Военно-морской флот России

Морской словарь. Ш

«ШАБАШ» - команда, подаваемая на шлюпках при подходе к кораблю, при изменении рода движения и т. д. для прекращения гребли и уборки весел внутрь шлюпки всеми или частью гребцов. В последнем случае подается команда «Правая (левая) шабаш». По команде «Шабаш» гребцы, подложив одну руку под валек, а другой нажимая на рукоять, вынимают весла из ключин, заносят их горизонтально лопастями к носу и, стараясь не шуметь, укладывают к борту, начиная с носа, загребные кладут свои весла последними сверху остальных. Когда весла уложены, гребцы вынимают уключины и их штертами прихватывают весла к борту. Распашные весла укладываются лопастями на корму; парные весла лопастями на нос.

ШАГ ГРЕБНОГО ВИНТА - расстояние, на которое переместился бы гребной винт за один оборот в твердой среде (аналогично винту, ввертываемому в отверстие с резьбой); одна из важнейших характеристик гребного винта. При равных диаметрах винтов зависит от угла поворота его лопастей относительно плоскости вращения. Выбор значения шага гребного винта определяется типом корабля (судна), для которого предназначен данный гребной винт. Например, для тральщиков, буксиров и некоторых других кораблей и судов, условия движения которых имеют широкий диапазон, для повышения эффективности работы двигателей и гребных винтов применяются винты регулируемого шага.

ШАЛАНДА - 1) небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки грунта, вынутого землечерпалкой, и др. 2) Плоскодонная гребно-парусная рыбачья лодка с выдвижным вертикальным килем и со шпринтовым парусным вооружением. Распространены на Черном море и часто называются очаковской шаландой.

ШАМПУНЬКА - небольшая китайская весельная лодка, служащая для перевозки людей и багажа внутри гавани.

ШАР-ЗОНД - резиновый воздушный шар с прикрепленным к нему метеорографом, выпускаемый в свободный полет. На определенной высоте после разрыва оболочки метеорограф спускается на землю на парашюте. Если вместо метеорографа поднимается радиозонд, то шар-зонд называется радиозондом.

ШАР-ПИЛОТ - небольшой резиновый шар, наполненный водородом или гелием, выпускаемый в свободный полет для определения характеристик ветра в высоких слоях атмосферы, используемых для прогноза погоды, при стрельбе артиллерии, в метеообеспечении и т. д. Наблюдение за шаром-пилотом ведется при помощи двух теодолитов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. По измеренным через определенные промежутки времени высотам над горизонтом и азимутам вычисляют среднюю скорость и направление ветра на определенных высотах.

ШАРПИ - корпус корабля, катера или яхты с угловатыми (V-образными) шпангоутами

ШАРЫ СПАСАТЕЛЬНЫЕ – пара пробковых шаров, соединенных линем с петлей для поддержания человека на поверхности воды. Используются на береговых спасательных станциях аналогично спасательным кругам.

ШАРЫ ХОДОВЫЕ - сигнальные фигуры, поднимаемые на обоих ноках (на малых кораблях на одном ноке) нижнего рея фок-мачты и показывающие скорость военных кораблей при совместном плавании. Шары ходовые, поднятые до нока рея, означают, что машины застопорены, приспущенные на 1-2 диаметра от нока рея - дал самый малый ход; поднятые на 3/4 высоты от мостика до нока рея - дал малый ход; поднятые на 1/2 высоты между мостиком и ноком рея - дал средний ход, спущенные - дал полный ход. Уменыпая ход, сначала поднимают шары ходовые и после этого дают приказание телеграфом в машину. Увеличивая ход, сначала дают приказание телеграфом в машину и после этого приспускают шары.

ШАХТА - вертикально расположенный водонепроницаемый отсек на корабле. Используется для сообщения верхних палуб с нижележащими помещениями (подача грузов, боезапаса, воздуха, проход людей) и для размещения крупногабаритных изделий.

ШАХТА ПУСКОВАЯ корабельная - вертикальный глубокий отсек большого сечения, проходящий через весь корпус подводной лодки (надводного корабля) и служащий для подготовки к пуску и пуска баллистических ракет. На подводных лодках (корабле) их может быть несколько.

ШВАРТОВ - стальной, синтетический или растительный трос (цепь), предназначенный для крепления корабля (судна) к причалу или другому кораблю (судну). Число швартов, их толщина и материал зависят от размеров корабля (судна) и условий стоянки.

