Военно-морской флот России


12"/35 пушка

В русском флоте состояли на вооружении пушки изготовления заводов Круппа и Обуховского, имевшие ряд конструктивных отличий. 30 апреля 1886 года с фирмой Круппа был заключен контракт на шесть 12"/35 пушек.

Орудие состояло из толстой внутренней трубы, вставленной с натяжением в казенную часть составного ствола. На ствол надевалось три ряда скрепляющих колец. Затвор клиновой. Приводы затвора ручные. Вес окончательного варианта 56855 кг. 12"/35 пушка стала последней 12" пушкой нашего флота с цапфами и клиновым затвором.

К 1892 году на “Чесме” одна из 12"/35 пушек Круппа разгорелась, и ее заменили 12"/35 пушкой Обуховского завода.

В 1888 году Обуховский завод представил МТК чертеж 12"/ :35 пушки по типу 12"/35 пушки Круппа. В 1891 году прошла испытания первая 12"/35 пушка Обуховского завода. Вес пушки 55 692 кг. 12"/35 пушка ОСЗ отличалась от крупповской тем, что ее труба была вставлена прямо в кожух и имела более •- короткие скрепляющие кольца.

В 1891 году при стрельбе из 12"/35 обуховской пушки тяжелыми 155-кг снарядами в 3,5 клб обнаружили прогиб ствола. После этого было решено несколько коротких колец заменить цилиндрами длиной от 1524 до 3048 мм. Так, в 12"/35 пушках для БР “Наварин” длину скрепляющих цилиндров наружных 6-го и 5-го слоев увеличили на 1778 мм.

12"/35 пушки ОСЗ были установлены на броненосцах “Чесма” - 1, “Георгий Победоносец” - 6, “Наварин” - 4.

В 1905 - 1909 годах Морское ведомство настойчиво пыталось всучить ГАУ 12"/35 пушки, снятые с черноморских броненосцёв для установки на береговых батареях. ГАУ ответило, благодаря береговой обороны эти орудия боевой ценности не представляют. Скорострельность 12"/35 пушек к тому времени составляла 1 выстр. в 10 мин. Тем не менее Морское ведомство хранило в Севастопольском порту 11 годных 12"/35 пушек по крайней мере до 1917 года.

Длина ствола орудия 10 700/35,1 мм/клб, канала-9770/ 32 мм/клб. Число нарезов 68. Вес замка 1360- 1686 кг. Вес орудия 56 - 57 т.

В б/к 12"/35 пушек входили легкие снаряды весом 331,7 кг и длиной 2,6 - 2,8 клб и тяжелые весом 455 кг и длиной 4,2 клб. Легкие и тяжелые бронебойные снаряды изготавливались из стали, а фугасные - из обыкновенного чугуна.

Тяжелые фугасные снаряды обыкновенного чугуна весом 455 кг содержали 24,5 кг черного пороха. Ударная трубка французского типа. В 1887 году заказано 780 тяжелых снарядов.

Легкие фугасные снаряды обычного чугуна весом 331,7 кг содержали первоначально около 25 кг черного пороха, к началу века их стали снаряжать 156 кг пироксилина.

Для тяжелых снарядов был принят заряд 147,4 кг бурого пороха с V0 = 610 м/с; для легких 153 - 155 кг бурого пороха (в зависимости от сорта) с V0= 637 м/с. Дальность стрельбы при угле +6° 6039 м, при +15° 10614 м. Тем не менее таблицы стрельбы были составлены лишь до 7320 м.

5 июня 1893 года провели первое испытание пироколлоидного (бездымного) пороха из 12"/35 пушки. Вес заряда 102,4 кг, V= 786 м/с, давление в канале ствола 2535 атм.

В начале века к 12"/35 пушке приняли заряд бездымного пороха весом 68,8 кг, баллистические данные остались прежними.

12"/35 барбетные установки БР “Чесма” заказали МЗ 5 июня 1886 года. Первая установка прошла испытания в мае 1887 года. Осенью 1888 года все три установки собрали на “Чесме” в Севастополе. При испытаниях было обнаружено, что при повороте всех трех установок на один борт корабль получал крен в несколько градусов, при этом вращение установок становилось затруднительным.

Станки имели гидравлический компрессор, состоявший из двух цилиндров, заполненных оленафтом. При откате цилиндры оставались неподвижными. Самонакатывание происходило по раме с наклоном 6°, дополнительно устанавливался гидравлический накатник с двумя цилиндрами, заполненными водой. Подъемный механизм гидравлический, связанный с качающейся частью специальной тягой, кроме того, имелся резервный ручной подъемный механизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм состоял из двух гидравлических цилиндров с водой, штоки которых действовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной трубе.

Досылка снарядов производилась с помощью гидравлического телескопического прибойника.

Все гидравлические приводы работали от шести паровых помп, каждая из которых могла обслуживать любую установку.

Угол ВН -2°...+15°, угол ГН для носовых установок 214°, для кормовой - 280°. Скорость ГН 3 град/с (по проекту). Длина отката 991 мм. Диаметр платформы установки 8992 мм. Толщина верхнего прикрытия 38 мм. Вес установки без брони 146,16 т, с броней - 160 т.

12"/35 барбетные установки БР “Георгий Победоносец” заказали Путиловскому заводу 14 октября 1889 года. Станки по устройству были близки к установленным на “Чесме”, за исключением ряда механизмов. Так, например, гидравлический тормоз отката выполнял функции наката. Угол ВН -5°...+15°, угол ГН носовых установок 200°, кормовой - 270°. Скорость ГН 3 град/с (по проекту). Вес установки с броней около 160 т (по проекту).

12"/35 башенные установки БР “Наварим” спроектировала в Англии фирма Easton and Anderson. Проект был утвержден МТК в феврале 1891 года. Рабочую документацию разработал ОСЗ, который и изготовил обе установки. Первая прошла испытания в 1895 году.

В станках “Наварина”, в отличие от остальных 12"/35 станков, откат орудий производился по оси орудия, а не вдоль наклонных направляющих поворотной рамы. Тормоз отката гидравлический, он же выполнял функции накатника, при откате цилиндры тормоза были неподвижны. Досылка снарядов производилась под .углом +15° с помощью гидравлического телескопического прибойника. Приводы ВН и ГН гидравлические. ВН осуществлялось с помощью штока, шарнирно связанного с качающейся частью, а ГН - с помощью двух полиспастов с проволочными тросами.

Угол ВН -4°...+12,5°, угол ГН носовой башни 243°, кормовой - 214°. Скорость ГН носовой башни 4,6 град/с, кормовой - 3,5 град/с. Длина отката максимальная 711 мм. Диаметр башни 61 112 мм. Вес башни 169 041 кг. Скорострельность 1 выстрел за 2 мин 22 с.