Военно-морской флот России

Морской словарь. Я

ЯДЕРНАЯ БОМБА - авиационная бомба с ядерным зарядом, вид ядерных боеприпасов. Впервые ядерные бомбы с тротиловым эквивалентом около 20 тысяч тонн были сброшены американской авиацией на японские города Хиросима и Нагасаки в августе 1945. Современные ядерные бомбы имеют тротиловый эквивалент от десятков до млн т. Носителями являются истребители, истребители-бомбардировщики и бомбардировщики. Для обеспечения безопасности самолета-носителя при бомбометании с малых высот ядерные бомбы снабжаются парашютами (тормозными устройствами).

ЯДЕРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ - раздел военной метеорологии, связанный с изучением распространения в атмосфере радиоактивных примесей (аэрозолей и газов), а также с использованием радиоактивных изотопов для изучения атмосферных процессов, особенно общей циркуляции атмосферы.

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА - совокупность устройств для получения тепловой, электрической или механической энергии в ходе управляемой ядерной реакции, осуществляемой в ядерном реакторе. Корабельные (судовые) ядерные энергетические установки наряду с одним или несколькими реакторами включают такие элементы, как парогенераторы, паровые турбины, приводимые ими в действие электрические генераторы, а также трубопроводы, насосы, другое вспомогательное оборудование. Безопасность личного состава обеспечивается применением биологической защиты и систем контроля за режимом работы ядерного реактора.

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ  - внутренняя энергия атомного ядра, связанная с движением и взаимодействием образующих ядро нуклонов (нейтронов и протонов). Выделяется в процессе радиоактивного распада или ядерных реакций деления и синтеза. Быстрое освобождение ядерной энергии приводит к ядерному взрыву, а контролируемое используется в ядерных энергетических установках.

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ - оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер  изотопов водорода (дейтерия и трития). Основные поражающие факторы ядерного оружия: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс. Ядерное оружие включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их к цели (носители) и средства управления. Иногда в зависимости от типа заряда употребляют более узкие понятия, например «термоядерное оружие», «нейтронное оружие» и т. п. Создание ядерных боеприпасов и применение ракет в качестве носителей (возникновение ракетно-ядерного оружия) оказало решающее влияние на все стороны военного дела.

ЯДЕРНЫЕ БОЕПРИПАСЫ - боеприпасы, содержащие ядерный заряд. К ним относятся ядерные боевые части ракет и торпед, ядерные бомбы, артиллерийские снаряды, мины (фугасы). Мощность ядерных боеприпасов характеризуется тротиловым эквивалентом, по величине которого ядерные боеприпасы подразделяются на 5 групп: сверхмалые (до 1 кт), малые (1-10 кт), средние (10-100 кт), крупные (100 кт-1 Мт) и сверхкрупные (свыше 1 Мт). Ядерные боеприпасы могут доставляться к цели с помощью ракет, крылатых ракет, торпед, самолетов, артиллерийских орудий или устанавливаться в грунте и под водой. В зависимости от мощности и средств доставки ядерные боеприпасы состоят на вооружении различных видов ВС и родов войск и могут применяться для решения тактических, оперативных и стратегических задач.

ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ - собирательное наименование частей, соединений и объединений, предназначенных для выполнения военных задач с применением ядерного оружия. Понятие «Ядерные силы» включает: воинские формирования, имеющие на вооружении различные носители соответствующих ядерных боеприпасов, а также необходимые средства управления. Основу ядерных сил составляют воинские формирования, способные применять ядерное оружие стратегического назначения.

ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ - процесс быстрого освобождения ядерной энергии в ограниченном объеме. Ядерный взрыв отличается чрезвычайно высокой концентрацией выделяющейся энергии, крайне малым (доли мкс) временем ее выделения, разнообразием поражающих факторов. Большая часть внутриядерной энергии выделяется в виде кинетической энергии продуктов ядерной реакции, нейтронного и гамма-излучения. Температура и давление в зоне ядерного взрыва достигают соответственно порядка 10 млн градусов и 100 млн МПа Различают воздушный, высотный, надводный, наземный, подводный и подземный ядерный взрыв.

