Военно-морской флот России

Морской словарь. Ц

ЦАПФЫ - цилиндрические опорные устройства в виде полуосей, которыми люлька опирается на верхний станок артиллерийского оружия. Обеспечивают возможность поворота качающейся части орудия с помощью подъемного механизма в вертикальной плоскости.

ЦВЕТ ГРУНТА - окраска грунта, находящегося на дне Мирового океана. Различают цвет грунта: черный, серый, голубовато-серый, розовато-серый, зеленый, зеленовато-серый, желтовато-серый, коричневый и темно-коричневый. Обозначается на морских картах и может служить для опознания своего места.

ЦВЕТ МОРСКОЙ ВОДЫ - окраска морской воды. Зависит от количества и размеров органических и неорганических частиц, взвешенных в воде, и от толщи воды. Оценивается с помощью шкалы цветности воды.

ЦВЕТ МОРЯ - зависит от цвета морской воды, содержания в воде растворенных газов, освещенности, состояния облачности, состояния поверхности моря (например, при штиле море имеет цвет неба), а также от скопления различных животных и растительных организмов в поверхностном слое воды, окрашивающих его в коричневый, зеленый, желтый, молочный и даже красный цвета.

ЦЕЛЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ - распределение целей между кораблями (частями), а также самолетами, привлекаемыми для их поражения. Осуществляется с расчетом обеспечить наиболее эффективное решение задач при максимальном использовании боевых (огневых) возможностей привлекаемых сил и средств. Для целераспределения могут применяться как простейшие способы (с помощью ручных расчетов, по карте и др), так и математические методы.

ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ - сообщение данных о месте расположения и действиях цели. Осуществляется командирами, штабами, органами разведки и наблюдения, экипажами кораблей и летательных аппаратов. Данные передаются на пункты управления, на огневые комплексы (подразделения), на корабли, самолеты, вертолеты, на приборы управления боевыми средствами. Целеуказание на море дается в полярных или географических координатах, указанием направления на цель (пеленга, курсового угла) и дистанции до нее, а также с помощью специальных технических средств.

ЦЕЛИК - 1) деталь механического прицела огнестрельного оружия в виде выступа с горизонтальной площадкой и прорезью для визирования мушки при наведении стрелкового оружия на цель. В зависимости от дальности стрельбы целику придается различное положение по высоте 2) Величина горизонтального угла упреждения на боковое перемещение цели, боковой ветер и деривацию. Определяется в центральном артиллерийском посту или из таблиц стрельбы и вводится в приборы как поправка для горизонтальной наводки орудий.

ЦЕЛЬ - объект противника, намеченный для поражения. Различают цели морские, воздушные, наземные, надводные, подводные и др. Подразделяются по составу на одиночные (например, корабль), групповые и сложные; по размерам на точечные, площадные и линейные, по характеру деятельности на активные, пассивные, движущиеся, неподвижные и появляющиеся, по степени защищенности на открытые, укрытые, бронированные, по специфическим отличительным признакам (например, по оптической, тепловой, радиолокационной контрастности) и по другим признакам (по важности, высоте полета, скорости движения, удаленности от средств поражения и др.)

ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ - геометрический центр площади подводной части диаметральной плоскости судна, включая площадь пера руля.

ЦЕНТР ВЕЛИЧИНЫ - центр масс погруженного объема тела (подводной части корпуса корабля (судна). Одновременно является точкой приложения всех гидростатических сил, выталкивающих плавающее тело на поверхность. Высота расположения центра величины относительно киля, зависящая от формы объема погруженной части, определяет остойчивость корабля (судна). Например, центр величины у острокильного судна находится выше, чем у судна с плоским дном при прочих равных размерах, этим и объясняется большая остойчивость острокильных судов. При возникновении дифферентов центр величины меняет свое положение.