ШВАРТОВКА - маневр по постановке корабля (судна) вплотную или почти вплотную к причальной линии, другому кораблю или стенке, а также закрепление его около них при помоши тросов. Существуют следующие способы швартовки кораблей: швартовка кормой, швартовка носом, швартовка бортом кораблю, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе, и швартовка к борту или к корме идущего корабля.

ШВАРТОВНАЯ ЛЕБЕДКА автоматическая - элемент швартовного устройства, имеющий барабан, на который намотан швартовный трос, и паровой или электрический привод, а также устройство, обеспечивающее заданное натяжение троса. При отклонении нагрузки от установленной швартовная лебедка подбирает или потравливает трос. При вытравливании всего троса подает сигнал. Использование автоматической швартовной лебедки позволяет сократить время швартовки.

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО - устройство, при помощи которого производится надежное крепление корабля (судна) к причалу или другому кораблю и обеспечивается его безопасная стоянка. Включает швартовные и якорно-швартовные шпили и лебедки, швартовные клюзы, киповые планки, кнехты, битенги, кранцы, бросательные концы, линеметательное устройство (швартовы).

ШВАРТОВНЫЕ ИСПЫТАНИЯ КОРАБЛЯ - этап испытаний корабля. Проводятся на стоянке у стенки завода. На швартовных испытаниях корабля проверяется качество монтажа, работа всех механизмов, систем, устройств и т. д., условия их обслуживания перед выходом на ходовые испытания. Для опробывания главных механизмов корабль должен быть закреплен на прочных швартовах, чтобы выдержать упор работающих гребных винтов.

ШВЕРТБОТ - легкая парусная яхта с выдвижным килем (швертом).

ШВЕРЦ - щит, опускаемый отвесно с бортов небольших парусных судов для уменьшения дрейфа. В настоящее время применяется на парусных байдарках.

ШЕБЕКА - 1) небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами и наклоненной вперед передней мачтой, использовавшееся в средние века на Средиземном море. По конструкции близка к каравеллам и галерам, но превосходила их по скорости и вооружению. Входили в состав военных флотов, применялись также для перевозки грузов. 2) Русский гребной корабль 2-й половины 18 в., имел до 40 весел (длина до 35 м), 21-50 пушек малого калибра.

ШЕВРОН - нашивка угольной формы из галуна, тесьмы или шнура на различных частях военного обмундирования (главным образом на рукаве), один из знаков различия военнослужащих в ВС многих государств. В настоящий момент вместо шеврона используются термины «нарукавная нашивка» или «нарукавный знак различия».

ШЕРОХОВАТОСТЬ КОРПУСА - характеристика качества поверхности подводной части корпуса корабля (судна). Степень шероховатости определяется как отношение высоты неровностей к толщине пограничного слоя. Различают шероховатость корпуса местную и общую, технологическую (бугорки сварных швов, заклепки, решетки забортных отверстий) и развивающуюся в результате обрастания корпуса живыми организмами (водоросли, моллюски). При строительстве и эксплуатации кораблей (судов) принимают меры по снижению шероховатости корпуса, так как она увеличивает сопротивление движению, уменьшает скорость.

ШЕСТЕРКА (шестивесельный ял) - мореходная шлюпка с шестью вальковыми веслами. Длина 6 м 11 см, ширина 1 м 83 см, высота от киля до планширя 78 см, масса около 600-650 кг. На каждой банке шестерки сидят по 2 гребца. Имеет парусное вооружение - разрезной фок, площадь паруса 18,32 м2. Используется на современных боевых кораблях для обучения личного состава морской практике, связи с другими кораблями и берегом, перевозки малых грузов и спортивных целей. |

ШЕСТОВАЯ МИНА - контактная мина, применявшаяся в 60-80-х гг. 19 в. Заряд ВВ в металлической оболочке со взрывателем закреплялся на внешнем конце длинного шеста, который выдвигался вперед в носовой части минного катера перед атакой. Взрывалась при ударе о корпус неприятельского судна.

ШИРИНА ЗОНЫ ТРАЛЕНИЯ - ширина полосы неконтактного трала, находящегося под воздействием физического поля, в пределах которой вытравливаются неконтактные мины.

