Военно-морской флот России


406-мм пушка Б-37

Для вооружения линкоров пр. 23 в КБ завода "Большевик" под руководством Е. Рудяка была спроектирована качающаяся часть Б-37. Разработку ствола вел М. Крупчатников, затвора с казенником и уравновешивающего механизма Г. Волосатое. Люлька с противооткатными механизмами разрабатывалась под руководством А. Толочкова в КБ ЛМЗ. Лейнер спроектирован в НИИ-13.

Для повышения живучести ствола было решено уменьшить начальную скорость снаряда с 870 до 830 м/с, дальность, соответственно уменьшалась с 49,8 до 45,5 км.

Для создания Б-37 использовались данные, полученные при испытаниях опытного затвора на заводе "Большевик" и отстрела на НИАПе опытного лейнера в 356/52-мм пушке, перестволенной в 305-мм. Были проведены расчеты двух вариантов нарезки в 25 и 30 клб. постоянной крутизны, а также разработаны два варианта ствола: скрепленный и лейнированный.

Первое орудие имело скрепленный ствол, части которого были изготовлены на заводе "Баррикады" с декабря 1937 г. по март 1939 г. Люлька со всеми механизмами качающейся части изготовлены Новокраматорским заводом.

ТТХ орудия Б-37 по первоначальному проекту

Вес снаряда, кг Начальная скорость, м/с Дальность стрельбы, км Угол ВН, град Давление в канале, кг/см2
1105 870 49,8 45 3200

Все остальные стволы были лейнированы. Так, лейнированный ствол № 2, прибывший на НИМАП для испытаний в конце 1940 г., по данным формуляра весил с казенником, лейнером и затвором 129200 кГ. Огонь по немцам в 1941-1944 гг. вело лейнированное орудие с полигонной установкой МП-10.

Проектированое и разработка рабочих чертежей снарядов осуществлены Ленинградским филиалом НИИ-24. Бронебойные и фугасные снаряды изготовлены заводом "Большевик", а фугас-но-практические - заводом "Красный профинтерн". Взрыватели спроектированы и изготовлены ЦКБ-22 НКБ. Пороха проектировались НИИ-6 НКБ.

Бронебойный снаряд по требованию ТТЗ должен был пробивать бортовую броню толщиной 406 мм под углом 25° от нормали на расстоянии 13,6 км.
С 6 июля по 2 октября 1940 г. из скрепленного ствола Б-37 с установки МП-10 было произведено 173 выстрела, из которых 17 усиленным зарядом. Для снаряда весом 1105 кГ был подобран заряд 310,4 кГ из пороха марки "406/50". Кроме того для Vo - 830 м/с испытывался заряд весом 299,5 кГ из пороха марки "356/52 1/39К".

Заключение комиссии по испытанию скрепленного ствола Б-37 гласило: "Скрепленный ствол Б-37 испытания на прочность выдержал. Живучесть ствола 150 выстрелов с уменьшением начальной скорости на 4,5% обеспечена. Следует ожидать живучесть 300 выстрелов при уменьшении начальной скорости на 10%. Кучность снарядов не обеспечена. По мнению комиссии, это явилось следствием неудовлетворительного качества пороха и ведущих поясков снаряда".

Комиссия рекомендовала для последующего изготовления принять лейнированный ствол, для которого внутреннее устройство выполнять по чертежам скрепленного ствола. Кроме того, рекомендовалось выдать задание на работы по увеличению начальной начальной скорости до 870 м/с, что допускалось конструкцией системы. Отмечалась неудовлетворительная прочность бронебойных снарядов.

Скрепленный ствол Б-37 состоял из внутренней трубы, 4 скрепляющих цилиндров. кожуха и казенника. Крепление казенника на ствол (впервые в отечественной артиллерии) осуществлялось не на резьбе, а шпильками и упорным кольцом. У лейнированного ствола замена лейнера производилась в условиях корабля, стоящего у стенки. Диаметр лейнера от 570 мм до 512 мм.

Затвор поршневой двухтактный с 3-ступенчатой нарезкой, открывался вверх и имел пневматический уравновешивающий механизм (в отличие от Б-27, где было грузовое уравновешивание). Приводы затвора от электродвигателя и вручную. Средства воспламенения -гальваническая трубка ГТК-2, ударная трубка УТ-36.

Пушка Б-37 была лучшим в мире образцом 406-мм орудия как среди серийных, так и опытных пушек второй мировой войны.