Морские баллистические ракеты устанавливаются на подводных лодках. Пуск может проводиться из подводного и надводного положений.

БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ НАКОНЕЧНИК - деталь головной части снаряда (ракеты), которая обеспечивает уменьшение сопротивления воздуха при полете. Изготовляют из термостойкого, а у самонаводящихся ракет - из радиопрозрачного материала. Баллистическим наконечником прикрывают различные устройства (например, радиолокационный взрыватель).

БАЛЛОНЕТ - надувной поплавок противолодочного вертолета для его поддержания на поверхности воды в случае вынужденной посадки.

БАЛЯСИНА - деревянная ступенька у шторм-трапа.

БАНКА - 1) участок морского дна, глубина над которым значительно меньше окружающей глубины моря. При глубине менее 20 м это место считается опасным для плавания крупных судов и обычно ограждается знаками предостерегательными. 2) Доска для придания шлюпке поперечной прочности, служащая также сиденьем для гребцов. 3) На парусных кораблях - место между двумя смежными бортовыми орудиями. 4) Складывающаяся скамейка на корабле.

БАНКЕТ - 1) возвышение или площадка на корабле, предназначенные для установки компасов, дальномеров, пеленгаторов, обслуживания орудий и др. 2) Решетчатая площадка на низких ножках для укладки кранцев и бухт тросов.

БАННИК - щетка цилиндрической формы, насажанная на длинное древко, предназначена для ручной чистки (банения) и смазки канала ствола орудия. Наряду с ручным банником применяется гидробанник, позволяющий механизировать промывку и чистку орудийных стволов.

БАНТ - нашивка на парусе в местах, где парусина испытывает наибольшее напряжение (например, на углах паруса).

БАР - 1) гряда в прибрежной полосе морского дна, образованная наносами (песок, ракуша и др.). Различают бар подводный, островной, приустьевой и береговой (соединен с берегом наносом в виде пересыпи). 2) Внесистемная единица давления (1 бар).

БАРАБАННЫЙ КОТЕЛ - водотрубный котел, в котором кипятильные трубы присоединяются своими концами, как правило, к двум нижним и одному верхнему барабану (стальной цилиндрический сосуд). Парообразование происходит в верхнем барабане; неиспарившаяся вода по спускным трубам подается в нижние барабаны и вновь поступает в кипятильные трубы. На судах в барабанных котлах используется обычно естественная циркуляция воды, обеспечиваемая разностью плотностей воды в спускных и кипятильных трубах.

БАРАШЕК - гайка с выступами, обеспечивающими ее затягивание без применения гаечного ключа. Устанавливается на люках, иллюминаторах, водонепроницаемых дверях.

БАРБЕТ - опорный контур, обеспечивающий восприятие нагрузок от вращающегося оборудования и технических средств, и конструкция, ограждающая их механизмы. Например, барбет для установки орудия представляет металлический барабан, закрепленный жестко на палубе. Внутри барбета могут быть размещены механизмы привода орудия и подачи боеприпасов.

БАРЖА - плоскодонное судно для перевозки сухих или наливных грузов. Форма корпуса обеспечивает большую грузоподъемность судна. Может быть самоходной либо перемещаться буксиром, а также перевозиться на лихтеровозах. По району плавания баржи делятся на речные, рейдовые и морские.

БАРЖЕВЫЙ ТРАЛ - баржа, наполненная металлическим ломом, предварительно намагниченная или с проложенным внутри кабелем, по которому во время траления пропускался ток (источник находился на буксире). Использовался в период 2-й Мировой войны для траления донных магнитных и индукционных мин.

БАРК - трех-, пятимачтовое морское парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме последней (бизань-мачты), несущей косые паруса. Предназначались для перевозки грузов.

БАРКА - речное беспалубное грузовое несамоходное плоскодонное деревянное судно облегченной конструкции без руля. Строились на одну навигацию.

БАРКАЛОН - схожие с галеасом суда, строившиеся при Петре 1 Воронежскими верфями для Азовского флота (1696-1701).

БАРКАС (барказ) - судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в порту. В ВМФ баркасом называют гребно-парусную шлюпку, имеющую от 14 до 22 весел (в настоящее время не делаются).

БАРКЕНТИНА (шхуна-барк) - трех-, пятимачтовое (иногда шести) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.

БАРОГРАФ - самопишущий прибор для непрерывной записи изменений атмосферного давления. Состоит из анероида и цилиндра с диаграммной лентой, вращающегося от часового механизма.

БАРОКАМЕРА - герметически закрывающаяся камера для искусственного создания пониженного (вакуумные барокамеры) или повышенного (компрессионные барокамеры) барометрического давления. Вакуумные барокамеры используют, например, для тренировки летного состава, а компрессионные – для профилактики и лечения профессиональных заболеваний водолазов.

БАРОМЕТР - прибор для измерения значения атмосферного давления. Делятся на жидкостные (обычно ртутные), где давление измеряется по высоте столба жидкости в запаянной сверху трубке, опущенной открытым концом в сосуд с жидкостью, и анероиды.

БАРОТРАВМА ЛЕГКИХ - профессиональное заболевание водолазов, при котором происходит механический разрыв легочной ткани и поступление в разорванные капилляры газовой смеси. Возникает при резком повышении давления во вдыхаемой смеси (например, при неисправности механизма подачи газовой дыхат смеси) или при полном прекращении подачи газовой смеси на вдох. Лечение - помещение пострадавшего в декомпрессионную камеру.

БАРРАЖИРОВАНИЕ - патрулирование истребительной авиации над определенным районом с целью перехвата и уничтожения средств воздушного нападения противника и обеспечения действий своих сухопутных войск, авиации и кораблей флота. В настоящее время употребляется термин дежурство в воздухе.

БАРХОУТ - утолщение наружной обшивки у грузовой ватерлинии деревянных судов.

БАРЬЕРНЫЕ РИФЫ - коралловые образования в виде вала вдоль берега материка или острова в теплых водах Тихого, Индийского и Атлантического. океанов.

БАССЕЙН ОПЫТОВЫЙ - искусств водоем, оборудованный для испытания моделей судов (на спокойной воде и при волнении) с целью нахождения наиболее выгодных обводов корпуса, типа и элементов движителей и т. д. По характеру движения моделей существуют бассейн опытовый с буксировочными тележками, гравитационный (движение модели вызывается падающим грузом) и для самоходных моделей.

БАССЕЙН РЕЧНОЙ - часть земной поверхности, с которой сток воды поступает в данную речную систему. Бассейны речные отделяются друг от друга водоразделами.

БАССЕЙН СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ - акватория, примыкающая к территории судостроительного завода, где стоят спущенные на воду корабли (суда) в период их достройки и швартовных испытаний. Береговая линия бассейны судостроительного имеет крановое оборудование и магистрали обеспечения достроечных объектов сжатым воздухом, электропитанием, водой и т. п.

БАТАЛЕР – специалист старшинского состава по продовольственной (продовольственный баталер) или по вещевому (вещевой баталер) снабжению личного состава корабля. Унтер-офицерское звание в русском флоте.

БАТАЛИЯ - 1) название битвы, сражения в русской армии и флоте в 18-19 вв. 2) Устаревшее название построения сил для сражения.

БАТАРЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ - термин, употреблявшийся в первоначальный период развития парового броненосного флота и означавший корабль, на котором артиллерия располагалась по бортам.

БАТАРЕЯ на парусном корабле - совокупность орудий одного дека. На трехдечных парусных кораблях находились три закрытые батареи (гондек, мидель-дек, опердек) и одна открытая (на верхней палубе). В нижней батарее устанавливались наиболее тяжелые орудия, на верхней - самые легкие. Среднее число орудий на каждой баратее от 24 до 34 (в зависимости от ранга корабля.). Артиллерийские порты нижней батареи располагались в двух-трех метрах над водой.

БАТАРЕЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ - организационное подразделение артиллерийской боевой части на кораблях 1 ранга, входит в состав артиллерийских дивизионов.

БАТАРЕЯ ПЛАВУЧАЯ - боевой корабль с артиллерийским вооружением, предназначавшийся для защиты побережья, охраны кораблей на рейде от атак авиации и малых кораблей противника, а также для обстрела прибрежных флангов войск противника.

БАТИПЛАН – глубоководный океанографический снаряд в виде буксируемой (обычно одноместной) камеры с постоянной избыточной плавучестью (спущенный с судна он плавает на поверхности воды). Управляется наблюдателем, находящимся в герметичном корпусе. На нужную глубину погружается при движении с помощью рулей.

БАТИСКАФ - глубоководный океанографический снаряд в виде обитаемого автономного самоходного аппарата. Батискаф состоит из шара-гондолы, где размещается экипаж и различное оборудование, и легкого корпуса, заполненного жидкостью, менее плотной, чем вода. Плавучесть регулируется сбрасыванием балласта и выпуском жидкости из маневровой цистерны. Могут использоваться для разведки и осмотра подводных объектов.

БАТИСФЕРА - глубоководный океанографический снаряд в виде опускаемой за борт на тросе шарообразной прочной камеры. Могут быть обитаемыми и необитаемыми

БАТОКСЫ - линии на теоретическом чертеже судна, изображающие следы пересечения наружной поверхности корпуса рядом плоскостей, параллельных его диаметральной плоскости. Батоксы дают возможность объемно представить форму корпуса и предварительно определить некоторые свойства будущего судна.

БАТОМЕТР - прибор для взятия проб воды с различных глубин и измерения температуры (для исследовательских целей).

БАТОПОРТ (плавучий затвор) - конструкция, препятствующая затоплению водой сухого дока через его вход. Представляет собой плавучую стенку, которая подводится к входу в док толкачом-буксиром или подъемным краном. Для посадки на порог дока частично заполняется водой и по мере осушения камеры дока давлением воды прижимается к опорному контуру, герметизируя вход в док. Батопорт - разновидность докового затвора.

БАЧКОВЫЙ - матрос или старшина (кроме старшины 1-й статьи и выше), назначенный подготавливать стол к приему пищи, получать ее с камбуза и убирать посуду и столы после еды.

БАШЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА - корабельная или береговая артиллерийская установка (1-4 орудия), смонтированная в поворотной башне, у которой все механизмы, пути подачи боеприпасов и личный состав защищены замкнутой броней. Состоит из боевого отделения, подбашенного отделения и погреба боеприпасов. В современных башенных артиллерийских установках операции по заряжанию орудий и производству выстрела автоматизированы.

БАШНЯ ДОКА - сооружение на понтоне (понтонах) плавучего дока, предназначенное для обеспечения остойчивости дока при погружении и всплытии. В верхней части башни дока располагаются различные механизмы (например, подъемные), источники энергии, служебные и складские помещения, центральный пост управления и др.; в нижней части - балластные камеры. Доки имеют обычно две башни.

БДИТЕЛЬНОСТЬ в вооруженных силах - неослабное внимание по отношению к противнику, умение своевременно разгадать намерения врага и предпринять активные противодействия, строгое хранение государственной и военной тайны. Ослабление бдительности неизбежно ведет к снижению боевой готовности войск и может привести к поражению.

БЕГИН-РЕЙ - название нижнего рея на бизань-мачте судна с прямым парусным вооружением.

БЕГУН-ТАЛИ - самые длинные тали на судне. Служат для подъема марселя и крепления его к марса-рею.

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ - такелаж (снасти), находящийся в движении и предназначенный для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся фалы сигнальные, лопаря талей, гардель, бурундук, брасы, гитовы, гор-день, дирик-фал, шкоты и др. снасти. Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и растительные тросы.

БЕЙДЕВИНД - курс парусного судна против ветра, при котором угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра менее 90°. Различают бейдевинд крутой - менее 67,5° (6 румбов) и полный - более 67,5°.

БЕЙФУТ - снасть, поддерживающая у мачт, стеньг и т.д. реи, гафели, гики и позволяющая им поворачиваться в вертикальных и горизонтальных плоскостях.

БЕЛЫЙ ЛЕД - лед толщиной от 30 до 70 см со снежным покровом, являющийся основой для образования серых и паковых льдов.

БЕНЗЕЛЬ - перевязка двух толстых тросов шлагами тонкого троса или линя для удержания их вплотную.

БЕНЗИНОВОЗ - наливная баржа или танкер для перевозки небольших количеств (до нескольких десятков тонн) бензина или других видов легкого топлива. Предназначаются для заправки боевых катеров и легких судов с бензиновыми двигателями.

БЕРДА - приспособление в виде деревянной рамы для ткания матов.

БЕРЕГ МОРСКОЙ - полоса суши, примыкающая к водной поверхности моря (океана) и взаимодействующая с ним. Линия, по которой проходит граница между поверхностью воды и сушей, называется урезом воды, береговой линией или береговой чертой.

БЕРЕГОВАЯ АРТИЛЛЕРИЯ – вид морской артиллерии. Входит в состав береговых ракетно-артиллерийских войск. Предназначена для поражения кораблей противника, а также для содействия своим кораблям и войскам, действующим в прибрежных районах. По типу установок береговая артиллерия подразделяется на стационарную и подвижную.

БЕРЕГОВАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ БАТАРЕЯ - подразделение береговой артиллерии, состоящее из нескольких орудий подразделения управления и обеспечения. Предназначена для ведения огня по морским и наземным целям. Береговая артиллерийская батарея имеет командный пункт с системой управления, средствами обнаружения целей (радиолокационные станции), позиции и средства самообороны с суши, а также средства противовоздушной обороны.

БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА - силы и средства флота с фортификационными укреплениями и системой противодесантных и противовоздушных средств, усиленные частями сухопутных войск, авиации, войск ПВО и предназначенные для защиты военно-морских баз, портов и важных прибрежных районов.

БЕРЕГОВАЯ СТЕНКА - гидротехническое сооружение для укрепления берега в морских портах от размывания их волной и прибоем и швартовки судна при грузовых операциях или судоремонте. Могут иметь системы подачи электроэнергии, топлива, воды, сжатого воздуха и др.

БЕРЕГОВОЙ ВАЛ - гряда в узкой прибрежной полосе суши, образованная действием волн из осадочных пород (валуны, песок, галька).

БЕРЕГОВОЙ ФЛАГМАНСКИЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ - специально оборудованное защищенное сооружение (помещение) на суше, с которого командующий и штаб флота (флотилии) управляют подчиненными силами в операции. В настоящее время называется командным пунктом флота.

БЕРЕГОВЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ - система препятствий, созданная для обороны побережья (например, противодесантные подводные минные поля).

БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ - средства навигационного оборудования (маяки, створные знаки и т. п.) и знаки судоходной обстановки реки, установленные на берегу для ориентировки судоводителей.

БЕРЕГОВЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ - система фортификационных сооружений, предназначенных для береговой обороны. К береговым укреплениям относятся открытые и закрытые деревянные, земляные, железобетонные позиции, бронированные башни для береговой артиллерии и пусковых установок ракет, крепости и форты, подземные убежища и хранилища.

БЕРМУДСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ – вид парусного вооружения с косыми парусами треугольной формы. Применяется на яхтах, кечах и др. небольших парусных судах.

БЕСЕДКА - деревянная доска, подвешиваемая на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при очистке и окраске борта корабля.

