Военно-морской флот России


8" (203-мм) пушки обр.1867 г.

Морское ведомство в 1863 году выдало Круппу заказ на 68 8" гладкоствольных стальных заряжаемых с дула орудий для батарейных броненосцев. Впоследствии заказ уменьшили до 48. (Одновременно и Военное ведомство заказало Круппу 60 таких же пушек.)

Первые 8" орудия были получены от Круппа в конце 1863 года, к концу 1864 года - еще 28, но на суда их не ставили.

В том же 1864 году 8" гладкоствольные пушки, как уже отделанные (длиной в 21 клб), так и болванки (длиной в 21,9 клб), было решено нарезать по “прусской” системе.

Первые четыре 8" нарезные пушки Крупп поставил в 1865 году и 26 - в 1866-м. В кампанию 1866 года ими вооружили фрегаты “Севастополь” - 9, “Ослябя”- 1; ПБ “Не тронь меня” - 17, монитор “Смерч” - 2. Всего в 1868 - 1869 годах ОСЗ нарезал 27 гладкоствольных 8" пушек Круппа, поставленных в 1864 году.

В 1865 году сухопутная артиллерия передала Морскому ведомству три 8" нескрепленные пушки Круппа (№ 83, 127 и 146).

Итого к 1870 году Морское ведомство имело: 8" нескрепленных пушек Круппа, переделанных из заряжаемых с дула,- 51 и одну пушку-образец, скрепленную кольцами, изготовленную также Крупном. Обуховских пушек на вооружении еще не было.

К скреплению 8" пушек Круппа ОСЗ приступил в 1870 году - по чертежам, полученным из Германии. Первая партия из 10 орудий в 21,9 клб поступила на завод в 1870 году, к началу навигации 1871 года все 10 пушек были готовы. Следующая партия из 10 орудий (5 в 21,9 клб и 5 в 21 клб) прибыла летом 1871 года. Работы осуществлялись ОСЗ при участии Ижорского завода в 1870 -1874 годах. Устройство канала и каморы при переделке осталось без изменений.

Первые две 8" нарезные нескрепленные пушки, изготовленные на Обуховском заводе, испытали в конце 1867-начале 1868 года. Первая разорвалась на 82-м, а вторая на 116-м выстреле. Больше таких орудий ОСЗ не выпускал.

В 1870 году Обуховский завод изготовил первую партию серийных 8" скрепленных пушек. Она состояла из 22 единиц, но на службу поступило всего 20 орудий (установлены на суда в кампанию 1871 года). Две пушки из этой партии оставили на полигоне для испытаний. Одна из них выдержала 1300 выстрелов. Пушка № 171 была переделана в 9" опытную пушку. Вторая серия пушек ОСЗ состояла из 15 орудий. Третья - выпускалась с 1874 года, когда АО МТК решило изготавливать орудия больших калибров без перевеса казенной части.

Всего к 1879 году во флоте насчитывалась 61 пушка, выпущенная Обуховским заводом. На 1889 год на вооружении находилось 90 8" пушек обр. 1867 г. Из них на БФ - 36 (на судах) и 40 (в запасе); на ЧФ -4 (на судах), 8 (в запасе); в Сибирской флотилии - 0 (на судах), 2 (в запасе). С 1884 по 1889 год 12 8" пушек обр. 1867 г. переделали в 8"/30 обр. 1877 г.

8" пушки обр. 1867 г. были установлены на плавбатареях “Первенец”, “Не тронь меня”, “Кремль”; броненосных фрегатах “Севастополь”, “Петропавловск”, “Князь Пожарский”, “Минин”, “Генерал-Адмирал”, “Герцог Эдинбургский”; на мониторе “Смерч”; на деревянных фрегатах “Ослябя”, “Александр Невский”, “Светлана”, “Дмитрий Донской”; корвете “Воин” и других кораблях.

