ЯДЕРНАЯ БОМБА -
авиационная бомба с ядерным зарядом, вид ядерных боеприпасов. Впервые
ядерные бомбы с тротиловым эквивалентом около 20 тысяч тонн были сброшены
американской авиацией на японские города Хиросима и Нагасаки в августе
1945. Современные ядерные бомбы имеют тротиловый эквивалент от десятков до млн т. Носителями являются истребители, истребители-бомбардировщики и
бомбардировщики. Для обеспечения безопасности самолета-носителя при
бомбометании с малых высот ядерные бомбы снабжаются парашютами (тормозными
устройствами).
ЯДЕРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ -
раздел военной метеорологии, связанный с изучением распространения в
атмосфере радиоактивных примесей (аэрозолей и газов), а также с
использованием радиоактивных изотопов для изучения атмосферных процессов,
особенно общей циркуляции атмосферы.
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
УСТАНОВКА - совокупность устройств для получения тепловой, электрической
или механической энергии в ходе управляемой ядерной реакции,
осуществляемой в ядерном реакторе. Корабельные (судовые) ядерные
энергетические установки наряду с одним или несколькими реакторами
включают такие элементы, как парогенераторы, паровые турбины, приводимые
ими в действие электрические генераторы, а также трубопроводы, насосы,
другое вспомогательное оборудование. Безопасность личного состава
обеспечивается применением биологической защиты и систем контроля за
режимом работы ядерного реактора.
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ -
внутренняя энергия атомного ядра, связанная с движением и взаимодействием
образующих ядро нуклонов (нейтронов и протонов). Выделяется в процессе
радиоактивного распада или ядерных реакций деления и синтеза. Быстрое
освобождение ядерной энергии приводит к ядерному взрыву, а контролируемое
используется в ядерных энергетических установках.
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ -
оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании
внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых
ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях
синтеза легких ядер изотопов водорода (дейтерия и трития). Основные
поражающие факторы ядерного оружия: ударная волна, световое излучение,
проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
Ядерное оружие включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их
к цели (носители) и средства управления. Иногда в зависимости от типа
заряда употребляют более узкие понятия, например «термоядерное оружие»,
«нейтронное оружие» и т. п. Создание ядерных боеприпасов и применение
ракет в качестве носителей (возникновение ракетно-ядерного оружия) оказало
решающее влияние на все стороны военного дела.
ЯДЕРНЫЕ БОЕПРИПАСЫ -
боеприпасы, содержащие ядерный заряд. К ним относятся ядерные боевые части
ракет и торпед, ядерные бомбы, артиллерийские снаряды, мины (фугасы).
Мощность ядерных боеприпасов характеризуется тротиловым эквивалентом, по
величине которого ядерные боеприпасы подразделяются на 5 групп: сверхмалые
(до 1 кт), малые (1-10 кт), средние (10-100 кт), крупные (100 кт-1 Мт) и
сверхкрупные (свыше 1 Мт). Ядерные боеприпасы могут доставляться к цели с
помощью ракет, крылатых ракет, торпед, самолетов, артиллерийских орудий
или устанавливаться в грунте и под водой. В зависимости от мощности и
средств доставки ядерные боеприпасы состоят на вооружении различных видов
ВС и родов войск и могут применяться для решения тактических, оперативных
и стратегических задач.
ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ -
собирательное наименование частей, соединений и объединений,
предназначенных для выполнения военных задач с применением ядерного
оружия. Понятие «Ядерные силы» включает: воинские формирования, имеющие на
вооружении различные носители соответствующих ядерных боеприпасов, а также
необходимые средства управления. Основу ядерных сил составляют воинские
формирования, способные применять ядерное оружие стратегического
назначения.
ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ - процесс быстрого освобождения ядерной энергии в ограниченном объеме.
Ядерный взрыв отличается чрезвычайно высокой концентрацией выделяющейся
энергии, крайне малым (доли мкс) временем ее выделения, разнообразием
поражающих факторов. Большая часть внутриядерной энергии выделяется в виде
кинетической энергии продуктов ядерной реакции, нейтронного и
гамма-излучения. Температура и давление в зоне ядерного взрыва достигают
соответственно порядка 10 млн градусов и 100 млн МПа Различают воздушный,
высотный, надводный, наземный, подводный и подземный ядерный взрыв.