БЕСКОЗЫРКА - форменный головной убор матросов и старшин срочной службы, а также курсантов военно-морских учебных заведений с указанием на ленте золотым тиснением наименования флота или учебного заведения. Обыкновенная лента делается из черного шелкового репса, а гвардейская также из шелкового репса, но золотисто-оранжевого цвета, с тремя продольными черными полосами. В России введена в середине 19 в. (на ленте - название корабля).

БЕСПЛАМЕННЫЙ ПОРОХ - порох, в состав которого входят пламягасящие вещества. При выстреле беспламенный порох не создает яркую вспышку у дульного среза орудия.

БЕСПУЗЫРНАЯ ТОРПЕДНАЯ СТРЕЛЬБА - выстреливание торпед с подводной лодки, при котором после выхода торпед из аппаратов на поверхности моря не появлялось воздушного пузыря, чем обеспечивалась скрытность применения оружия и местонахождения подводной лодки.

БЕССЛЕДНЫЕ ТОРПЕДЫ - торпеды, которые при движении в воде не оставляют следа на поверхности моря, что затрудняет их обнаружение (например, с электрическим приводом).

БИЗАНЬ - 1) последняя мачта (считая от носа) на парусном судне с тремя и более мачтами 2) Нижний косой парус, поднимаемый на бизань-мачте.

БИКФОРДОВ ШНУР - устаревшее название огнепроводного шнура, служащего для воспламенения капсюля-детонатора. Изобретен в начале 19 в. англичанином У. Бикфордом.

БИЛЬБОРД - металлическая накладка снаружи борта деревянного судна вокруг якорного клюза, предохраняющая обшивку от ударов якорных лап.

БИМС - элемент набора корпуса судна, поперечная металлическая или деревянная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута. Служат основанием для палубы. Придают жесткость палубам и распределяют палубную нагрузку на борта, продольные переборки и пиллерсы.

БИНОКЛЬ - оптический прибор из двух параллельных зрительных труб для наблюдения удаленных предметов двумя глазами. Бинокль военного назначения имеют угломерную сетку (в поле зрения правого монокуляра).

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - 1) экран (система экранов) из бетона, свинца, стали, полиэтилена, воды и др., устанавливаемый между зоной, где находятся люди, и источником радиоактивного излучения с целью снижения интенсивности излучения до безопасного для человека уровня. 2) Биологические методы защиты организма от действия ионизирующего излучения (например, медикаментозная профилактика лучевого поражения), понижающие чувствительность организма к воздействию облучения.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ (бактериологическое оружие) - оружие массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных размножаться в организме человека или животного. Подразделяется на смертельное и выводящее из строя.

БИРЕМА - гребной боевой корабль с двумя ярусами весел. Имели мачту с парусами, сплошную палубу и башни в оконечностях для размещения стрелков из лука. Применялись в Древней Греции и Древнем Риме.

БИТЕНГ - прочная полая тумба (обычно стальная), устанавливаемая на палубе судна. Служит для крепления буксирного троса, а также швартовов малых кораблей, катеров, швартующихся у борта, и судов, буксируемых лагом (борт о борт).

БЛИЖНЕЕ ПОХОДНОЕ ОХРАНЕНИЕ - элемент боевого порядка соединения, в состав которого входят противолодочные, сторожевые и другие корабли, а также самолеты и вертолеты. Организуется в ближней зоне обороны соединения кораблей и предусматривает уничтожение самолетов, подводных лодок и катеров противника, атакующих соединение кораблей, выпущенных ими противокорабельных ракет, а также поиск мин противника.

БЛИНД - прямой парус под бушпритом. Употреблялся на парусных судах до конца 18 в.

БЛИНЧАТЫЙ ЛЕД - ледяные образования округлой формы диаметром от нескольких см до 3-4 м и толщиной до 10 см.

БЛОК - приспособление для подъема груза. Имеет форму колеса с желобом по окружности (шкива) для каната, цепи и т. п Различают блок одно-, двух-, трех- и многошкивные. Блок обеспечивает выигрыш в силе и (или) изменение направления тяги каната, цепи и т. п. Входят в состав различных талей.

БЛОК ПЛАВУЧЕСТИ - конструктивный элемент внутри прогулочного судна. Обеспечивает удержание судна на поверхности воды при затоплении корпуса.

БЛОКАДОПРОРЫВАТЕЛЬ - военный корабль или торговое судно, прорывающееся как из блокированного порта (района), так и в него.

БЛОКШИВ (блокшип) - старое, обычно несамоходное судно, лишенное механизмов, оборудования и используемое в качестве плавучего склада или жилья.

БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ - способность войск (сил) в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки и успешно выполнять поставленные задачи. Определяется боеспособностью войск (сил), правильным пониманием командирами, штабами, своевременной подготовкой к предстоящим действиям, предвидением возможных изменений в обстановке. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск (сил) на военное положение и организованное вступление в военные действия; в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КОРАБЛЯ - состояние корабля (соединения), характеризующее способность вступить в бой с противником (в т. ч. к отражению его внезапного нападения). Имеет несколько состояний (№ 1,2). Например, по боевой готовности корабля № 1 весь личный состав корабля находится на боевых постах, а все оружие и технические средства готовы к немедленному использованию.

БОЕВАЯ ЗАДАЧА - задача, поставленная вышестоящим начальником соединению (объединению) кораблей, отдельному кораблю и т. п. с указанием цели в бою (операции) и срока ее достижения.

БОЕВАЯ ЗАЩИТА КОРАБЛЯ - конструктивные устройства, снижающие возможность поражения корабля и его боевых и технических средств при боевых повреждениях. Включает конструктивную защиту корабля, а также дублирование систем снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом и т. д.

БОЕВАЯ ЛОКСОДРОМИЯ - путь корабля при боевом маневрировании с удержанием морской или береговой цели на постоянном курсовом угле. Применялась в отсутствии совершенных прицелов и приборов управления стрельбой.

БОЕВАЯ МОЩЬ - совокупность материальных и морально-боевых факторов, определяющих состояние вооруженных сил и их способность выполнять боевые задачи; важнейшая часть военной мощи государства.

БОЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ - рациональное распределение личного состава по командным пунктам и боевым постам с определением функциональных обязанностей каждого члена экипажа по поддержанию высокой боевой готовности корабля и эффективному использованию оружия и технических средств в бою.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА - система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач. В ВМФ основной боевой подготовкой является изучение и освоение корабля, оружия и технических средств, овладение эффективными способами их использования. Боевая подготовка личного состава включает тактическую, специальную и общую подготовку. Составными частями боевой подготовки являются боевая стрельба, боевая слаженность, боевое учение и т. д.

БОЕВАЯ ПРОКЛАДКА - отображение на карте боевого маневрирования своего корабля (кораблей) и корабля (кораблей) противника в ходе боя. Боевая прокладка ведется на главном командном пункте корабля и на боевом информационном посту. В процессе боевой прокладки производятся расчеты на маневрирование, уклонение от атак противника, выбор наиболее выгодных курсов для применения своего оружия.

БОЕВАЯ РУБКА - специальное помещение на корабле, оборудованное средствами управления и предназначенное для размещения его главного командного пункта.

БОЕВАЯ СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ ОРУЖИЯ - практически возможное число выстрелов в минуту с учетом затраты времени на заряжание, прицеливание и другие действия, необходимые при стрельбе. Боевая скорострельность уменьшается с увеличением калибра оружия.

БОЕВАЯ СЛАЖЕННОСТЬ - способность военного коллектива (например, экипажа корабля) действовать в любой ситуации подобно единому организму. Боевая слаженность достигается за счет четкой организации службы, отличной выучки, исполнительности каждого матроса, старшины, мичмана, офицера, их умения тактически мыслить, понимать командирский замысел, стремления трудиться инициативно, творчески, с полной отдачей.

