Военно-морской флот России


152-мм трехорудийные башенные установки МК-5 и МК-5 бис

Разработка башенной установки МК-5 с качающимися частями Б-38 была проведена КБ ЛМЗ. Предназначались они для крейсеров пр. 68.

КБ ЛМЗ предоставило технический проект 17 июля 1938 г. Изготовление башен МК-5 было начато на Старокраматорском машиностроительном заводе, но прервано войной. В 1946-1947 гг. в ЦКБ-34 были откорректированы чертежи башен МК-5 в соответствии с новым ТТЗ, утвержденным в марте 1946 г. Первая башня была закончена на ЛМЗ в первом квартале 1947 г. В том же году ЛМЗ сдал 4, а в следующем - 8 и в 1949 г. - 8. Сдачей 20-й башни производство МК-5 было завершено.

Первые 4 башни были установлены на крейсере "Чапаев", где они с 22 сентября 1949 г. по 16 мая 1950 г. прошли государственные испытания /и приказом ВММ от 9.08.1950 г. приняты на вооружение. Их получили пять крейсеров пр. 68-К "Чапаев", "Железняков". "Чкалов", "Фрунзе" и "Куйбышев".
ТТЗ на модернизацию 152-мм трехорудийной башни МК-5 было утверждено 14 марта 1946 г. Технический проект МК-5 бис был утвержден 23 сентября 1947 г.

Качающаяся часть Б-38 для МК-5 и МК-5 бис использовалась без изменений. Главные отличия МК-5 от МК-5 бис заключались в наличии дистанционного управления привода наведения и круговых подхватов (для предотвращения опрокидывания башен).

Изготовление головного образца МК-5 бис начато в соответствии с Постановлением СМ № 3250-1320с от 31.08.1948 г. (изготовлен в мае 1950 г.). Его заводские испытания проведены с 5 по 26 июня 1950 г. в цеху. Государственные испытания первых 4 башен были проведены в два этапа: с 1 октября 1951 г. пo 16 января 1952 г. и с 22 по 30апреля 1952 г. на КР "Свердлов". Башни приняты на вооружение одновременно с крейсером, жт утвержден 22.08.1952 г.

Валовое производство башен МК-5 бис велось на ЛМЗ с 1949 г. по 1955 г. включительно. Всего изготовлено 88 башен. С 22 августа 1952 г. по 6 октября 1955 г. в состав ВМФ было введено 14 крейсеров типа "Свердлов" пр. 68 бис, т.е. задействовано 42 башни МК-5 бис.

Досылка снарядов производилась с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору при помощи прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя. Полузаряды в камору досылались вручную. Снарядные элеваторы предназначались для подачи снарядов в боевое отделение из погребов. Каждая башня, кроме 4-й (кормовой), имела три нижних снарядных элеватора, расположенных в неподвижной части установки и три верхних элеватора, помещенных во вращающейся части установки. 4-я башня нижних элеваторов не имела, т.к. ее вращающаяся часть заканчивалась на уровне снарядного погреба. В нее снаряды из погреба загружались непосредственно в верхние элеваторы.

Стрельба из АУ МК-5 и МК-5 бис обеспечивалась ПУС "Молния-АУ-68" по данным центральной наводки от центрального (ЦАС-1) или резервного (РАС) автоматов стрельбы, а также автономно- от башенных автоматов стрельбы (БАС), которые сопрягались с установленными в каждой башне оптическими приборами и радиодальномером "Штаг-Б".

Система ПУС состояло из двух центральных и двух командно-дальномерных постов, а также двух резервных автоматов стрельбы и обеспечивала одновременную стрельбу по 4 целям, стрельбу по невидимым береговым целям и стрельбу в условиях качки до 20°.

Дистанция для ПУС измерялась с помощью носовой и кормовой РЛС "Залп", РЛС "Заря", РЛС "Риф" и четырех восьмиметровых дальномеров ДМ-8-1.

Резервная система измерения дистанции включала в себя РЛС "Штаг-Б", установленные во второй и третьей башнях, и дальномеры ДМ-8-2 в каждой башне.

Впоследствии центральный автомат стрельбы системы "Молния-АЦбис" был подключен к системе ПУС универсального калибра "Зенит-68бис", что позволило 152-мм пушкам крейсера вести огонь по воздушным целям дистанционными гранатами по данным системы ПУС "Зенит-68бис".

 
Разработка и согласование СТУ в Москве.