ЦЕНТР ДАВЛЕНИЯ - условная точка приложения равнодействующей аэродинамических сил, действующих в полете на летательный аппарат, снаряд и т. п. Положение центра давления зависит в основном от направления и скорости встречного воздушного потока, а также от внешней формы летательного аппарата (снаряда). Несовпадение центра давления с центром масс вызывает появление вращательного момента, балансировка которого (выдерживание заданного угла атаки) у летательных аппаратов осуществляется с помощью оперения и рулей или путем отклонения вектора тяги двигателя. Понятие «Центр давления» существует и для аппаратов, движущихся в воде (например, для торпед).

ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ - общий центр площадей всех парусов на судне, поставленных в диаметральной плоскости, т. е. вдоль судна. Знать расположение центра парусности и центра бокового сопротивления (ЦБС) важно при проектировании и вооружении парусного судна, так как от правильного взаимного расположения центра парусности и центра бокового сопротивления, называемого центровкой парусов, зависит скорость и управляемость судна. Если центр парусности поместить сзади ЦБС, то судно при нулевом положении руля будет поворачиваться носом против ветра, или, как говорят, приводиться. Если же центр парусности вывести впереди ЦБС, то судно будет поворачиваться носом по ветру, т. е. уваливаться. Чтобы избежать этого, мачты (или мачта) устанавливаются с таким расчетом, чтобы центр парусности находился впереди центра бокового сопротивления на 7-13 % от длины судна по грузовой ватерлинии.

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ КОРАБЛЯ - точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все элементы корабля. Положение центра тяжести корабля зависит от конструкции корпуса корабля, а также от массы и размещения на нем переменных грузов. От положения центра тяжести корабля по высоте по отношению к метацентру зависит остойчивость корабля.

ЦЕНТР ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА - точка пространства, в которой планируется осуществить или произведен ядерный взрыв. При контактном наземном (надводном) взрыве положения эпицентра взрыва и центра ядерного взрыва совпадают.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СТРЕЛЬБА - совместная сосредоточенная артиллерийская стрельба нескольких кораблей по одной цели, когда огнем всех кораблей управляет один офицер (управляющий огнем), как правило, с корабля флагмана.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАВОДКА - наводка, при которой все орудия (башни) корабля одновременно наводятся на цель по данным, выработанным центральным автоматом стрельбы или от одного прицела визира. Данными центральной наводки являются полный угол вертикальной наводки и полный угол горизонтальной наводки.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АВТОМАТ СТРЕЛЬБЫ - основной счетно-решающий прибор системы приборов управления артиллерийской стрельбой корабля, с помощью которого решается задача стрельбы по морским, береговым и воздушным целям.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОСТ - помещение на корабле, в котором сосредоточены главные приборы управления стрельбой артиллерии и откуда производится управление артиллерийским огнем. Обычно это помещение хорошо защищено и герметизировано.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ ПОСТ - помещение на корабле, в котором расположены счетно-решающие и контрольные приборы управления торпедной стрельбой, вырабатывающие элементы движения цели и данные для стрельбы, синхронно посылая их на соответствующие боевые посты.

ЦЕНТРОБАЛТ - Центральный комитет Балтийского флота, высший выборный революционно-демократический орган военных моряков, координировавший деятельность флотских комитетов (председатель матрос-большевик П. Е. Дыбенко). Образован организационным собранием, проходившим 28-30 апреля (11-13 мая) 1917 по инициативе матросов-большевиков. Возглавлял политическую, хозяйственную, а затем и военную деятельность Балтийского флота. Сыграл важную роль в Октябрьском вооруженного восстании в Петрограде, разгроме мятежа (Керенского-Краснова). Был распущен 31 января (13 февраля) 1918 в связи с организацией нового органа революционного командования - Совета комиссаров Балтийского флота.

ЦЕНТРОВКА ПАРУСНОСТИ - изменение взаимного положения центра парусности и центра бокового сопротивления на парусных судах.

ЦЕНТРЫ ДЕЙСТВИЯ АТМОСФЕРЫ - наиболее устойчивые области высокого и низкого атмосферного давления. Центры действия атмосферы определяются на основании систематических наблюдений, проводимых в различных районах земного шара. Знание центров действия атмосферы необходимо для научного прогнозирования общей циркуляции атмосферы (путей распространения циклонов и антициклонов).