БОЕВАЯ СМЕНА - часть экипажа корабля, несущая вахту на командных пунктах и боевых постах. Обычно весь личный состав корабля разбит на три боевых смены

БОЕВАЯ СТРЕЛЬБА - составная часть боевой подготовки, высшая форма обучения личного состава армии и флота использованию различных видов оружия в условиях, максимально приближенных к боевым. В ВМФ проводятся боевые и практические стрельбы, включая бомбо- и торпедометание, с фактическим использованием оружия и боеприпасов.

БОЕВАЯ ТЕХНИКА - основная часть военной техники, состоящая из различных образцов оружия и их носителей (корабль, самолет и т. д.).

БОЕВАЯ ТРЕВОГА - сигнал о немедленном приведении корабля (части) в боевую готовность, по которому личный состав корабля занимает места по боевому расписанию и готовит оружие и технические средства к немедленному действию. Боевая тревога объявляется для ведения боя или повышения боевой готовности.

БОЕВАЯ ЧАСТЬ КОРАБЛЯ - основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач. В боевую части корабля входят личный состав и закрепленные за ним вооружение и другие технические средства. На корабле в зависимости от класса может быть до 7 боевых частей (БЧ). штурманская (БЧ-1); ракетная или ракетно-артиллерийская (БЧ-2); минно-торпедная (БЧ-3); связи (БЧ-4); электромеханическая (БЧ-5); авиационная (БЧ-6); управления (БЧ-7).

БОЕВАЯ ЧАСТЬ РАКЕТЫ - элемент ракеты для непосредственного поражения цели. Боевая часть ракеты состоит из корпуса, боевого заряда (обычного или ядерного), взрывательного устройства (взрывателя) и предохранительно-исполнительного механизма. По характеру действия боевая часть ракеты подразделяется на фугасные, осколочно-фугасные, кумулятивные и ядерные.

БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРУЖИЯ - характеристика боевых возможностей оружия, определяемая ущербом, наносимым объектам противника в определенное время при определенном расходе боеприпасов и других средств.

БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО - содержание специально выделенных сил и средств в степени высокой боевой готовности к решению внезапно возникающих боевых задач или ведению боевых действий.

БОЕВОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ - передвижение корабля (кораблей) относительно корабля (объектов) противника в процессе морского боя, атаки, удара. Боевое маневрирование включает занятие выгодной позиции для применения своего оружия и снижения эффективности оружия противника, ее удержание на время применения оружия, смену позиции для перенесения огня с одного объекта на другой. Боевое маневрирование бывает самостоятельное, совместное и смешанное, относительно движущегося противника или неподвижной цели

БОЕВОЕ НАСТАВЛЕНИЕ - документ, в котором определяются действия корабля, соединения кораблей и т. д. в условиях типовой боевой обстановки.

БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ башни - верхняя часть башенной артиллерийской установки, в которой находятся орудия, механизмы наведения и заряжания, башенные приборы управления стрельбой и личный состав, обслуживающий эти механизмы.

БОЕВОЕ ОХРАНЕНИЕ - элемент обороны, включающий систему мероприятий и обеспечения боевых действий на переходе морем, в морском бою, при стоянке на незащищенном рейде и в ряде других случаев. Боевое охранение имеет целью своевременно обнаружить и отразить угрозу нападения противника, вести борьбу с силами его разведки. По характеру задач может быть противолодочным, противокатерным, противоминным и т. п.

БОЕВОЕ ПАТРУЛИРОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК - один из методов использования подводных лодок, обеспечивающий их постоянную высокую готовность к нанесению ракетного или торпедного удара. Заключается в непрерывном маневрировании подводной додки в назначенных районах или по указанным маршрутам, в готовности к использованию оружия.

БОЕВОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ - повреждение корпуса корабля (самолета, вертолета), его боевых и технических средств от воздействия оружия противника. Ликвидация боевого повреждения производится в процессе борьбы за живучесть корабля и его технических средств.

БОЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - состояние полной готовности военной техники и оружия к выполнению боевой задачи. В боевом положении могут находиться отдельные виды вооружения (например, ракеты) и их элементы (например, взрыватели снарядов). Минимальный срок приведения в боевое положение - один из показателей совершенства военной техники, оружия и подготовленности личного состава.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ - организованное использование в бою (операции) различных родов войск (авиации, сил флота) как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом с целью выполнения боевых задач.

БОЕВОЕ РАСПИСАНИЕ на корабле - корабельное расписание, устанавливающее распределение личного состава по командным пунктам и боевым постам и определяющее обязанности каждого члена экипажа во время подготовки к бою и в ходе боя, а также в других особых случаях (например, в борьбе за живучесть корабля). Основным корабельным расписанием является расписание по боевой тревоге

БОЕВОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ - короткое по времени боевое столкновение кораблей (групп кораблей) с использованием оружия. Может быть результатом случайной встречи кораблей или преднамеренным.

БОЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ - руководство старшим командиром действиями подчиненных частей. Главным условием надежного боевого управления является автоматизация всех процессов, устойчивая двухсторонняя связь между командирами и подчиненными частями.

БОЕВОЕ УЧЕНИЕ - форма боевой подготовки боевых постов, командных пунктов, подразделении, а также отработка натренированности личного состава в использовании в условиях, приближенных к боевым, оружия в комплексе с задачами по борьбе за живучесть технических средств и корабля в целом.

БОЕВОЙ ЗАРЯД - определенное количество взрывчатого вещества, помещенного в корпусе снаряда, мины, боевой части ракеты, торпеды. Боевой заряд бывает обычного снаряжения или ядерным.

БОЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСТ - боевой пост на надводном корабле, подводной лодки или береговом командном пункте соединения, оборудованный всеми средствами для сбора, обработки и распределения информации о воздушной, надводной и подводной обстановке с целью принятия командиром оптимального варианта использования оружия и боевых средств корабля в ходе боевых действий.

БОЕВОЙ КОМПЛЕКТ КОРАБЛЯ - количество боевых припасов, которое данный корабль должен иметь согласно боевой организации в артиллерийских, минных, торпедных и ракетных погребах. Боевой комплект корабля зависит от класса и типа корабля, калибра орудия и вместимости погребов.

БОЕВОЙ КУРС - направление движения корабля (самолета) при использовании оружия, пуске ракет, артиллерийской стрельбе, стрельбе торпедами, бомбометании, постановке мин и т. п.

БОЕВОЙ ЛИСТОК - служит целям оперативного информирования личного состава о событиях и мобилизации его на успешное выполнение поставленных задач. Выпускается обычно во взводах, ротах, боевых частях корабля и т. п.

БОЕВОЙ НОМЕР - обозначение, присваиваемое мичманам, старшинам и матросам в соответствии с боевой организацией корабля. Состоит из трех частей: первая часть (цифра или буква) указывает на принадлежность к боевой части корабля (службе), вторая часть (одна, две или три цифры) - номер боевого поста, третья часть (две цифры) - принадлежность к той или иной боевой смене (первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер в смене). Боевой номер нашивается на кармане рубашки рабочего платья. «Боевым номером» наз также книжка, в которую записываются обязанности по корабельным расписаниям.

БОЕВОЙ ПОРЯДОК СОЕДИНЕНИЯ - взаимное расположение боевых сил и средств для участия в бою в соответствии с решением командира

БОЕВОЙ ПОСТ - низшее организационное звено в боевой организации корабля, место с находящимся на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их. Возглавляется командиром боевого поста.

БОЕВОЙ ПРИКАЗ - одна из форм доведения боевых задач до сил флота (корабля) на бой (операцию), основной боевой документ по управлению ими. Отдается письменно или устно, при этом устный боевой приказ выполняют в указанное время, не дожидаясь письменного подтверждения.

БОЕВОЙ РАСЧЕТ - определение особых (дополнительных) обязанностей военнослужащих подразделения в боевой обстановке, на тактических учениях, на случаи тревоги, в карауле и т. п. По боевому расчету могут назначаться наблюдатели, связные, подносчики боеприпасов и др.

