Военно-морской флот России


130-мм опытные двухорудийные универсальные башенные установки ОКБ-172

130/50-мм картузные орудия с поршневым затвором были приняты на вооружение для АУ Б-13, Б-2 ЛМ и Б-28 лишь за неимением лучшего.
Не говоря о том, что вследствие низкой скорострельности и предельного угла возвышения +45 . эти АУ не могли бороться с авиацией (хотя и были изданы наставления и таблицы зенитной стрельбы для этих орудий, но эффективность зенитного огня из них практически была равна нулю). И уже в 1939 г. КБ завода "Большевик" вместе с ОКБ-172 спроектировали 130-мм двухорудийную 130-мм универсальную башенную установку Б-2-У с одноименной качающейся частью.

Б-2-У имела ствол длиной 55 клб со свободной трубой и горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой пружинного типа. Заряжание раздельно-гильзовое. Люлька индивидуальная для каждого ствола. АУ стабилизировалась в горизонтальной плоскости.

При массе снаряда 33,5 кг начальная скорость по проекту должна была составить 900 м/с, дальность стрельбы - 29 км и досягаемость по высоте - 13 км.
АУ Б-2-У предназначалась для проектируемых эсминцев пр. 40.

В 1940 г. началось изготовление опытного образца Б-2-У, но с началом войны работы по проекту были прекращены. В 1945 г. ОКБ-172 разработало еще два проекта 130-мм двухорудийных универсальных установок БЛ-101 и БЛ-102 для эсминцев. Основные их отличия в стволах. У БЛ-101 ствол длиной 60 клб. с гильзовым заряжанием и начальной скоростью снаряда - 1000 м/с. дальностью стрельбы 32,5 км, потолком 23,5 км, а у БЛ-102 ствол с баллистикой Б-13 и картузным заряжанием.

В 1946 г. ОКБ-172 разработало технический проект еще двух 130-мм двухорудийных универсальных башенных установок Бл-109 и БЛ-110 . Различие между ними было обусловлено тем. что БЛ-109 проектировалась для ЭМ и линейных ледоколов типа "Сталин", а БЛ-110 для тяжелых крейсеров типа "Сталинград" пр. 82 и линкоров пр. 24. Соответственно, массы БЛ-109, БЛ-110 и БЛ-110А составляли 56 т.. 90 т. и 99 т.

Ствол обеих АУ состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный, полуавтоматика копирного типа. Канал ствола и баллистика те же, как и у СМ-2-1 (см. ниже). Угол ВН (-8°, +83°) скорости наведения механизмов ВН и ГН (20 град./сек.) и скорострельность (15 выстр/мин) делали установки эффективным средством для борьбы с воздушными целями. Управление стрельбой предусматривалось от РЛС "Сириус Б".

В 1952-1954 гг. были проведены испытания опытных образцов БЛ-109 и БЛ-110, а также изготовлена малая серия (6) АУ БЛ-109). Имелся проект установки БЛ-109 на ЭМ пр. 30 бис, но для этого требовались доработки в конструкции эсминца, на что не соглашалось Министерство судостроительной промышленности, и эсминцы пр. 30 бис пошли в серию с устаревшими АУ Б-2 ЛМ.

Проект 24 (линкор) так и остался на бумаге, а строительство крейсеров пр. 82 были прекращено весной 1953 г. В итоге работы по 130-мм универсальным АУ СКБ-172 прекратились, а само ОКБ вскоре перестало существовать.