ЯДЕРНЫЙ ЗАРЯД -
устройство, в котором осуществляется взрывной процесс освобождения ядерной
энергии. Ядерный заряд входят в состав ядерных боеприпасов и делятся на
атомные, энергия взрыва которых обусловлена цепной ядерной реакцией
деления, и термоядерные (устаревшее название - водородные), энергия
которых обусловлена термоядерными реакциями синтеза и реакциями деления. В
атомных зарядах условия для развития взрывного процесса создаются путем
перевода делящегося вещества в надкритическое состояние, в термоядерных
зарядах путем взрыва атомного заряда инициатора.
ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР -
устройство для осуществления и поддержания управляемой цепной ядерной
реакции, в результате которой происходит контролируемое выделение ядерной
энергии, главным образом в виде кинетической энергии ядер-осколков,
которая в результате их торможения превращается в тепловую энергию. Из
энергетических реакторов тепловая энергия отводится с помощью
теплоносителя, протекающего через активную зону. Управление
тепловыделением в ядерном реакторе осуществляется увеличением или
уменьшением числа нейтронов, участвующих в реакции деления. На кораблях и
судах обычно устанавливаются водо-водяные реакторы.
ЯДЕРНЫЙ УДАР -
поражение объектов противника ядерными боеприпасами путем пуска ракет,
торпед, бомбометания, стрельбы артиллерии, форма военных действий в
ядерной войне. В зависимости от количества поражаемых объектов и
применяемых для этого ядерных боеприпасов может быть одиночным, групповым
и массированным.
ЯДРО - сплошной
сферический снаряд для бросания из метательных машин и гладкоствольных
артиллерийских орудий. В качестве снарядов для метательных машин каменные
и свинцовые ядра применялись с древних времен. В гладкоствольной
артиллерии различали ядра ударного действия, зажигательные и светящиеся
(осветительные). Вышли из употребления с введением на вооружение нарезной
артиллерии и продолговатых снарядов к ней.
ЯКОРНАЯ ВАХТА - особый
вид дежурства, назначаемый для поддержания установленной боевой готовности
корабля и обеспечения его внешней безопасности. Личный состав назначается
на якорную вахту на сутки и несет ее в три смены.
ЯКОРНАЯ МИНА - морская
мина, имеющая положительную плавучесть и удерживаемая на заданной глубине
с помощью минрепа, соединяющего мину с лежащим на грунте якорем.
ЯКОРНАЯ ПОДУШКА -
выступ на борту корабля, на котором лежит лапа убранного якоря, не
втягивающегося в клюз
ЯКОРНАЯ СКОБА - скоба
для соединения якоря с якорной цепью.
ЯКОРНАЯ СТОЯНКА -
бухта (залив), укрытая от волны и ветра, с глубинами, позволяющими стать
кораблю (судну) на якорь. Место якорной стоянки должно постоянно
контролироваться вахтенным офицером всеми возможными способами.
ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ - цепной
якорный канат длиной до 350 м. Состоит из отдельных кованых или сварных эллипсообразных звеньев, имеющих повышенную прочность и распорки (контрофорсы)
в средней части, исключающие деформацию звена при растяжении якорной цепи.
Изготовляются в виде отдельных отрезков (смычек) длиной по 23-27 м,
которые затем соединяются между собой с помощью разъемных звеньев (звенья
Кентера). Прочность цепи зависит от калибра цепи (диаметра стержня,
образующего звено), конструкции звеньев и способа их изготовления. Якорные
цепи выпускаются калибром от 13 до 100 мм и выдерживают нагрузку
соответственно от 4,6 до 390 т. Для исключения перекручивания якорные цепи
соединяются с якорем специальным звеном (вертлюгом). Свободный конец цепи
закреплен в цепном ящике за киль с помощью быстроразъемного соединения (жвака-галса).
Для отсчета длины вытравленной за борт цепи каждая смычка на соединении со
смежной имеет отличит окраску или клетневку.
ЯКОРНОЕ МЕСТО - место,
в котором отдан якорь корабля (судна). Рекомендованные якорные места
обозначаются на навигационных картах.
ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО -
комплекс механизмов и приспособлений для отдачи и подъема якорей, их
крепления на корабле (судне) и удержания (крепления) якорной цепи при
стоянке корабля на якоре. Состоит из становых якорей, вспомогательных
якорей, якорных цепей, шпилей (брашпилей), клюзов, якорных стопоров и
цепного ящика. Отдельные элементы якорного устройства (шпили, стопоры)
используются также при швартовке корабля и частично при буксировке.