БОЕВОЙ УСТАВ - официальный руководящий документ, устанавливающий основные принципы боевой деятельности объединений, соединений, частей и кораблей при ведении боевых действий. Разрабатывается на основе опыта войн, боевой и политической подготовки, уровня и ближайших перспектив технического оснащения и организации строительства ВМФ, а также положений военной доктрины и военно-теоретической мысли в целом.

БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - совокупность количеств и качеств показателей, характеризующая возможности сил флота (корабля) выполнять определенные боевые задачи в установленное время и в конкретной обстановке Оцениваются вероятностью поражения объектов, боевой производительностью, надежностью выполнения задачи и другими показателями. Боевые возможности являются обоснованием для принятия командиром решения на бой (операцию).

БОЕВЫЕ КОРАБЛИ - военные корабли, предназначенные для решения боевых задач. К ним относятся подводные лодки, авианосцы (многоцелевые, ударные, противолодочные), противолодочные, противоминные, десантные и другие корабли.

БОЕВЫЕ ПЛОВЦЫ - водолазы в легком водолазном снаряжении, специально подготовленные для подрыва кораблей в базах и на якорных стоянках, разведки, проделывания проходов в противодесантных заграждениях и т. д. Снаряжаются устройствами для подводного движения, навигации, разведки, связи и боевыми средствами.

БОЕВЫЕ ПОТЕРИ - потери в личном составе, оружии, технике и материальных средствах от воздействия всех видов оружия противника и сопутствующих поражающих факторов.

БОЕВЫЕ РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА - вещества (в виде порошков или растворов), содержащие радиоактивные изотопы, предназначены для использования в авиабомбах, снарядах, минах и ракетах с целью поражения живых организмов действием радиоактивного излучения, а также радиоактивного заражения местности.

БОЕВЫЕ СРЕДСТВА - различные образцы ракетного, торпедного, минного, артиллерийского, бомбового и другого оружия, предназначенные для непосредственного поражения противника. Применением этих средств решаются задачи, возлагаемые на флот.

БОЕВЫЕ СРЕДСТВА ФЛОТА - понятие, охватывающее как вооружение кораблей и береговых частей, так и оборудование морских баз, обеспечивающих якорную стоянку флота.

БОЕГОЛОВКА ракеты - головная часть ракеты с размещенным в ней боевым зарядом.

БОЕПИТАНИЕ - снабжение корабля боевым припасом (ракетами, минами, торпедами, глубинными бомбами, снарядами и т д ) с береговых складов или с судов снабжения.

БОЕПРИПАСЫ (боевые припасы) - составная часть оружия, предназначенная для поражения живой силы и техники, разрушения сооружений и выполнения других задач. Морские боеприпасы включают выстрелы корабельные и береговой артиллерии, мины, глубинные бомбы, боевые части торпед и ракет, патроны к стрелковому оружию, авиационные бомбы, различные заряды.

БОЕПРИПАСЫ ОБЪЕМНОГО ВЗРЫВА - вид боеприпасов, имеющих боевые заряды на основе смесей некоторых углеводородных горючих. При встрече боеприпаса объемного взрыва с преградой (или над ней) происходит распыление смеси с образованием аэрозольного облака, которое подрывается с некоторой задержкой. При этом создается сверхзвуковая воздушная ударная волна с большим избыточным давлением, являющаяся основным поражающим фактором. Энергия взрыва в несколько раз больше, чем у равных по массе фугасных боеприпасов, снаряженных тротилом.

БОЕСПОСОБНОСТЬ (боевая способность) - способность корабля (соединения) вести боевые действия, выполнять боевые задачи. Является важнейшим условием достижения победы.

БОКАНЦЫ - ныне не употребляемое название шлюпбалок

БОКОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ - перемещение корабля относительно цели перпендикулярно пеленгу на цель. Выражается в кабельтовых за минуту. Боевое перемещение считается положительно, когда цель (противник) перемещается вправо, и отрицательно, когда цель перемещается влево. Используется при ведении боевой прокладки на маневренном планшете.

БОКОВОЙ СПУСК - спуск корабля на воду со стапеля, при котором корабль перемещается к воде бортом. Различают боевой спуск плавный (с торможением движения корабля), прыжком (стапельные дорожки обрываются у поверхности воды, корабль соприкасается с водой, имея крен до 60°) и броском (дорожки возвышаются над уровнем воды на 1-2 м, корабль падает на воду практически бортом). Боевой спуск применяются главным образом для малых кораблей (судов).

БОЛЬШОЙ КРУГ - воображаемый след на поверхности небесной сферы от пересечения с плоскостью, проходящей через ее центр.

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ - противолодочный корабль для действия в удаленных районах океана. Вооружение ракеты-торпеды, противолодочные самонаводящиеся торпеды, бомбометы, артиллерийские орудия, и т. д. Несет, как правило, 1-2 противолодочных вертолета.

"БОЛЬШОЙ СБОР" - построение личного состава корабля в торжеств случаях (подъем флага, мор парад и т. д.). Сигнал «большой сбор» передается средствами корабельной сигнализации и дублируется командой.

БОМ - приставка, употребляемая вместе с названиями рангоута, такелажа н парусов. Указывает, что они находятся на бом-брам-стеньге (четвертом снизу колене составной мачты парусного судна). Например, рей, поднимаемый на бом-брам-стеньге, называется бом-брамфей.

БОМБА - 1) один из видов авиационных боеприпасов 2) Боеприпас для поражения подводных лодок 3) Название первых фугасных снарядов массой более 16 кг, применявшихся в 17-19 вв. 4) Осколочный снаряд периода 1-й мировой войны для стрельбы из бомбомета

БОМБАРДИРОВАНИЕ (бомбардировка)-поражение авиационными бомбами наземных или морских объектов. В 17-19 вв. бомбардированием называли обстрел объектов артиллерией.

БОМБАРДИРСКИЙ КОРАБЛЬ - парусный двух-трехмачтовыи корабль конца 17 - начала 19 в. Имел повышенную прочность корпуса, был вооружен гладкоствольными орудиями крупного калибра (мортирами, единорогами). Предназначался для борьбы против береговых укреплении. Бомбардирский корабль впервые появились во Франции в 1681 году. Входили в состав военных флотов многих государств. В русском флоте существовали до 1828 г.

БОМБИЧЕСКИЕ ПУШКИ - самые крупные гладкоствольные орудия большого калибра (дальность стрельбы 2 км), стрелявшие не только ядрами, но и разрывными снарядами (бомбами). Устанавливались на кораблях в 20 – 50-х гг 19 в. Сыграли большую роль в ряде морских боев и сражении, в частности, в Синопском морском сражении 1853.

БОМБОВАЯ НАГРУЗКА - общая масса бомбардировочных средств поражения, принимаемая летательным аппаратом.

БОМБОВОЕ ОРУЖИЕ - разновидность корабельного и авиационного морского оружия, предназначенного для поражения подводных лодок и других подводных объектов. Включает бомбометы (газодинамические и реактивные бомбометные установки), бомбосбрасыватели, глубинные бомбы, приборы управления стрельбой.

БОМБОМЕТАНИЕ - 1) комплекс действий экипажа летательного аппарата по прицеливанию и сбрасыванию бомб на заданный объект (цель). Включает несколько этапов: полет к цели (управляемый или неуправляемый), выход на цель, прицеливание и сбрасывание бомб. 2) Прикладная научная дисциплина, изучающая теорию, технические средства и методику применения авиационных бомб.

БОМБОМЕТ корабельный - установка на надводных кораблях для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам противника и другим объектам.. Бывают газодинамические и реактивные.

