130-мм опытные двухорудийные универсальные башенные установки
ОКБ-172
130/50-мм картузные орудия с поршневым затвором были приняты на вооружение
для АУ Б-13, Б-2 ЛМ и Б-28 лишь за неимением лучшего.
Не говоря о том, что вследствие низкой скорострельности и предельного угла
возвышения +45 . эти АУ не могли бороться с авиацией (хотя и были изданы
наставления и таблицы зенитной стрельбы для этих орудий, но эффективность
зенитного огня из них практически была равна нулю). И уже в 1939 г. КБ завода
"Большевик" вместе с ОКБ-172 спроектировали 130-мм двухорудийную 130-мм
универсальную башенную установку Б-2-У с одноименной качающейся частью.
Б-2-У имела ствол длиной 55 клб со свободной трубой и горизонтальный клиновой
затвор с полуавтоматикой пружинного типа. Заряжание раздельно-гильзовое. Люлька
индивидуальная для каждого ствола. АУ стабилизировалась в горизонтальной
плоскости.
При массе снаряда 33,5 кг начальная скорость по проекту должна была составить
900 м/с, дальность стрельбы - 29 км и досягаемость по высоте - 13 км.
АУ Б-2-У предназначалась для проектируемых эсминцев пр. 40.
В 1940 г. началось изготовление опытного образца Б-2-У, но с началом войны
работы по проекту были прекращены. В 1945 г. ОКБ-172 разработало еще два проекта
130-мм двухорудийных универсальных установок БЛ-101 и БЛ-102 для эсминцев.
Основные их отличия в стволах. У БЛ-101 ствол длиной 60 клб. с гильзовым
заряжанием и начальной скоростью снаряда - 1000 м/с. дальностью стрельбы 32,5
км, потолком 23,5 км, а у БЛ-102 ствол с баллистикой Б-13 и картузным
заряжанием.
В 1946 г. ОКБ-172 разработало технический проект еще двух 130-мм
двухорудийных универсальных башенных установок Бл-109 и БЛ-110 . Различие между
ними было обусловлено тем. что БЛ-109 проектировалась для ЭМ и линейных
ледоколов типа "Сталин", а БЛ-110 для тяжелых крейсеров типа "Сталинград" пр. 82
и линкоров пр. 24. Соответственно, массы БЛ-109, БЛ-110 и БЛ-110А составляли 56
т.. 90 т. и 99 т.
Ствол обеих АУ состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор
клиновой горизонтальный, полуавтоматика копирного типа. Канал ствола и
баллистика те же, как и у СМ-2-1 (см. ниже). Угол ВН (-8°, +83°) скорости
наведения механизмов ВН и ГН (20 град./сек.) и скорострельность (15 выстр/мин)
делали установки эффективным средством для борьбы с воздушными целями.
Управление стрельбой предусматривалось от РЛС "Сириус Б".
В 1952-1954 гг. были проведены испытания опытных образцов БЛ-109 и БЛ-110, а
также изготовлена малая серия (6) АУ БЛ-109). Имелся проект установки БЛ-109 на
ЭМ пр. 30 бис, но для этого требовались доработки в конструкции эсминца, на что
не соглашалось Министерство судостроительной промышленности, и эсминцы пр. 30
бис пошли в серию с устаревшими АУ Б-2 ЛМ.
Проект 24 (линкор) так и остался на бумаге, а строительство крейсеров пр. 82
были прекращено весной 1953 г. В итоге работы по 130-мм универсальным АУ СКБ-172
прекратились, а само ОКБ вскоре перестало существовать. |