Замки у 8" орудий делались клиновые, причем у пушек производства Круппа клинья были призматические, а у ОСЗ - цилиндрические. Переделанные орудия скреплялись 8 кольцами, а заново изготовленные- 10 кольцами.

Канал обычный - обр.1867 г., за исключением того, что у орудий Круппа камора - концентрическая, а у орудий ОСЗ - эксцентрическая, в результате чего к орудиям полагались разные снаряды. В кампанию 1876 года АО МТК распорядилось так, чтобы на одном корабле не было орудий одного калибра с концентрическими и эксцентрическими каморами.

Длина ствола у пушек, переделанных из гладкоствольных, составляла 4273/21 мм/клб, а остальных - 4445/21,9 мм/клб, соответственно длина канала - 3759/18,5 мм/клб и 3937/19,4 мм/ клб. Глубина нарезов у всех орудий 2,29 мм. Вес замка 401 кг. Вес нескрепленных орудий 7584 кг, скрепленных 9000 - 9200 кг.

Б/к 8" пушки обр. 1867 г. состоял в основном из снарядов обычного и закаленного чугуна с толстой и тонкой свинцовой оболочкой весом 73,7 - 84,8 кг. Длина снарядов равнялась 2,2 клб, в отдельных случаях 2,4 клб. Нормальное снаряжение снаряда обычного чугуна - 2,64 кг черного пороха.

В 1887 году были отстреляны снаряды обычного и закаленного чугуна с тремя медными поясками, вес снарядов 78,6 и 80,9 кг соответственно, длина 2,2 клб. Однако широкого распространения они не получили.

Первоначально для 8" нескрепленных пушек обр. 1867 г. заряд составлял 12,9 кг призматического пороха пл.1,69. Но после разрыва 11" пушки Круппа (29 сентября 1871 г.) заряд решили уменьшить до 10,2 кг, а ранее принятый употреблять “только в военное время и только по броненосцам”. Для 8" скрепленных пушек был принят заряд 14,3 кг ПП плотностью 1,69. Согласно морским таблицам стрельбы для заряда 10,2 кг дальность стрельбы снарядов со свинцовой оболочкой составляла 3704 м при V = 375 м/с и угле + 10°38', а для заряда 12,9 кг - 3704 м при V0= 421 м/с и угле + 9°6'. 

По сухопутным таблицам стрельбы дальность при заряде 10,2кг равнялась 5335 м при угле 19°27'. Баллистические данные скрепленных пушек с зарядом 14,3 кг ненамного отличались от нескрепленных. Так, для снаряда закаленного чугуна со свинцовой оболочкой весом 84,8 кг начальная скорость была 404 м/с, а для снаряда обыкновенного чугуна весом 73,7 кг- 431 м/с.

24 ноября 1876 года для 8" пушек обр.1867 г. ввели картечь в цинковых корпусах весом 60,6 кг. Картечь содержала 72 пули диаметром 49,5 мм, вес одной - 0,614 кг. Табличная дальность стрельбы картечью 640 м.

Восьмидюймовки устанавливались на верхней палубе и в нижнем деке (по тогдашней терминологии - на открытой и на закрытой батареях). По аналогии с гладкоствольными орудиями для них разработали два типа станков. Станки для открытых батарей были выше, имели больший угол возвышения, чем станки для закрытых батарей. Все станкидля 8" пушек обр.1867 г. снабжались компрессорами трения (струнными).

Первоначально 8" пушки обр.1867 г. устанавливались на деревянных станинах толщиной 203 мм. Подъемный механизм винтовой. Станок ставился на деревянную платформу, состоящую из двух продольных брусьев, связанных спереди деревянной подушкой, а посередине и сзади железными скобами. Платформа удерживалась у борта стрелой со штыром в порту. Поворот станка вместе с платформой производился поворотными талями и ганшпугами.