БОМБОСБРАСЫВАТЕЛЬ корабельный - устройство на корабле, обеспечивающее сбрасывание глубинных бомб. Бомбосбрасыватели подразделяются на палубные и подпалубные. Располагаются обычно в корме.

БОНОВЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ (боны) - плавучие заграждения из бревен, тросов и других металлических конструкций для защиты входов в порт, на рейд и т д. от проникновения катеров противника и плавающих мин. Имеют разводную часть для прохода своих кораблей. Комбинация боевых заграждений с сетевыми заграждениями, называемая боносетевым заграждением, устанавливается против проникновения подводных лодок, торпед и боевых пловцов противника.

БОНОВЫЕ СУДА - специальные суда для постановки, обслуживания и уборки боновых заграждений.

БОР (маскарэ) - распространение приливной волны вверх по течению реки через устье. Вода принимает вид стены высотой до 9 м и более, движется со скоростью до 16 км/ч, поднимается вверх по реке на 80 км и более (на Амазонке до 300 км). Несет разрушение в прибрежной полосе.

БОРА - ветер, достигающий силы урагана в местностях, где горный хребет граничит с теплым морем. Массы холодного воздуха, скопившись на материковом склоне хребта, переваливают через него и устремляются вниз по склону, приобретая большую скорость. Бора резко выражен, например, в районе Новороссийска, в некоторых пунктах побережья Адриатического моря, на Новой Земле.

БОРГ - цепная или тросовая снасть для подвески нижнего рея.

БОРТ НАДВОДНЫЙ - часть борта судна от поверхности воды до верхней палубы.

БОРТБЛОК (шлюпочный бортблок) - опора, служащая для закрепления шлюпки по-походному.

БОРТОВАЯ БРОНЯ - часть конструктивной защиты внутренних помещений корабля от снарядов, осколков и пуль, состоящая из вертикально расположенных броневых листов или плит (высота до 5 м). Главный пояс бортовой брони устанавливается на высоте от верхней палубы и уходит в воду в зависимости от класса кораблей на 1,2-2 м. В современных условиях бортовая броня утратила свое прежнее значение и заменяется конструкциями типа пчелиных сот, прикрывающими жизненно важные части корабля.

БОРТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (бортовой отсек) - помещение между бортом и продольной внутренней переборкой. По длине ограничено поперечными переборками. Бортовое отделение нижней части корпуса корабля используются в качестве цистерн для жидких грузов. На кораблях броненосного флота использовались как элемент конструктивной защиты корабля.

БОРТОВЫЕ СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ПОДАВЛЕНИЯ - радиоэлектронные устройства на кораблях, летательных аппаратах, танках и т. п. для защиты от поражения управляемым по радио оружием путем затруднения работы или подавления помехами его радиоэлектронных систем самонаведения. Направленная работа специальных радиолокационных станций на частотах систем управления и самонаведения уводит ракеты с траектории.

БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ (СУДНА) - комплекс мероприятий по ликвидации боевых или аварийных повреждений, проводимых личным составом с целью сохранить боеспособность корабля: откачка воды, тушение пожаров, предотвращение взрывов боеприпасов в погребах, восстановление общекорабельных систем и энергоснабжения.

БОРЬБА ЗА НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ корабля - действия личного состава, включающие обнаружение мест поступления воды, подкрепление поврежденных и деформированных переборок, заделку пробоин, восстановление остойчивости и спрямление положения судна путем удаления откачкой или спуском в нижележащие помещения воды из отсеков с заделанными пробоинами, перекачки жидких грузов или их удаления за борт, контрзатопления - намеренного затопления водой отсеков на вышедшем из воды борту (оконечности) судна.

БОРЬБА НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ - боевые действия с целью срыва морских перевозок противника и защиты своих..

БОРЬБА С ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ - разновидность вооруженной борьбы на море, переросшей после внедрения на подводных лодках ядерной энергетики и оснащения их ракетно-ядерным оружием в одну из главных задач ВМС. Состоит в поиске и уничтожении подводных лодок противника с целью предотвращения их ракетных и торпедных ударов, воспрепятствования ведения ими разведки и решения других задач

БОТ - 1) общее название небольших парусных, парусно-гребных или моторных судов для грузоперевозок и другого назначения (лоцманский, промысловый, спасательный, водолазный и др. бот). 2) Одномачтовое парусное палубное судно 19 в.

БОТ ВОДОЛАЗНЫЙ - моторный бот для обеспечения водолазных работ в пределах акватории порта. Имеет помпы для подачи воздуха водолазам, трапы для их спуска и другое водолазное оборудование.

БОТДЕК (шлюпочная палуба) - палуба пассажирского судна, иа которой размещены спасательные шлюпки и устройства для их спуска и подъема.

БОУТ - нашивка на парусе наискось полотнища, служащая для увеличения прочности паруса.

БОЦМАН - должность младшего командного состава корабля (мичман или старшина). Боцман отвечает за исправность корпуса, такелажа и палубных устройств, осуществляет руководство общекорабельными работами и др. Боцман является на надводных кораблях прямым начальником личного состава боцманской команды, а на подводных лодках - команды рулевых-сигнальщиков.

БОЦМАНМАТ - звание строевого унтер-офицера в русском флоте, соответствовавшее современному званию старшины 1-й статьи.

БОЦМАНСКАЯ КОМАНДА - подразделение экипажа корабля, ведающее якорными и швартовными устройствами, шлюпками, рангоутом, такелажем и др. На подводных лодках функции боцманской команды выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

БОЧКА - стальной поплавок (объем до нескольких десятков м2), поддерживающий свободный конец цепи, закрепленной на мертвом якоре. К рыму бочки крепят швартовы или якорную цепь судна (стоянка на бочке). Устанавливается в гавани или на рейде.

БРАГА - цепь или стальной трос, обнесенный вокруг корпуса корабля ниже уровня верхней палубы и поддерживаемый по обоим бортам серьгами (петлями из троса). Служит для крепления буксирного троса при отсутствии на верхней палубе кнехтов. Брага может быть заведена вокруг комингсов люков, надстройки и т. п.

БРАМ - приставка, прибавляемая к названиям частей рангоута, такелажа и парусов. Указывает на их принадлежность к брам-стеньге, являющейся продолжением стеньги. Например, рей, поднимаемый на брам-стеньге, называется брам-рей, парус, крепящийся к брам-рею, - брамсель.

БРАМСЕЛЬ - прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. Получает название той мачты, на которой ставится (например, фор-брамсель на фок-мачте, грот-брамсель на грот-мачте, крюйс-брамсель на бизань-мачте).

БРАМ-СТЕНЬГА - третье снизу колено составной мачты парусного судна. В зависимости от принадлежности к той или друго мачте брам-стеньга присваивается дополнительное название (например, фор-брам-стеньга на фок-мачте, крюйс-брам-стеньга на бизань-мачте, грот-брам-стеньга на грот-мачте).

БРАНДВАХТА - 1) судно, поставленное на рейде в гавани или устье реки для наблюдения за движением судов и соблюдения ими судоходных правил, установленных для данного района. 2) Пост на берегу или судне для наблюдения пожарной безопасности в районе порта. 2) Судно-жилье для экипажа земснаряда, водолазных станций и т. д.

БРАНДЕР - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами и служившее для поджога вражеских кораблей, с которыми оно сближалось под действием ветра или течения. На реках брандер применялись для сожжения мостов. Последнее удачное применение брандера - в Чесменском сражении 1770 г.. Позже брандером стали называть суда, загружаемые балластом и затопляемые у входа в гавани, бухты, в каналах, чтобы преградить в них доступ с моря (применялись во время 1-й и 2-й мировых войн).