ШИРИНА СТРОЯ- расстояние между наружными бортами крайних кораблей, идущих в строю пеленга, уступа или фронта, считаемое по прямой, перпендикулярной линии курса
строя.

ШИРОТА географическая - угол между отвесной линией в данной точке земной поверхности и плоскостью земного экватора, отсчитываемый от 0 до 90° к северу (северная широта) и к югу (южная широта) от него; одна из географических координат.

ШИРСТРЕК - пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной палубе корабля (судна). Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки с целью увеличения общей прочности корабля (судна).

ШИТИК - 1) род речного и прибрежного промыслового судна, при менявшегося на Камчатке. Имел кожаные паруса 2) Лодка с округлой палубой, применявшаяся на Волге 3) Род ладьи.

ШИФР - совокупность условных знаков, используемых для преобразования открытой информации в вид, исключающий в случае перехвата ее восстановление (дешифрование), если перехвативший не обладает сведениями (ключом) для раскрытия шифра.

ШИФТИНГБОРДСЫ - съемные продольные и поперечные перегородки, устанавливаемые в трюмах при перевозке в них сыпучих грузов (например, зерна) с целью предупреждения их пересыпания при качке (последнее может привести к снижению остойчивости судна).

ШКАЛА БОФОРТА - шкала для определения силы ветра по визуальной оценке, основанной на действии ветра на состояние моря или наземные предметы деревья, здания и пр.

ШКАЛА ВИДИМОСТИ международная - глазомерная оценка видимости в условных баллах, соответствующих определенным расстояниям дальности видимости 0 баллов 0-50 м; 1-50-200 м; 2-200-500 м; 3-500-1000 м; 4-1-2 км; 5-2-4 км; 6-4-10 км; 7-10-20 км; 8-20-50 км; 9 - более 50 км.

ШКАЛА ГУСТОТЫ ДРЕЙФУЮЩЕГО ЛЬДА - шкала, по которой на основании соотношения между площадью, занятой льдом, и площадью, свободной ото льда, определяется густота дрейфующего льда в баллах по десятибалльной системе: 0 баллов - чистая вода; 1 - единичные льдины; 2-очень редкий лед; 3-редкий лед; 4-разреженный лед; 5-лед средней густоты (площадь, занятая льдом, равна площади промежутков чистой воды); 6-сгущенный лед; 7-густой лед; 8-очень густой лед; 9-почти сплоченный лед; 10 баллов-сплоченный лед (льдины покрывают видимый участок акватории сплошь).

ШКАЛА ЦВЕТНОСТИ ВОДЫ - набор пробирок с цветными растворами, предназначенный для определения цвета морской воды.

ШКАНЦЫ -  самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.

ШКАТОРИНА - край (кромка) паруса, обшитый ликтросом. У прямых парусов шкаторина называется верхняя, нижняя и боковые кромки, у треуюльных верхней шкаторины нет, а передняя наклонная шкаторина именуется косой.

ШКАФУТ - 1) средняя часть верхней палубы между передней (фок) мачтой и последующей за ней (грот) мачтой или между носовой и кормовой надстройками 2) Доски на парусных кораблях, идущие вдоль бортов и служащие для прохода с палубы бака на шканцы или квартердек 3) Деревянный брус на речных металлических баржах, идущий вдоль борта и служащий для установки леерных стоек.

ШКВАЛ - резкое кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменениями его направления. Скорость ветра при шквале нередко превышает 10 м/с, продолжительность явления обычно несколько минут. В большинстве случаев наблюдаются при грозе.

ШКЕНТЕЛЬ - 1) стальной или растительный трос в бегучем такелаже, один из концов которого закреплен на рангоуте при помощи огона или коуша, либо заканчивается блоком или гаком. Используются для управления парусами, подъема грузов и в качестве различного рода оттяжек при перемещении грузов 2) Неметаллический канат с мусингами, предназначенный для спуска людей в шлюпку на воде. Называется также спасательный шкентель.

ШКЕРКА (шкерное судно) - название небольших парусно-гребных (17-18 вв ) или паровых (19 в) судов, приспособленных к плаванию в шхерах и на мелководье. Применялись в России и прибалтийских странах. К шкеркам на Руси относились галеры скампавеи, гребные канонерские лодки, прамы.

ШКЕРТ (штерт) - тонкий (окружностью менее 12 мм) конец троса, линя, шкимушгара.