Управление якорным устройством на современных кораблях (судах) может
частично или полностью осуществляться с ходового мостика или из рубки.
ЯКОРНЫЕ ОГНИ - для
кораблей длиной менее 50 м - один белый огонь, видимый по горизонту на
360° на дальности не менее 2 миль (3,7 км), для кораблей длиной более 50
м - два белых огня, видимых по горизонту на 360° на дальность 3 мили (5,5
км), причем носовой огонь должен быть выше кормового на 4,5 м.
ЯКОРНЫЙ КАНАТ -
гибкая связь (цепь или трос) между якорем и корпусом корабля (судна), с
помощью которой якорь отдается и затем поднимается из воды.
ЯКОРНЫЙ КЛЮЗ – стальная или чугунная труба, проложенная
через палубу сквозь борта корабля в носовой части или через кормовую часть в диаметральной плоскости. Якорный клюз служит
для пропускания якорной цепи при подъеме (отдаче) якоря.
ЯКОРНЫЙ СТОПОР -
приспособление для крепления якорей в клюзе. По конструкции подразделяются
на цепные и винтовые. Крепление якоря в клюзе осуществляется, как правило,
двумя стопорами цепным и винтовым, удерживающим якорь за его скобу или
звенья якорной цепи.
ЯКОРЬ - устройство
для удержания корабля (судна, плавучего средства) на месте.
Подразделяются на судовые и специального назначения. Действие якоря
основано на самозаглублении лап в грунт при попытке протащить его по
дну. Основными характеристиками якоря служат держащая сила якоря
и удерживающая сила якоря. Якоря появились с началом освоения
мореплавания: первые были камнями, обвязанными веревкой, позже к
камню стали крепить деревянные лапы, затем появилась «кошка» -
вертикальное металлическое веретено с отходящими от него 3-4 лапами.
Одним из прототипов современных якорей был адмиралтейский якорь.
Современный якорь - конструкция различной конфигурации, без штока,
состоящая из массивного веретена с двумя поворотными лапами. Масса якоря
для корабля (судна) подбирается в зависимости от водоизмещения. Для
плавучих маяков, доков, якорных бочек используются мертвые якоря.
«ЯКОРЬ К ОТДАЧЕ
ИЗГОТОВИТЬ» - команда, по которой назначенный по расписанию личный
состав готовит корабль к постановке на якорь.
ЯКОРЬ ЛЕДОВЫЙ - однолапный якорь массой 100-300 кг для зацепления за край щели или лунки,
вырубленной во льду.
ЯКОРЬ МИНЫ -
устройство, служащее для удержания мины на месте после ее постановки,
имеет раз личные формы. В некоторых якорях мин расположены приборы и
механизмы, обеспечивающие автоматическую установку мин на заданное
углубление
ЯКОРЬ ПЛАВУЧИЙ -
якорь для уменьшения сноса под действием ветра. Представляет собой
парусиновый конус или парус, раскрепленный на длинном древке,
плавающий за бортом. Использовался на малых и парусных судах, в
настоящее время на шлюпках и спортивных судах.
ЯЛ (ялбот) - короткая широкая
шлюпка с полными обводами и транцевым кормовым срезом. По числу весел
разделяются на шести (шестерка), четырех (четверка) и двухвесельные
(двойка)
ЯЛИК - простейшая 2-4
весельная шлюпка для небольших закрытых акваторий (озер, рек, заливов)
ЯРД - единица длины
принятая в английской системе мер. Ярд равен 3 футам = 36 дюймам = 91,44
см
ЯХТА - парусное,
моторное или парусно-моторное судно предназначенное для спортивных или
туристских целей. Парусные яхты делятся на крейсерские, рассчитанные на дальние плавания и гонки в открытом море,
гоночные и туристические (прогулочные) для плавания в
прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые,
мелкосидящие с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие
киль и шверт. Существуют двухкорпусные яхты-катамараны и
трехкорпусные яхты-тримараны. Яхты бывают одно и многомачтовые с
различным парусным вооружением.
ЯЩИК ВОЗДУШНЫЙ - закрытый герметический объем, встраиваемый в корпус и под
банки, например, спасательные шлюпки для придания ей большего
запаса плавучести. |