БРАСИКИ - шнуры, идущие от поперечного шлюпочного румпеля. Служат для управления рулем (штур-тросики, румпель-брасики)

БРАСЫ - бегучий такелаж, укрепленный на ноках реев и служащий для поворота последних в горизонт плоскости. В зависимости от названия рея, к которому они прикреплены, получают дополнительные наименования (например, фок-брасы на фок-рее, грот-брам-брасы на грот-брам-рее).

БРАШПИЛЬ - специальная лебедка с горизонтальным валом для подъема якоря и выбирания тросов при швартовке. Основными элементами брашпиля являются двигатель (обычно электрический или паровой), две звездочки (цепных барабана) с углублением для захвата якорной цепи, швартовные барабаны (турачки), главный вал, лежащий в подшипниках на массивном фундаменте, разобщительные устройства, позволяющие производить одновременный или раздельный подъем двух якорей, а также выбирание швартовов. Входит в состав якорного устройства и швартовного устройства. Применяется на гражданских судах и кораблях ВМФ.

БРЕЙД-ВЫМПЕЛ - вымпел командира соединения (дивизиона) с изображением у шкаторины Военно-морского флага. Поднимается на грот-стеные корабля пребывания командира, несется круглосуточно.

БРЕЙД-ВЫМПЕЛ СТАРШЕГО НА РЕЙДЕ - флаг командира соединения (командира корабля), являющегося старшим на рейде. Имеет вид Военно-морского флага меньших размеров, продолжением которого является белая полоса, заканчивающаяся двумя косицами Поднимается на грот-мачте корабля старшего на рейде под вымпелом и несется круглосуточно.

БРЕКВАТЕР - то же, что волнолом

БРЕСТРОП - широкий тканевый пояс, охватывающий плечи и грудь матроса для предохранения его от падения за борт во время сбрасывания и выборки мин, ловли и подъема на корабль практических торпед и т. д. (оба конца брестропа закрепляются за какой-либо неподвижный предмет).

БРЕШТУК - специальная кница, крепящая в носу шлюпки у форштевня ветви привальных брусьев между собой и к форштевню.

БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ - полет самолета на высоте от 5 до 50 м над землей или водной поверхностью. Обеспечивает скрытный подход к цели и внезапность атаки. С 50-х гг. применяется термин «полет на предельно малой высоте».

БРИГ- 1) двухмачтовое мор судно с прямыми парусами 2) Класс парусных боевых двухмачтовых кораблей 18 - 19 вв. , используемых для крейсерской, дозорной и посыльной служб. Имел прямые паруса на обеих мачтах и дополнительный косой на кормовой (контр-бизань).

БРИГАДА - тактическое соединение однородных кораблей (надводных кораблей, подводных лодок).

БРИГАНТИНА - двухмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте. В 18 в. бригантины использовались как посыльные и разведывательные корабли (имели 6-8 орудий). В 16-18 вв. бригантинами назывались легкие быстроходные пиратские корабли.

БРИДЕЛЬ - приспособление для стоянки судов в гавани или на рейде, представляющее собой цепь, один конец которой крепится к мертвому якорю, а другой - к бочке. К рыму бочки крепят швартовы или якорную цепь судна. Использование бриделя позволяет кораблю быстро сняться с якоря и выйти в море.

БРИДЖДЕК - палуба самой верхней надстройки на торговом судне, где расположены рулевая и штурманская рубки со всеми приборами и устройствами для управления судном.

БРИЗ - ветер на побережье с регулярной сменой направления, возникающий от неодинаковости нагревания суши и воды: днем (с 10 ч утра) дует с моря на сушу (морской бриз ), а ночью - с суши на море (береговой бриз). Дальность проникновения бриза на суше не более 40 км, в сторону моря - несколько дальше. Скорость морского бриза 4-7 м/с, берегового – около 1 м/с.

БРИФОК - прямой парус на малых парусниках и яхтах. Поднимается на передней мачте при попутном ветре вместо косого паруса.

БРИФОК-ТОПСЕЛЬ - прямой парус, поднимаемый над брифоком.

БРОНЕБОЙНЫЙ СНАРЯД - специальный артиллерийский снаряд для поражения бронированных целей. Бронепробиваемость снаряда зависит главным образом от его кинетической энергии в момент встречи с целью, прочности корпуса, угла встречи с броней. Поражение за броней проявляется в виде ударного, осколочного, фугасного или зажигательного действия снаряда.

БРОНЕКАТЕР - боевой корабль малого водоизмещения с противоосколочным и противопульным бронированием корпуса (отдельных его частей) для действии в прибрежных районах и на реках.

БРОНЕНОСЕЦ - боевой корабль периода броненосного флота с мощным артиллерийским вооружением и сильной броневой защитой Делились на броненосцы эскадренные и береговой обороны.

БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР - боевой корабль броненосного флота для ведения крейсерских операций, разведки и морского боя совместно с эскадренными броненосцами, которым уступал в артиллерийском вооружении, броневой защите, но превосходил их в скорости хода.

БРОНЕНОСНЫЙ ФЛОТ - название бронированных кораблей различных классов во второй половине 19-начале 20 в. К броненосному флоту относились броненосцы, линейные крейсера и мониторы.

БРОНИРОВАНИЕ - защита жизненно важных частей корабля броневыми листами (толщина до 100 мм) и плитамн (толщина более 100 мм) от снарядов. Для легких кораблей (эсминцев, легких крейсеров) применялось т. н. местное бронирование (бронирование отдельных частей), для тяжелых (линкор) - общее бронирование (сплошная защита внутренних помещений корабля).

БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ - специальный трос для подачи его при подходе к пристани, пирсу, стенке, при приемке к борту баржи, шлюпки и т. п. Состоит из линя, оканчивающегося грузом в виде сплетенного парусинового мешочка с песком, называемого легостью.

БРУСКОВЫЙ КИЛЬ - киль судна в виде наружной продольной днищевой связи из бруса или нескольких полос, проходящий между форштевнем и ахтерштевнем по всей длине судна.

БРЫЗГООБРАЗОВАНИЕ - возникновение водяной капельной пелены на ходу корабля (обычно в носовой оконечности при волнении на море). Брызгообразование зависит от скорости корабля, направления волн и ветра, а также внешних очертаний (обводов) носовой оконечности.

БРЫЗГООТРАЖАТЕЛЬ - ребро из листа или катаного профиля, устанавливаемое снаружи вдоль борта судна для уменьшения забрызгивания палубы.

БУГЕЛЬ - 1) металлический обруч на мачте (рее) для скрепления ее составных частей. 2) Круговой охват из металлической ленты для заделки пробоин на трубопроводах.

БУГЕЛЬ ПОДЪЕМНЫЙ - строп специальной выделки с замком или стяжным приспособлением, служит для подъема торпед, ракет.

БУЕК - поплавок, установленный на поверхности воды на якоре (балластине). Буек означает границу какой-либо акватории, место затопленного предмета и т. п. Может иметь различную форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.

БУЕР - 1) спортивные сани с парусом для езды по льду. Буер устанавливается на трех стальных коротких коньках (полозьях), задний конек-рулевой. 2) Небольшое одномачтовое плоскодонное парусное судно.

БУЙ - плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровой формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства

БУЙРЕП - стальной (реже растительный) трос, соединяющий буй (буек) с якорем.

БУКСИР - 1) канат (трос) для буксировки. 2) То же, что буксирное судно.

БУКСИР-КАНТОВЩИК - буксирное судно, используемое в портах для разворота (отвода) носа или кормы больших судов от причала, перевода их на другое место стоянки и т. д.

БУКСИР-ТОЛКАЧ - буксирное судно со специальной опорной конструкцией в носовой части для толкания впереди идущего несамоходного плавсредства. Буксировка толканием экономически выгоднее буксировки на тросе за счет резкого снижения сопротивления воды (в морских условиях применяется ограниченно из-за разрушения на волнении сцепных устройств).