ШКИМУШГАР - тонкий (не толще 25 мм) просмоленный линь, спущенный (свитый) из каболок старого троса. Широко применяется в такелажных работах.

ШКИМУШКА - несколько каболок, свитых вручную и хорошо просмоленных.

ШКИПЕР - 1) командир (капитан) несамоходного судна или плавсредства в военно-морских и речных транспортных и промысловых флотах многих государств. До начала 20 в в морском торговом флоте существовали судоводительские звания. Шкипер дальнего плавания и шкипер каботажного плавания 2) Заведующий шкиперским имуществом на больших транспортных судах. Подчиняется второму помощнику капитана, ведающему грузовыми операциями (работами).

ШКИПЕРСКОЕ ИМУЩЕСТВО- постоянные и расходные предметы: якоря, цепи, тросы, брезенты, флаги, блоки и гаки, предметы снабжения шлюпок, разный инструмент и др.

ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК - в 1701-15 государственное учебное заведение в Москве для подготовки специалистов ВМФ, судостроителей, геодезистов и др. Число учащихся 300-500 человек. В 1715 навигаторские классы школы переведены в Петербург и на их основе создана Морская академия. Русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии.

ШКОЛЫ МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ- военные школы в ВС СССР, предназначались для подготовки из числа матросов (солдат) первого года службы специалистов по применению, обслуживанию и ремонту определенных систем оружия и военной техники. Готовили специалистов различных профилей, например, в ВМФ специалистов по использованию и ремонту вооружения, технических средств и механиков соответствующих боевых частей, кораблей (береговых частей).

ШКОТ - бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении. Принимает название паруса, за который заложен (например, фока-шкот, грота-шкот)

ШЛАГ - один оборот троса вокруг балера шпиля, кнехта и т. п. Шлагом называется также петля троса, убранного в бухту

ШЛАГТОВ - деревянный или металлический брус, закладываемый в шпор стеньги для удержания ее на месте

ШЛЕМ ВОДОЛАЗНЫЙ- название части водолазного снаряжения. Для вентилируемого водолазного снаряжения представляет собой объем в виде сферы из тонколистовой меди с латунной арматурой для защиты головы водолаза от повреждений. Имеет 3 обзорных иллюминатора (два боковых и один центральный). Внутри шлема водолазного размещен клапан вентиляции, телефон, ввод подачи возудуха. По типу крепления к водолазной рубахе подразделяются на двенадцатиболтовые (применяются в народном хозяйстве для работы на реках и озерах) и трехболтовые (применяются в ВМФ при глубинах погружения свыше 20 м). Для водолазного снаряжения с автономным снабжением дыхательной смесью часть гидрокомбинезона, охватывающая голову (называется шлем-маской).

ШЛЕМОФОН - специальный шлем с двумя телефонными наушниками, ларингофонами или микрофоном, используемый для двусторонней связи летчиков, моряков на корабельных боевых постах и т. п. в условиях повышенного шума. Для уменьшения звуковых помех (шум двигателя, стрельба и др ) микрофон дублируют или заменяют ларингофонами.

ШЛЮЗ судоходный - гидротехническое сооружение для перехода кораблей и судов из одного водного бассейна в другой с различным в них уровнями воды. Состоит из одной или нескольких ступенчато расположенных железобетонных камер, разобщенных водонепроницаемыми воротами. Имеет средства для перекачки воды из одной камеры в др. Перевод судов осуществляется последовательным переводом в смежную камеру после выравнивания в них уровня воды путем ее перекачки.

ШЛЮЗОВОЙ ОТСЕК - герметичный отсек (камера) для выхода человека из космического аппарата, подводной лодки, отсека корабля или барокамеры и возвращения обратно без разгерметизации объекта. Имеет входной и выходной люки. Для выхода из объекта давление в шлюховом отсеке делается равным давлению внутри объекта, открывается входной люк и в шлюзовой отсек переходит человек, затем отсек герметизируется, давление в нем уравнивается с давлением окружающей внешней среды (воздух или вода), после чего открывается выходной люк. При входе в объект операции производятся в обратном порядке.

