Военно-морской флот России


100-мм универсальная палубная установка обр. 1940 г. Б-34

В связи с неудачными испытаниями Б-14 в октябре 1935 г. было принято решение о создании новой 100-мм морской зенитной пушки. Постановлением СТО от 13 марта 1936 г. № ОК-60СС заводу "Большевик" было поручено изготовить к 10 октября 1936 г. две опытные 100/50-мм зенитные установки Б-34 без силовой синхронной передачи.

Опытный образец Б-34 был изготовлен на заводе "Большевик" в середине 1937 г. и в августе 1937 г. начат его отстрел на НИАПе. Но согласно акту от 21 сентября 1937 г. этот образец был возвращен на завод для доработки. Полигонные испытания продолжились и вновь актом от 16 декабря 1938 г. установка отправлена на доработку. Испытания 1939 г. опять - таки завершились возвратом для внесения изменений.

Автор не располагает отчетами испытаний Б-34 на крейсерах пр. 26 и 26бис, но, очевидно, первые АУ Б-34 были в малобоеспособном состоянии. Приводов ССП, под которые она проектировалась, не было, и первые АУ ставили на крейсера вообще без электродвигателей.

В 1938 г. начались испытания свободных труб с глубокой нарезкой (1,5 мм), но опыты НИИ-13 с ними затянулись, в результате чего, в 1939 г. трубы для КР "Максим Горький" были изготовлены с мелкой нарезкой.

В связи с отсутствием в ПВО страны тяжелых зенитных орудий 19.05-29.07.1940 г. на Научно-исследовательском зенитном полигоне состоялись испытания АУ Б-34, целью которых было принятие её на вооружение в качестве стационарной зенитной установки сухопутных войск. Испытания показали, что полуавтоматика не была отлажена, затвор открывался только вручную, из 150 выстрелов зафиксировано 12 отказов. Досылатель периодически досылал не с первого броска, а его питание осуществлялось через внешний источник.

По заключению комиссии "система Б-34 не является достаточно отработанным образцом и не может быть рекомендована для вооружения Красной армии".
Тем не менее завод "Большевик" вел её валовое производство и к 1.01.1941 г. флоту было поставлено 42 АУ Б-34 (из них БФ - 12, ЧФ - 12, ТОФ -6, СФ - 6, Каспийской флотилии - 4).

В апреле-мае 1941 г. были проведены полигонные испытания первого образца АУ Б-34-У. АУ Б-34-У отличалась от Б-34 наличием пружинной полуавтоматики, вместо пневматической, а также рядом мелких конструктивных изменений в досылателе и спусковом устройстве.

В 1940 г. производство АУ Б-34 на заводе "Большевик" было прекращено и начата подготовка по производству на Кировском заводе улучшенного образца АУ Б-34-У. Однако, в связи с блокадой Ленинграда Кировский завод к производству Б-34-У так и не приступил и оно в дальнейшем было передано на завод № Л им. Ворошилова в г. Красноярск. В период с 1946 г. по 1950 г. завод № 4 изготовил 213 установок Б-34-У.

Изменения в конструкции Б-34-У не устраняли полностью его недостатки -ненадежность действия и частое выпадение патрона при его заряжании.

Оказались неудовлетворительными и почти не работали ручные установщики дистанционных трубок (РУТ). Из-за этого АУ Б-34-У выпускались и устанавливались без РУТов, что существенно снижало эффективность использования АУ при зенитных стрельбах.

В установках Б-34 и Б-34-У также не работала силовая сихронно-следящая передача - СССП и действовали только ручные приводы. В 1945-48 гг. ЦКБ-34 внесло ряд изменений в конструкцию Б-34-У с целью размещения ПУС "З.енит-42" и применения новой СССП типа МИСС-42. В название АУ ЦКБ-34 добавило буквы своего индекса - "СМ", таким образом был получен образец Б-34-УСМ. Опытная установка Б-34-УСМ в 1948 г. прошла полигонные испытания на Ржевке.

В 1949-1951 гг. заводом № 4 были изготовлены 41 АУ Б-34-УСМ, из которых 32 были установлены на СКР пр. 42 пр. 42 типа "Сокол", в 1953-54 гг. 6 АУ были установлены на КР "Киров" взамен Б-34.

В 1951 г. производство АУ Б-34-УСМ было передано заводу № 75 МОП в Юрге, который в 1951-52 гг. изготовил 30 установок Б-34-УСМ для береговых батарей. Кроме того, в 1952 г. завод № 75 изготовил 43 установки Б-34-УСМА для СКР пр. 50 и 52.
АУ Б-34-УСМА конструктивно ничем не отличалась от Б-34-УСМ и дополнительная буква "А" в индексе означала применение этих установок с ПУС "Сфе-ра-50".

Во 2-ой половине 1952 г. на заводе № 75 началась новая модернизация установки, которая в основном коснулась узла заряжания. С апреля по сентябрь (с перерывом) 1953 г. новая АУ проходила полигонные испытания на Ржевке. Вместе с АУ испытывался и новый РУТ. В новой АУ была t случена скорострельность 16-17 выстр/мин, вместо 10-12, полученных фактически на Б-34-УСМ.

С начала 1954 г. завод № 75 начал выпускать модернизированные установки Б-34-УСМ-1 и Б-34-УСМА-1.

По состоянию на 1 апреля 1954 г. модификации Б-34 получили следующие корабли:

Б-34-УСМ 8 СКР пр. 42 и КР "Киров", 35 АУ пошли на береговые батареи и склады.
Б-34-УСМА 23 СКР пр. 50 и одна СКР "Пурга" (пр. 52), и 10 АУ на береговые батареи.
Б-34-УСМ-1 на КР "Молотов" и 4 АУ на береговые батареи.
Б-34-УСМА-1 на 5 СКР пр. 50.

Кроме вышеперечисленных кораблей в разное время разные модификации Б-34 были установлены на СКР пр. 29. плавбазах пр. 310, канонерской лодке амурской флотилии "Красная Звезда" и других кораблях.

Ствол всех образцов Б-34 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор горизонтальный клиновой, механизм полуавтоматики первоначально пневматического действия, который впоследствии был сменен пружинным.