Военно-морской флот России


356/52-мм пушка

356/52-мм пушки предназначались для вооружения линейных крейсеров типа “Измаил”. Первоначально Морское ведомство планировало заказать 76 356/52-мм орудии, из них 48 собирались поставить на крейсера, 24 - запасные к крейсерам и 4 - на морской полигон. 36 орудий было заказано заводу Виккерса в Англии и 40 - ОСЗ. 356/52-мм пушки МА не следует путать с 356/52 пушками Сухопутного ведомства (СА). В 1912 - 1914 годах ГАУ заказало ОСЗ 17 356/52-мм пушек СА, отличавшихся от морских большим весом и большим объемом каморы. До октября 1917 года из Англии поставили не менее 10 356/52-мм пушек, а ОСЗ не сдал ни одной. Полигонные испытания 356/52-мм пушек прошли в 1917 году на специальном полигонном станке Дурляхера. В 1922 году на ОСЗ хранилось 8 готовых пушек Виккерса и 7 недоделанных орудий ОСЗ, готовность 4 из них составляла 60%.

Заказ на первые четыре башенные установки для КР “Измаил” выдали Металлическому заводу в 1913 году. Работы по башням завод полностью прекратил 16 августа 1917 года, не сдав ни одной башни или хотя бы станка. Устройство 356/52-мм башен близко к устройству 305/52-мм башен. Интересным новшеством стало то, что основные э/д башни должны были работать на переменном трехфазном токе, а не на постоянном, как на всех кораблях дореволюционного флота.

Длина ствола составляла 18 490/52 мм/клб, нарезной части 14985 мм, число нарезов 84, крутизна их хода 30 клб, глубина нарезов 2,67 мм. Вес затвора 1,5 т. Вес ствола с затвором 82,0- 83,3 т.

Трехорудийная башенная установка: угол ВН -5°...+25°. Скорость ВН 3 град/с, скорость ГН 3 град/с. Длина отката около 1500 мм. Диаметр шарового погона 10 190 мм. Броня: лоб, бок и зад - 300 мм, крыша - 125 мм, качающийся щит - 50 мм. Вес качающейся части одного орудия 127,7 т, вращающейся части башни- 1210 т, вес всей башни 1390 т. Скорострель-ность 1,5- 2,5 выстр./мин. Б/к 80 выстрелов на ствол, из которых 60 для быстрой стрельбы и 20 - с перегрузкой. Башню обслуживало 18 двигателей переменного тока общей мощностью 510 л.с.

Полигонный станок, установленный на Ржевке, первоначально имел угол ВН 0°...+40°, но после модернизации в 30-х годах его довели до +60°. Угол ГН при малых углах возвышения 360°, а при больших 30°. Фактическая скорострельность - 1 выстрел за 6 - 7 мин. В годы войны полигонная установка на Ржевке вошла в состав 1-й батареи НИМАП и вела огонь по врагу.

В 20 - 30-х годах разработали несколько проектов использования 356/52-мм пушки - от морских мониторов до береговых установок. Но реализовали только один вариант - монтаж этих пушек (завода Виккерса) на железнодорожной установке ТМ-1-14: три из них были на Балтийском побережье и три - на Дальнем Востоке. Для замены орудий на ТМ-1-14 завод “Баррикады” перед войной спроектировал 356/52-мм орудия в скрепленном (ТПШ-01) и лейнированном варианте (ЛТПШ-01) и начал их изготовление,

Первоначально к 356/52-мм пушкам приняли снаряды весом 747,8 кг: бронебойный обр.1911 г. длиной 3,9 клб, В В - 20 кг и фугасный (полубронебойный) обр.1913 г. длиной 4,5 - 4,75 клб, ВВ - от 66 до 82 кг. В 1939 году - фугасный дальнобойный весом 512,5 кг, длиной 5,0 клб, ВВ - 88,2 кг, однако снарядов последнего типа из- готовили крайне мало.

Снаряды обр.1911 г. и обр. 1913 г. имели одинаковую баллистику: V= 731,5 м/с и дальность 23,2 км при +25° и 31,02 км при +50°. Вес заряда 203 кг пороха марки 356/52. Дальнобойный снаряд имел 1/д = 980 м/с и даль-

ность 34,86 км при +25° и 52,86 км при +50°. Вес заряда 230 кг пороха марки 305/52. К 22 июня 1941 года ВМФ располагал 633 бронебойными и 878 фугасными снарядами. За годы войны израсходовано 397 снарядов и получено 503 снаряда от промышленности.

356/52-мм пушки интенсивно использовались в опытах по сверхдальней стрельбе. Уже в июне 1921 года Пермский завод сдал первые 15 “комбинированных” снарядов. Так тогда назывались подкалиберные 356/203-мм снаряды. Однако стрельбы показали, что пологая нарезка 356/52-мм пушек рассчитана на тяжелые 747,8-кг снаряды, при стрельбе сверхлегкими и подкалиберными снарядами получалось большое рассеивание. Поэтому в 1934 - 1936 годах два 356/52-мм орудия были перестволены в 368-мм с более крутой нарезкой. Согласно таблице стрельбы 1937 года новые 368/220-мм подкалиберные снаряды должны были иметь V = 1390 м/с и дальность 120,5 км. Вес снаряда с поддоном 252,1 кг, вес “активного” снаряда 140 кг. 368-мм орудия предполагалось устанавливать на транспортеры ТМ-1-14. Однако из-за загруженности заводов другими заказами и отсутствия потенциальных целей после возвращения СССР Эстляндии и Курляндии перевооружение железнодорожных установок не состоялось.