ЯДЕРНЫЙ ЗАРЯД - устройство, в котором осуществляется взрывной процесс освобождения ядерной энергии. Ядерный заряд входят в состав ядерных боеприпасов и делятся на атомные, энергия взрыва которых обусловлена цепной ядерной реакцией деления, и термоядерные (устаревшее название  - водородные), энергия которых обусловлена термоядерными реакциями синтеза и реакциями деления. В атомных зарядах условия для развития взрывного процесса создаются путем перевода делящегося вещества в надкритическое состояние, в термоядерных зарядах  путем взрыва атомного заряда  инициатора.

ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР - устройство для осуществления и поддержания управляемой цепной ядерной реакции, в результате которой происходит контролируемое выделение ядерной энергии, главным образом в виде кинетической энергии ядер-осколков, которая в результате их торможения превращается в тепловую энергию. Из энергетических реакторов тепловая энергия отводится с помощью теплоносителя, протекающего через активную зону. Управление тепловыделением в ядерном реакторе осуществляется увеличением или уменьшением числа нейтронов, участвующих в реакции деления. На кораблях и судах обычно устанавливаются водо-водяные реакторы.

ЯДЕРНЫЙ УДАР - поражение объектов противника ядерными боеприпасами путем пуска ракет, торпед, бомбометания, стрельбы артиллерии, форма военных действий в ядерной войне. В зависимости от количества поражаемых объектов и применяемых для этого ядерных боеприпасов может быть одиночным, групповым и массированным.

ЯДРО - сплошной сферический снаряд для бросания из метательных машин и гладкоствольных артиллерийских орудий. В качестве снарядов для метательных машин каменные и свинцовые ядра применялись с древних времен. В гладкоствольной артиллерии различали ядра ударного действия, зажигательные и светящиеся (осветительные). Вышли из употребления с введением на вооружение нарезной артиллерии и продолговатых снарядов к ней.

ЯКОРНАЯ ВАХТА - особый вид дежурства, назначаемый для поддержания установленной боевой готовности корабля и обеспечения его внешней безопасности. Личный состав назначается на якорную вахту на сутки и несет ее в три смены.

ЯКОРНАЯ МИНА - морская мина, имеющая положительную плавучесть и удерживаемая на заданной глубине с помощью минрепа, соединяющего мину с лежащим на грунте якорем.

ЯКОРНАЯ ПОДУШКА - выступ на борту корабля, на котором лежит лапа убранного якоря, не втягивающегося в клюз

ЯКОРНАЯ СКОБА - скоба для соединения якоря с якорной цепью.

ЯКОРНАЯ СТОЯНКА  - бухта (залив), укрытая от волны и ветра, с глубинами, позволяющими стать кораблю (судну) на якорь. Место якорной стоянки должно постоянно контролироваться вахтенным офицером всеми возможными способами.

ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ  - цепной якорный канат длиной до 350 м. Состоит из отдельных кованых или сварных эллипсообразных звеньев, имеющих повышенную прочность и распорки (контрофорсы) в средней части, исключающие деформацию звена при растяжении якорной цепи. Изготовляются в виде отдельных отрезков (смычек) длиной по 23-27 м, которые затем соединяются между собой с помощью разъемных звеньев (звенья Кентера). Прочность цепи зависит от калибра цепи (диаметра стержня, образующего звено), конструкции звеньев и способа их изготовления. Якорные цепи выпускаются калибром от 13 до 100 мм и выдерживают нагрузку соответственно от 4,6 до 390 т. Для исключения перекручивания якорные цепи соединяются с якорем специальным звеном (вертлюгом). Свободный конец цепи закреплен в цепном ящике за киль с помощью быстроразъемного соединения (жвака-галса). Для отсчета длины вытравленной за борт цепи каждая смычка на соединении со смежной имеет отличит окраску или клетневку.

ЯКОРНОЕ МЕСТО - место, в котором отдан якорь корабля  (судна). Рекомендованные якорные места обозначаются на навигационных картах.

ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО  - комплекс механизмов и приспособлений для отдачи и подъема якорей, их крепления на корабле (судне) и удержания (крепления) якорной цепи при стоянке корабля на якоре. Состоит из становых якорей, вспомогательных якорей, якорных цепей, шпилей (брашпилей), клюзов, якорных стопоров и цепного ящика. Отдельные элементы якорного устройства (шпили, стопоры) используются также при швартовке корабля и частично при буксировке. Управление якорным устройством на современных кораблях (судах) может частично или полностью осуществляться с ходового мостика или из рубки.