ШЛЮП - 1) военный трехмачтовый парусный корабль 2-й половины 18 - начала 19 в, предназначался для разведывательной, дозорной, посыльной и экспедиционной служб. Имел прямые паруса на передних мачтах и косой парус на кормовой. Водоизмещение до 900 т, вооружение до 28 орудий 2) Корабли периода 2-й мировой войны в ряде стран для охраны караванов транспортных судов, часто переоборудованные из судов гражданского флота. 3) Тип парусного вооружения современных одномачтовых спортивных яхт.

ШЛЮПБАЛКА - стальная балка на палубе у борта корабля (судна) для спуска на воду и подъема на борт шлюпок. Применяются в паре - носовая и кормовая. На верхние концы шлюпбалки заведены тали, на которых подвешивается шлюпка. Различают поворотные (имеют вертикальную ось вращения), заваливающиеся (имеют поворотный шарнир, обеспечивающий выход нока шлюпбалки при вываливании за пределы борта) и гравитационные шлюпбалки (основной тип шлюпбалки на современных судах). Шлюпбалки обеспечивают подъем и спуск шлюпок с полным снаряжением, командой и пассажирами при крене судна (корабля) до 15°.

ШЛЮПКА - общее название малых гребных, парусных и моторных беспалубных судов. По назначению делятся на служебные (корабельные, судовые), спасательные и спортивные, по числу весел - на баркасы - до 22 весел, катера - 10-16, вельботы - 4-8, ялы - 2-6 и тузики - 2. Изготовляются из дерева, металла, пластмасс, надувные из резинотканей. Корабельной шлюпке присваивается порядковый номер расположенным на правом борту корабля даются нечетные номера, а на левом четные.

ШЛЮПКА СПАСАТЕЛЬНАЯ - 1) одна из шлюпок корабля, выделенная на определенный период (вахту, стоянку на якоре) для спасения людей, оказавшихся за бортом. Команда подчиняется вахтенному офицеру или его помощнику. Может находиться в висячем положении вываленная за борт 2) Шлюпка специальной конструкции с расположенными на ней неприкосновенными запасами и оборудованием, предназначенная для спасения личного состава при гибели (аварии) корабля (судна). Могут быть выполнены в виде вельбота (применяются на гражданских судах) или быть надувными и сложенными в специальной упаковке, иметь закрытые помещения для пострадавших. Шлюпки спасательные бывают гребными, парусными, моторными и комбинированными.

ШЛЮПБАКШТАГ - короткий стальной трос, закрепленный за головку шлюпбалки поворотного типа, оканчивающийся талями или тросовым талрепом. Шлюпбакштаг служит для поворачивания шлюпбалки во время вываливания шлюпки.

ШЛЮПОЧНАЯ ПАЛУБА - то же, что ботдек

ШЛЮПОЧНОЕ УСТРОЙСТВО - механизмы и части судового оборудования, служащие для спуска, подъема и хранения судовых шлюпок и спасательных плотов. В зависимости от класса корабля его шлюпочное устройство может включать ручные (с талями) и механические (с использованием швартового и якорного шпилей) подъемные средства со шлюп-балками, а также шлюпочные киль-блоки для установки и крепления шлюпок.

ШЛЮПОЧНОЕ УЧЕНИЕ - учение на корабельных шлюпках, проводимое в целях обучения и тренировки личного состава в хождении на веслах и под парусами, а также для физической закалки личного состава.

ШЛЮПОЧНЫЙ БОРТБЛОК - то же, что бортблок

ШЛЮПОЧНЫЙ НАЙТОВ - найтов, которым прикрепляется шлюпка, поднятая на ростры или на палубу.

ШНУР - растительный трос (длина окружности 8,8-37,7 мм) для крепления паруса к реям и пр.

ШНЯВА - небольшое торговое или военное двухмачтовое судно, распространенное в 17-18 вв в скандинавских странах и России. По парусному вооружению близкое к бригу, но без прямого грота и грота-стакселей. Военные шнявы имели на верхней палубе 14-18 пушек малого калибра, предназначались для разведывательной и посыльной служб

ШНЯКА (шнека) - 1) общее название торговых судов периода позднего средневековья, курсировавших между Северным и Средиземным морями 2) Местное название небольших (длина до 11 м, осадка менее 1 м, грузоподъемность до 4 т) одно- или двухмачтовых рыболовецких судов в районе Кольского полуострова и побережья Белого моря.