У станков для закрытых батарей угол снижения равнялся -1,5°, а угол возвышения от +5,5° до +6,5°, высота оси цапф 660 мм, длина станка 2330 мм, длина платформы 4267- 4572 мм, ширина платформы 1314 мм, вес станка 1228 кг, вес платформы 996 кг. У станков для открытых батарей угол снижения -6°...-7°, угол возвышения +25°...+30°, высота оси цапф 864 - 990 мм, длина станка 2438 мм, длина платформы 4276 - 4877мм, ширина 1314мм. Вес станка 1183 - 1646 кг, вес платформы 1308- 1529 кг.

В 1867 году Пестич спроектировал первый железный станок для 8" пушки обр.1867 г. для закрытых батарей, а несколько позже и его вариант для открытых батарей. Подъемный механизм у всех станков Пестича винтовой. У станков для закрытых батарей угол ВН -4°...+7°. Высота оси цапф 673 - 698 мм, длина станка 2159 - 2337 мм, длина платформы 3861 мм, ширина 1130 мм. Расстояние от палубы до нижнего пояска порта 610мм, высота порта в свету 914мм. Вес станка 1433 - 1687 кг, вес платформы 1916 - 2080 кг.

Для открытых батарей угол ВН -8°...+15°, высота оси цапф 839 мм, длина станка 2210 мм, длина платформы 4877 мм, ширина платформы 1130 мм. Расстояние от палубы до нижнего пояска порта 610 мм, высота порта в свету 864 мм, вес станка 1687 кг, вес платформы 2228 кг.

На базе станков Пестича были созданы железные станки “измененного чертежа” для фрегата “Светлана”. Они были спроектированы АО МТК в 1870 году в двух вариантах: для открытой и закрытой батарей.  Фрегат “Светлана” первоначально имел на вооружении 60-фн пушки № 2, а в 1870 году его перевооружили 8" пушками обр.1867 г. В закрытой батарее установили шесть таких орудий, а на открытой - четыре. В дальнейшем число 8" орудий на открытой батарее уменьшалось: в 1873 году их осталось только 2, а в 1875 году на верхней палубе были только 6" орудия обр.1867 г.

В закрытой батарее “Светланы” угол ВН составлял -5°...+10°, высота оси цапф 673 мм, длина станка 2261 мм, длина платформы 3861 мм, ширина платформы 1156 мм, расстояние от палубы до нижнего пояска порта 610 мм, высота порта в свету 890 мм. На открытой батарее - угол ВН -5°...+15°, высота оси цапф 825 мм, остальные параметры близки к станку Пестича.

Деревянные станки оказались слишком слабыми для 8" пушки обр.1867 г., железные станки Пестича тоже были недостаточно прочны, поэтому на вооружение приняли станки системы Скотта: высокий для открытых батарей и низкий для закрытых. В кампанию 1872 года на ПБ “Кремль” испытали два низких 8" станка Скотта, изготовленных в Санкт-Петербургском Адмиралтействе.

Станки Скотта были тяжелее и прочнее станков Пестича. Механизм вертикального наведения для высоких станков имел две зубчатые дуги, угол возвышения +12°, а у низких орудий угол возвышения +7°. Впервые в 8" станках ввели механизм горизонтального наведения системы передка посредством зубчатых шестерен (угол ГН 40°).

Высота оси цапф над рамой 660/483 мм, а над палубой 1105/914 мм. Длина станка 2254/2304 мм. Нормальная длина отката 1524 мм.

Станки Скотта оказались настолько прочными, что в 1888 году АО МТК решило приспособить гидравлический компрессор к его низкому варианту. В том же году станок Скотта для 8" пушки обр.1867 г., взятый с КР “Владимир Мономах”, был переделан Металлическим заводом. Приспособленный к станку гидравлический компрессор имел два цилиндра со штоками, расположенными снаружи платформенных брусьев. Компрессор рассчитывался на 8"/30 пушку. Прочие механизмы станка остались без изменений.

Стрельбы проводились в конце 1888 - начале 1889 года на Охтинской морской батарее из 8"/30 пушки.