ЯКОРНЫЕ ОГНИ  - для кораблей длиной менее 50 м - один белый огонь, видимый по горизонту на 360° на дальности не менее 2 миль (3,7 км), для кораблей длиной более 50 м  - два белых огня, видимых по горизонту на 360° на дальность 3 мили (5,5 км), причем носовой огонь должен быть выше кормового на 4,5 м.

ЯКОРНЫЙ КАНАТ  - гибкая связь (цепь или трос) между якорем и корпусом корабля (судна), с помощью которой якорь отдается и затем поднимается из воды.

ЯКОРНЫЙ   КЛЮЗ – стальная или чугунная труба, проложенная через палубу сквозь борта корабля в носовой части или через кормовую часть в диаметральной плоскости. Якорный клюз служит для пропускания якорной цепи при подъеме (отдаче) якоря.

ЯКОРНЫЙ СТОПОР - приспособление для крепления якорей в клюзе. По конструкции подразделяются на цепные и винтовые. Крепление якоря в клюзе осуществляется, как правило, двумя стопорами  цепным и винтовым, удерживающим якорь за его скобу или звенья якорной цепи.

ЯКОРЬ - устройство для  удержания корабля   (судна, плавучего средства)   на   месте.   Подразделяются   на судовые  и  специального назначения. Действие якоря основано на самозаглублении лап в грунт при попытке протащить его   по   дну.   Основными     характеристиками якоря служат  держащая сила  якоря  и удерживающая   сила   якоря.    Якоря появились с началом освоения  мореплавания: первые были  камнями, обвязанными  веревкой,   позже   к   камню стали  крепить деревянные лапы,  затем появилась «кошка» -   вертикальное  металлическое веретено с отходящими от него 3-4 лапами.  Одним из прототипов современных якорей был адмиралтейский  якорь. Современный якорь - конструкция различной  конфигурации,    без    штока,  состоящая  из массивного веретена с двумя поворотными  лапами. Масса якоря для корабля (судна) подбирается в зависимости от водоизмещения. Для плавучих маяков, доков, якорных бочек используются мертвые якоря.

«ЯКОРЬ К ОТДАЧЕ ИЗГОТОВИТЬ» - команда,   по   которой   назначенный по расписанию личный состав готовит   корабль    к    постановке    на якорь.

ЯКОРЬ ЛЕДОВЫЙ -  однолапный якорь массой 100-300 кг для зацепления за край щели или лунки, вырубленной во льду.

ЯКОРЬ МИНЫ - устройство, служащее для удержания мины на месте после ее постановки, имеет раз личные формы. В некоторых якорях мин расположены приборы и механизмы, обеспечивающие автоматическую установку мин на заданное углубление

ЯКОРЬ ПЛАВУЧИЙ - якорь для уменьшения сноса под действием ветра. Представляет собой парусиновый конус или   парус,   раскрепленный   на длинном древке,  плавающий за бортом.   Использовался на  малых и парусных   судах, в настоящее время  на   шлюпках   и   спортивных   судах.

ЯЛ (ялбот) - короткая широкая шлюпка с полными обводами и транцевым кормовым срезом. По числу весел разделяются на шести (шестерка), четырех (четверка) и двухвесельные (двойка)

ЯЛИК - простейшая 2-4 весельная шлюпка для небольших закрытых акваторий (озер, рек, заливов)

ЯРД  - единица длины принятая в английской системе мер. Ярд равен 3 футам = 36 дюймам = 91,44 см

ЯХТА - парусное, моторное или парусно-моторное судно предназначенное для спортивных или туристских целей. Парусные яхты делятся на крейсерские, рассчитанные на дальние плавания и гонки в открытом  море, гоночные и туристические (прогулочные)  для плавания   в   прибрежной   зоне.    По форме   корпуса   различают   килевые, мелкосидящие   с   выдвижным   килем (швертом)   и компромиссы, имеющие киль и  шверт.   Существуют двухкорпусные  яхты-катамараны   и   трехкорпусные   яхты-тримараны.    Яхты    бывают одно   и многомачтовые с различным парусным вооружением.

ЯЩИК  ВОЗДУШНЫЙ  - закрытый герметический   объем,   встраиваемый в   корпус   и   под   банки,   например,   спасательные   шлюпки для  придания  ей  большего запаса плавучести.