ШПАНГОУТ - ребро жесткости наружной обшивки корпуса корабля (судна) или фюзеляжа самолета, расположенное в поперечной плоскости, элемент поперечного набора. Шпангоуты являются опорами листов наружной обшивки. Представляют собой балки таврового сечения. На уровне палуб шпангоут замыкается поперечными связями бимсами. Шпангоут в среднем по длине корпуса сечении называется мидель-шпангоутом, изображение которого на чертеже позволяет судить о размерах корабля, его некоторых конструктивных особенностях.

ШПАЦИЯ - расстояние между двумя соседними шпангоутами. Для корпусов кораблей и судов, набранных по поперечной системе набора, является показателем технологичности и прочности корпуса, изменяясь в пределах от 0,5 до 3 м. Шпация по длине корпуса не является постоянной, в оконечностях корпуса, как правило, меньше, чем в среднем сечении, особенно для судов ледокольного типа и ледоколов.

ШПИГАТ - отверстие в фальшборте и палубе (ватервейсе) корабля для стока воды.

ШПИГЕЛЬБУРГ - верхнее украшение из дерева или металла (обычно покрытое позолотой), замыкающее кормовую оконечность судна. Ставился на парусных судах в 16-17 вв и первой половине 18 в. Был устранен из-за размещения на корме артиллерии.

ШПИЛЬ - механизм (ворот) с вертикальной осью вращения для подъема якорей, швартовки корабля, выбирания троса и т. д. По типу привода делятся на ручные, паровые, электрические и гидравлические. Тяговое усилие шпиля до нескольких десятков тонн, имеет меньшие габаритно-весовые характеристики по сравнению с брашпилем.

ШПОР - нижний конец мачты, стеньги и др., а также внутренний конец бушприта, утлегаря и выстрела.

ШПРИНГ - растительный, или стальной трос, закрепленный одним концом на корме, а другим соединенный со становым якорем или якорной цепью, чтобы при переменах ветра или течения удержать корабль (судно) лагом к ветру или течению. Постановку корабля на шпринг широко использовали в парусном флоте для возможно полного использования орудий одного борта против кораблей противника, стоящих на якоре, или его береговых укреплений.

ШПРИНТ (шпринтов) - тонкий шест, упирающийся одним концом в сторону, закрепленную в нижней части мачты, а другим в нок бензельный угол косого четырехугольного паруса, растягивая его по диагонали.

ШПРЮЙТ (шпрюйтоу, спрюйтовы) - любая снасть, оба конца которой вплеснены или соединены другим способом с каким-либо, предметом (заложены за кромку паруса, рангоутное дерево и др) со слабиной. Служит для разложения натяжения на две точки (например, шпрюйт-гафель, за который заложен дирик-фал, предохраняет гафель от чрезмерного изгиба).

ШПУНТ - 1) специальная выемка на нижней части форштевня, в которую входит плоский киль 2) Один из видов сопряжения элементов деревянных конструкций.

ШПУНТОВОЙ ПОЯС - ряд листов наружной обшивки корпуса корабля (судна), простирающихся от носа до кормы и примыкающих к горизонтальному килю. Является самым нижним в корпусе, а следовательно, и самым напряженным, имеет наибольшую толщину из всех листов наружной обшивки. Обеспечивает как общую продольную прочность, так и местную при касании корабля (судна) грунта, при постановке корабля в док.

ШТАБ - основной орган управления силами флота (войсками) в боевой обстановке и руководства их обучением, воспитанием и повседневной деятельностью.

ШТАБ-ОФИЦЕРЫ - наименование группы старших офицеров в русском и некоторых иностранных армиях. В русской армии введены Петром I. К этой категории относились офицеры от майора до полковника (на флоте - от капитан-лейтенанта до капитана 1 ранга), обычно составлявшие штаб.

ШТАБНОЙ КОРАБЛЬ - вспомогательное судно для управления соединением кораблей в период боевых действий и при подготовке к ним. Для этих целей использовались, как правило, суда гражданского флота, усиленные средствами связи. На русском флоте начали применяться в русско-японской войне 1904-05; с 60-х гг. 20 в. заменены кораблями управления. Штабной корабль может быть боевой корабль, на котором размещен штаб соединения.

ШТАГ - стоячий такелаж, расположенный в диаметральной плоскости корабля и удерживающий мачты, стеньги спереди, а бушприт и бом-утлегарь снизу. Различают бизань-штаг грота-штаг, штаг-карнак, фока-штаг и. т. п.

