Военно-морской флот России

Морской словарь. Щ

ЩЕКОЛДА МИНЫ - автоматический стопор минных механизмов, при по мощи которых сматывается минреп в процессе автоматической установки якорных мин на заданное углубление. При срабатывании щеколды мины сматывание минрепа прекращается и мина устанавливается на заданной глубине.

ЩЕЛЕВАЯ КОРРОЗИЯ - ускоренное локальное разрушение металла в небольших зазорах и щелях (глубиной от сотых долей миллиметра до нескольких миллиметров) судовых конструкций, имеющих болтовые и заклепочные соединения деталей внахлестку. Возникает в электролитах (морская вода) или атмосфере при ослаблении уплотняющих элементов, отслоении защитных покрытий на участках поверхности, обрастающих микроорганизмами, со скоплениями песка, грязи и т. п. В этих условиях ограничен доступ электролита в щель, замедлен подвод кислорода и других агентов коррозии, а также отвод продуктов коррозии, что приводит к образованию макроэлемента между участком металла в щели и поверхностью, свободно омываемой электролитом. Из материалов судостроительных большую склонность к щелевой коррозии в морской воде по сравнению с углеродистыми и низколегированными сталями имеют нержавеющие стали, алюминиевые и медно-никелевые сплавы. Методы предотвращения щелевой коррозии: создание конструкций без щелей, с непроточным электролитом, применение более стойких к щелевой коррозии металлов, использование катодной или протекторной защиты.

ЩЕЛОЧНОСТЬ морской воды - свойство морской воды, определяемое содержанием в ней анионов слабых кислот и катионов, эквивалентных этим кислотам. Численно равна количеству миллиграмм эквивалентов сильной кислоты, необходимому для нейтрализации 1 литра морской воды до величины рН в пределах 5,5-5,7. Общая щелочность практически определяется 2 составляющими - карбонатной щелочностью, зависящей от суммарного содержания карбонатных и бикарбонатных ионов, и боратной щелочностью, зависящей от содержания ионов борной кислоты. Вклад ионов фосфорной, кремниевой, сероводородной и органической кислот в общую щелочность морской воды незначителен. Установление обшей щелочности морской воды и ее составляющих имеет большое значение для расчетов карбонатной системы океана. Щелочность морской воды зависит главным образом от ее солености и содержания в воде углекислого газа. В открытом океане ее величина составляет 2- 2,5 мг-экв/л, в определенных участках океанов и во внутренних морях, подверженных воздействию материкового стока, пределы изменения величины щелочности шире. В океанологической практике чаще используется щелочно-хлорный коэффициент, равный отношению щелочности морской воды к хлорности. С его помощью устанавливаются районы морей и океанов находящиеся под опресняющим воздействием речного стока, т. к. коэффициент заметно возрастает при смешении морских вод с речными.

ЩЕПОВОЗ - грузовое судно для перевозки древесной щепы - сырья для целлюлозно-бумажного, гидролизного производств и изготовления древесноволокнистых и древесностружечных плит. Высокий удельный погрузочный объем щепы (3,6-4,2 м3/т) определил конструктивные отличия щеповозов, обеспечивающие максимальный объем грузовых помещений: чрезвычайно высокий борт (отношение высоты борта к осадке у щеповозов на 30-70% больше, чем у судов для перевозки навалочных грузов), кормовое расположение машинного отделения, минимально допустимые высоту двойного дна и длину форпика, отсутствие промежуточных палуб и борт цистерн и др. Грузовые люки щеповоза имеют максимальную ширину, а крайний междудонный лист - уклон к диаметральной плоскости, что способствует повышению скорости грузовых работ. По оснащенности, зависящей от условий эксплуатации, щеповозы разделяются на 3 группы: с грузовыми устройствами для погрузки и выгрузки, с грузовыми устройствами только для выгрузки, без грузовых устройств. Основными элементами грузового устройства щеповоза являются: катучие или стационарные краны высокой производительности (200-400 т/ч), оснащенные многолепестковыми грей-ферами; продольные и поперечные транспортеры; катучие или стационарные бункера, воздушные штивочные механизмы. Для подгребания щепы в просвет люка при выгрузке используют бульдозеры. Одним из прогрессивных способов, обеспечивающих высокую эффективность погрузочно-разгрузочных работ, является транспортировка щепы в виде смеси с водой (пульны) на судах пульповозах. Однако это осуществимо только на линиях между специально оборудованными портами, что ограничивает возможности такого способа перевозок.

ЩИТ ОРУДИЙНЫЙ - броневые листы толщиной 310 мм у некоторых артиллерийских орудий и пулеметов для защиты расчетов и механизмов от пуль и осколков снарядов.

ЩИТ УГЛУБИТЕЛЬ - устройство в виде прямоугольной металлической решетки с поперечными сегментовидными пластинами. Решетка крепится к ходовому концу буксира цепями разной длины, вследствие чего при буксировке под действием струи  воды на пластины щит зарывается в воду, удерживая тралящую часть на определенном углублении от поверхности воды.

ЩИТ ЭЛЕКТРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ судовой - устройство, служащее для распределения электроэнергии между потребителями. По назначению и конструктивному исполнению щиты электрораспределительные делятся на главные распределительные щиты (ГРЩ) и вторичные распределительные щиты (ВРЩ). Основным назначением ГРЩ является прием электроэнергии, вырабатываемой электрогенераторными агрегатами, и передача ее потребителям больших мощностей, а также на ВРЩ для дальнейшего распределения по потребителям меньших мощностей. Основная функциональная часть ГРЩ - т. н. сборные шины, представляющие собой толстые медные полосы, расположенные вдоль всего распределительного щита. К сборным шинам подключены пучки кабелей для приема электроэнергии от генераторов и отдельные кабели для подачи электроэнергии потребителям. Электрическая схема ГРЩ обеспечивает возможность отсоединения каждого генератора судовой электростанции и каждого потребителя от сборных шин с помощью автоматического выключателя. Схемой ГРЩ предусматривается подключение измерительных приборов и аппаратуры защиты и управления электростанцией.