БУКСИРНАЯ ЛЕБЕДКА автоматическая - специальная лебедка на морских буксирных судах и ледоколах для травления, выбирания, удержания и хранения буксирного троса (каната). Приводом обычно служит электрический двигатель или гидравлический привод. Имеет устройство, которое при появлении усилий, превышающих предельные (например, вызванных волнением), травит буксирный трос, а при уменьшении нагрузки - выбирает, что снижает возможность его обрыва. Снабжаются счетчиком длины вытравленного троса и сигнализацией, срабатывающей, когда на барабане остается только несколько шлагов троса.

БУКСИРНОЕ СУДНО (буксир) - вспомогательное судно для буксировки несамоходных (потерявших ход) судов и других плавучих объектов, оказания помощи терпящим бедствие кораблям (судам). Подразделяются на океанские, морские, рейдовые, портовые и речные. Наиболее мощными являются спасательные буксирные судна, оснащенные аварийно-спасательной техникой. По энергетической установке буксиры бывают паровые, дизельные и дизель-электрические.

БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО - совокупность механизмов, изделий и устройств для буксировки несамоходного плавсредства или судна, потерявшего ход. Включает буксирные тросы, гаки, кмозы, кнехты, битенги, киповые планки, лебедки, арки, браги.

БУКСИРНЫЕ АРКИ - металлические дуги, расположенные в кормовой части буксирных судов. Служат для поддержания и направления натянутого буксирного троса и предохранения личного состава, работающего на корме. Идут от борта до борта. Для устойчивости подкрепляются контрфорсами.

БУКСИРНЫЙ ГАК - служит для крепления буксирного троса и быстрой его отдачи. В качестве буксирного гака могут применяться гаки, глаголь-гаки как обычные, так и снабженные амортизаторами (смягчают рывки, что уменьшает вероятность обрыва троса). Буксирные глаголь-гаки могут иметь устройства для дистанционной (полуавтоматической) или автоматической отдачи троса (например, в случае косого рывка, сильно кренящего буксир). При буксировке на море при сильном волнении вместо буксирного гака используются буксирные лебедки.

БУКСИРНЫЙ КНЕХТ – более прочный и усиленный в основании кнехт. Служит для закрепления буксирного троса.

БУКСИРНЫЙ ТРОС - 1) стальной (диаметром 55-65 мм) или синтетический трос (окружностью до 280 мм) длиной 500-1500 м, применяемый для буксировки несамоходного плавсредства или корабля, потерявшего ход 2) Синтетический многожильный, плетеный, плаваюший трос или фал, связывающий катер и спортсмена на водных лыжах.

БУКСИРОВКА - передвижение несамоходных плавучих средств, а также аварийных кораблей (судов) с помощью буксирного или другого судна. Различают буксировку в кильватер (буксируемое судно идет сзади буксирующего), борт о борт и толканием (буксир со специальным устройством у форштевня толкает буксируемый объект перед собой)

БУКСИРУЕМАЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - гидроакустическая станция, предназначенная для получения информации об обстановке под слоем скачка. Излучатели и приемные гидрофоны заключены в корпус обтекаемой формы, который опускается с кормы корабля на значительную глубину, под слой скачка. Для буксировки, подачи электропитания и передачи информации служит специальный кабель-трос.

БУКСИРУЕМАЯ МИНА - контактная мина, у которой заряд взрывчатого вещества и взрыватель размещены в корпусе обтекаемой формы, обеспечивающей буксировку мины кораблем на заданной глубине. Использовались против подводных лодок в 1-ю мировую войну.

БУКСИРУЕМЫЕ СУДА - несамоходные суда и плавучие сооружения (доки, буровые платформы, дебаркадеры), а также корабли и суда, потерявшие ход и получающие движение путем тяги, осуществляемой различными способами (судами, лебедками, методом толкания и т. д.). К этим судам относятся баржи шаланды, лихтеры, стояночные или стационарные суда разных назначении и т. д.

БУЛИ - 1) элемент конструктивной противоторпедной (противоминной) защиты. Представляли собой продольные отсеки в подводной части корабля, выступающие за габарит борта 2) Бортовые цистерны главного балласта некоторых дизельных подводных лодок.

БУЛИНЬ - снасти у нижних прямых парусов и марселей, служащие для оттягиваиия наветренной боковой шкаторины паруса. Принимают название паруса, к которому прикреплены.

БУЛЬБ судна - каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности судна, предназначенное для снижения волнового сопротивления и увеличения скорости судна при той же мощности главной энергетической установки.

БУНКЕР судовой - название помещений для хранения топлива на судне (например, угольный бункер). Бункер для жидкого топлива называется топливными цистернами

БУНКЕРОВКА - погрузка на судно запасов топлива. Может производиться у причала, на рейде и в открытом море.

БУНЫ - плавающая цепь из бревен для ограждения какого-либо участка торгового порта.

БУРЕВЫЕ СВАИ - сваи, вбитые рядом с набережной для ограждения ее от повреждении судами.

БУРОВАЯ ПЛАТФОРМА плавучая - несамоходное плавучее сооружение с оборудованием для бурения скважин в морском дне Различают буровые платформы самоподъемные с опорой на дно (применяются обычно при глубинах 60-80 м) и полупогруженные с якорным или динамическим (с помощью подруливающих устройств) способом удержания над скважиной (применяются при глубинах более 150 м). Имеют также водолазные комплексы и площадки для приема вертолетов.

БУРОВОЕ СУДНО - судно специальной постройки для морского бурения. Имеет буровую вышку, систему динамической стабилизации (удерживает судно на точке бурения без отдачи якорей - с помощью подруливающих устройств), оборудование для предотвращения самопроизвольного выброса нефти и газа, вертолетные площадки и др.

БУРТИКИ - продольные деревянные бруски, укрепленные с обоих бортов шлюпки (катера, яхты), предохраняющие борта от ударов и трения при стоянке у борта корабля, стенки и т. д.

БУРУН - 1) волна («усы») у форштевня и за кормой судна при его движении 2) Опрокидывание волны при встрече с отмелью, подводным препятствием.

БУРУНДУК - бегучий такелаж, идущий от нока выстрела на корму и удерживающий выстрел от запрокидывания к носу. Бурундук служит также для уборки и постановки выстрела.

БУРЯ (шторм) - длительный ветер со скоростью 20,8-24,4 м/с (около 9 баллов по шкале Бофорта). Наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море, представляющим опасность для мореплавания. Ныне термин буря заменен термином шторм.

БУХТА - 1) небольшой залив, защищенный от ветра и волнения, открытый к морю с одной какой-либо стороны и удобный для стоянки судов 2) Укладка троса (снасти) кругами, цилиндрами или восьмеркой.

БУШЛАТ - форменная осенне-весенняя верхняя одежда военных моряков срочной службы, двубортная черная куртка с отложным воротником, на теплой подкладке. В русском флоте введен в 1854 как повседневная форма одежды т. н. рабочих экипажей.

БУШЛАТ спасательный - индивидуальное спасательное средство в виде бушлата, имеющее карманы, в которых размещаются герметичные полихлорвиниловые мешочки, наполненные хлопковой ватой, или пенопластовые пластины

БУШПРИТ - горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок-мачты. Военно-морские шлюпки - баркасы - имеют убирающийся бушприт.

БЫСТРИНЫ - приливное течение с большой скоростью, наблюдаемое в районе подводных скалистых кряжей, круто поднимающихся со дна (что и способствует усилению приливного течения). Быстриной называется также течение на реке с повышенной скоростью и водоворотами, вызываемое сужением русла и резким перепадом стока.

БЫТЬ НА ВЕТРЕ - занять положение относительно другого парусного судна с наветренной стороны, т.е. со стороны того борта, откуда дует ветер.