ШТАГ-КАРНАК - стоячий такелаж из стального троса, закрепленный между мачтами, который удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля. Служит также для крепления фалов сигнальных флагов.

ШТАГ-КАРНАТ – тали, шкентель которых крепится на топе грот-мачты. Служит для подъема тяжестей.

ШТАГ-КРАГ - петля штага, закладывающаяся на топ мачты.

ШТАГОВЫЙ ОГОНЬ - белый огонь, поднимаемый на штаге во время стоянки корабля (судна) на якоре. Штаговый огонь должен быть виден на 360° при дальности видимости от 2 до 3 миль (3,7-5,5 км) в зависимости от размеров корабля (судна).

ШТАНДАРТ - 1) знамя в кавалерийских частях русской и некоторых иностранных армий в 16 начале 20 в. От обычного воинского знамени отличался формой и меньшими размерами полотнища. 2) Флаг главы государства (императора, короля, президента), поднимаемый в месте его пребывания.

ШТАТ - официальный документ, определяющий организационную структуру корабля (воинской части), учреждения, военно-учебного заведения, наименование подразделений, должностей, количество личного состава, оружия, техники и др.

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ - официальный документ, определяющий состав и численность личного состава, разрешенного к содержанию на корабле, в воинской части, в учреждении, организации, военно-учебном заведении за счет установленных источников финансирования. Подлежит ежегодному утверждению и регистрации в установленном порядке.

ШТЕВНИ - особо прочные части корабельного набора в виде вертикальных или наклонных балок, являющиеся продолжением киля. Образуют носовую (форштевень) и кормовую (ахтерштевень) оконечности корабля.

ШТЕРТ - то же, что шкерт.

ШТИВКА - укладка груза в трюме судна с рациональным использованием места.

ШТИЛЕВАТЬ - 1) попасть в полосу штиля, т. е. безветрия 2) Остаться без хода на парусном корабле.

ШТИЛЬ - 1) безветрие (ветер имеет скорость не более 0,2 м/с), по шкале Бофорта 0 баллов 2) Отсутствие каких бы то ни было волн на море. Штилевые пояса наблюдаются вблизи оси субтропических поясов высокого давления (антициклонов) в экваториальной зоне затишья.

ШТОК ЯКОРЯ - поперечная перекладина на веретене якорей некоторых типов (например, адмиралтейском). Может быть стационарной и складной конструкции. Служит для того, чтобы обеспечить якорю такое положение на грунте, при котором лапы врезаются в грунт.

ШТОК-ТАЛИ - тали, которыми притягивается к борту шток якоря, когда его крепят по-походному.

ШТОРМ - ветер, вызывающий большое волнение на море и разрушения на суше. Возникает при прохождении глубокого циклона. Различают шторм (скорость ветра 20,8-24,4 м/с, 9 баллов), сильный шторм (24,5-28,4 м/с, 10 баллов) и жестокий шторм (28,5-32,6 м/с, 11 баллов), переходящий в ураган (32,7 м/с и более, 12 баллов).

ШТОРМОВАТЬ - длительно выдерживать шторм. Корабли (суда) с различными двигателями уменьшают ход, а для уменьшения бортовой качки выбирают курсы против волны или по волне. Парусные корабли (суда) при шторме несут штормовые паруса.

ШТОРМОВАЯ МАЧТА - мачта, на которой поднимаются сигналы, предупреждающие о приближении шторма. Устанавливается в портах, на пристанях, при выходе речных и озерных фарватеров в обширную акваторию (море, залив), в местах, удобных для обзора проходящими судами. Сигналы штормового предупреждения выработаны по международным правилам о морских сигналах.

ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - информация с предупреждением мореплавателей об ожидаемом шторме или сильном ветре. Осуществляется по данным метеослужбы штабами (флота, флотилии, базы и управлениями торговых портов).

ШТОРМОВОЙ ПРИЛИВ (ОТЛИВ) - сильный нагон (сгон) воды на побережье во время шторма.

ШТОРМОВОЙ ТРОС - туго натянутый трос (леер), за который держатся люди при передвижении во время штормовой погоды.