ЦЕПНОЙ ЯЩИК - подпалубное помещение в носовой части корабля (судна) для размещения, крепления и хранения якорной цепи. Обшивается толстыми досками для предохранения наружной обшивки и набора от повреждений. С палубой соединяется с помощью т. н. цепной трубы.

ЦЕРЕМОНИАЛ МОРСКОЙ - торжественные церемонии, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и в других случаях. Включают отдание воинской чести, почестей, подъем и спуск Военно-морского флага, производство салютов, возложение венков в местах боевой славы и славных морских побед. Зародился в далекой древности и складывался в течение многих столетий на основе национальных обычаев и традиций.

ЦИКЛОН - атмосферное возмущение с пониженным давлением воздуха в центре и вихревой циркуляцией вокруг центра против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой стрелке в южном. Возникновение, развитие, перемещение циклонов, называемое циклонической деятельностью, является основной формой общей циркуляции атмосферы во внетропических широтах.

ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ - характерное, часто повторяющееся в атмосфере распределение и развитие барических образований (в частности циклонов и антициклонов) в данном районе земного шара и соответствующее каждому из таких типов направление переноса воздушных масс в системе общей циркуляции атмосферы.

ЦИРКУЛЯЦИЯ ВОД - единая взаимосвязанная система основных устойчивых течейий океана, обусловливающая общий перенос и взаимодействие вод.

ЦИРКУЛЯЦИЯ КОРАБЛЯ (СУДНА) - кривая, описываемая центром тяжести корабля (судна) с момента перекладки руля на заданный угол до прихода на новый курс, процесс поворота корабля со старого курса на новый. Характеризуется диаметром циркуляции и временем, необходимым для поворота на 180°. Величина основных элементов определяется на мерной линии.

ЦИСТЕРНЫ подводной лодки - специальные емкости для изменения плавучести подводной лодки (погружения, всплытия), изменения дифферента, хранения топлива, жидких грузов и других целей. Подразделяются: по назначению - на балластные, и специальные; по конструкции - на прочные (рассчитанные на предельную глубину погружения) и легкие, по расположению на наружные и внутренние (расположены внутри прочного корпуса). Балластные цистерны включают цистерны главного балласта, предназначенные для погружения и всплытия, и цистерны вспомогательного балласта (уравнительная, дифферентная и быстрого погружения), регулирующие плавучесть подводной лодки. Заполнение балластных цистерн происходит самотеком через клапана или шпигаты с дистанционным управлением. Удаление балласта осуществляется подачей в цистерны сжатого воздуха, выхлопных газов дизелей или газов от сжигания пороха. Дифферент подводной лодки изменяется перекачкой воды в цистерны, расположенные в ее оконечностях. Специальные цистерны служат для замещения веса израсходованного боезапаса (ракет, торпед), топлива, провизии.

ЦИТАДЕЛЬ корабля - внутренний объем корабля (до 3/4 его длины) с жизненно важными его частями (машинные и котельные от деления, погреба боезапаса), защищенный броней от артиллерийских снарядов и авиабомб. Применялась на крупных кораблях броненосного флота, являлась элементом конструктивной за щиты корпуса корабля. По массе брони достигала 40 % водоизмещения корабля. Утратила свое значение с развитием ракетно-ядерного вооружения.

ЦУНАМИ - океанские волны большой длины (до 1500 км), возникающие в результате сдвига вверх или вниз протяженных участков дна при сильных подводных и прибрежных землетрясениях и, реже, вследствие вулканических извержений и других тектонических процессов. Период от 15 до 60 минут, скорость от 50 до 1000 км/ч, высота в области возникновения от 0,01 до 5 м, а у побережья 10 м и более (иногда до 50 м). Могут приводить к катастрофическим последствиям.

 

На сайте Компрессор-ресурс можно найти множество моделей компрессоров ABAC.