ШТОРМОВЫЕ СИГНАЛЫ - конусы, шары, Т-образные фигуры и др.; ночью - белые и красные огни, поднимаемые на мачтах, установленных в определенных местах побережья, с целью предупреждения кораблей о предстоящем усилении ветра.

ШТОРМОВЫЕ ПАРУСА - бизань и фока-стаксель на судах с прямым вооружением и триселя, меньшего, чем обычно, размера (на судах с косым вооружением). Штормовые паруса поднимаются в случаях очень свежей погоды. Шьются из толстой парусины.

ШТОРМОВЫЕ УСТРОЙСТВА - приспособления и крепления на корабле, предназначенные для обеспечения плавания, использования оружия и технических средств корабля при сильном волнении и ветре. К штормовым устройствам относятся успокоители качки, стабилизирующие устройства артиллерийских (ракетных) установок и технических средств, волноотвод, ветроотбойники, различные ограждения, захваты и крепления нештатных грузов. Подразделяются на стационарные и съемные.

ШТОРМТРАП - веревочная лестница с деревянными ступеньками. Опускается вдоль борта или с выстрела. Служит для подъема и посадки людей на шлюпки и катера.

ШТУРВАЛ - колесо (металлическое, деревянное) с рукоятками, насаженное на вал и служащее для перекладки руля.

ШТУРМАН - должностное лицо на флоте и в авиации, имеющее специальную подготовку и обеспечивающее точное и безопасное плавание и боевое маневрирование кораблей (судов) или вождение пилотируемых летательных аппаратов. Штурман корабля (летательного аппарата) несет также ответственность за техническую исправность и правильное использование навигационых приборов, подготовку и выдачу данных, необходимых для применения оружия. В соединениях в составе штабов имеются флагманские штурманы, отвечающие за руководство штурманской службой на кораблях соединения.

ШТУРМОВАЯ АВИАЦИЯ - род боевой авиации, предназначенный для поражения, как правило, с малых высот малоразмерных и подвижных морских (наземных) целей преимущественно в тактической и ближайшей оперативной глубине войск противника. Основная задача непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и сил флота. Организационно формирования штурмовой авиации могут входить в различные виды авиации, в том числе и авиацию ВМФ (ВМС).

ШТУРМОВИК - боевой самолет (или вертолет), предназначенный для поражения с малых высот различных малоразмерных и подвижных морских (наземных) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения. Имеет броневую защиту. Применяется обычно в тактической зоне на поле боя для непосредственной поддержки сил, например, флота.

ШТУРТРОС - трос связывающий штурвал с румпелем. Проводка штуртроса осуществляется с помощью направляющих блоков. На отдельных участках продолжением троса может быть цепь.

ШТЫК - узел, которым связываются два перлиня или кабельтова. Штык употребляется также, когда необходимо трос большой толщины привязать к рангоутному дереву или за рым верпа и т.д.

ШУГА - мелкие куски рыхлого льда или комья снега, появляющиеся перед ледоставом. Образуется из ледяного сала и снежуры. Передвигается вместе с водой в виде кашеобразной массы.

ШУМ МОРЯ - шум, создаваемый волнением моря, приливно отливными течениями, прибоем и т. п., а также морскими животными. Шум моря при волнении более 2-3 баллов повышает уровень гидроакустических помех и ограничивает дальность действия гидроакустических станций.

ШУМОПЕЛЕНГАТОРНАЯ СТАНЦИЯ (шумопеленгатор) - пассивная гидроакустическая станция, позволяющая обнаруживать источник шума (надводные корабли, суда, подводные лодки, торпеды и др) и определять направление на него. Не излучает в окружающую среду энергии, поэтому ее работа не обнаруживается противником. Может быть элементом гидроакустического комплекса.

ШХЕР-БОТ (Шхетбот) - судно с малой осадкой предназначенное для плавания в шхерах.

ШХЕРЫ (от шведского "skaren" - скала, помеха) - прибрежная полоса моря с большим числом островов, разделенных узкими проливами, банок надводных и подводных скал и камней. Плавание в шхерах ведется только по рекомендованным фарватерам. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Канады и на севере Англии.

ШХУНА - парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженное косыми парусами. В 18-19 вв. входили в состав парусных флотов в качестве посыльных судов имели до 16 пушек. Современные шхуны имеют длину более 22-28 м, снабжены также двигателем внутреннего сгорания.

ШХУНА-БАРК - то же, что баркентина