45-мм автоматические палубные артиллерийские установки ПО
«Арсенал»
Опытный образец одноорудийной 45-мм установки СМ-21 был спроектирован МАЦКБ
на основании ТТЗ АУ ВМС, утвержденного 14.03.1946 г., и был изготовлен заводом N
614 (г. Саратов) в 1947— 1948 гг. Установка имела 45/78-мм автомат СМ-7 (вес
снаряда 1,41 кг, начальная скорость 1080 м/с, темп стрельбы 90 — 100 выстр./мин.).
СМ-21 предполагалось устанавливать на корабли ПЛО пр. 201. В ноябре 1949 г.
опытный образец проходил полигонные госиспытания, но к корабельным испытаниям
допущен не был, т.к. выявлены недостатки, требующие коренной конструктивной
переработки артсистемы. Среди них: низкий темп стрельбы, ненадежность обоймы,
большой вес, невозможность обслуживания прицела одним матросом.
В ноябре 1949 г. работы по созданию СМ-21 были переданы из МАЦКБ в КБ-7
(завод N 7 "Арсенал" г. Ленинград). Там автомат был основательно переработан и
получил индекс ЗИФ-21. Опытный образец ЗИФ-21 был изготовлен на заводе N 7 в
конце 1950 г.
С декабря 1951 г. по июль 1952 г. проводились сравнительные испытания трех
45-мм автоматов для ВМФ: ЗИФ-21 (КБ-7), МИК-1 (завод N 614, гл. конструктор
С.Гуренко) и 145-ПШ (ОКБ-16. конструктор О.Жирных).
По результатам этих испытаний лучшим был признан ЗИФ-21. Ими были оснащены
одноорудийные установки СМ-21-ЗИФ. Две СМ-21-ЗИФ были изготовлены на заводе N 7
в декабре 1952 г., а уже в январе 1953 г. их смонтировали на корабли пр. 201,
где они успешно прошли корабельные испытания в июне
— июле 1954 г. на Балтике. Приемный акт по Государственным корабельным
испытаниям утвержден 20.09.54 г.
Затем установка и прицел подверглись конструктивной доработке, и им были
присвоены индексы СМ-21 ЗИФ1 и АЗМ-45-1А. В результате всех проведенных
доработок вес АУ увеличился с 3500 до 3600 кг.
Производство СМ-21-ЗИФ и СМ-21-ЗИФ1 велось на заводе N 7 с 1951 г. АУ
устанавливались на кораблях пр. 201, 265, рейдовых тральщиках и др.
Переходя к многоствольным 45-мм зенитным автоматам, нельзя не отметить
попытку создания в конце 40-х годов палубных стабилизированных 45-мм спаренных
установок СМ-16и БЛ-133. Обе имели гиростабилизатор "Радиус" с дистанционным
управлением. Предельные углы +20° (СМ-16) и +25° (БЛ-133). У обоих ленточное
питание, дистанционное управление стрельбой и гидроприводы ВН и ГН. В СМ-16 было
помещено два 45-мм автомата СМ-7, а в БЛ-133 два автомата МИК-1.
Четыре спаренные установки СМ-16 вместе с БЛ-120были первоначально
установлены на ЭМ пр. 41 "Неустрашимый". Управление огнем было от ПУС МЗА по
данным РЛС "Фут-Б" или от местного поста. В дальнейшем СМ-16 на "Неустрашимом"
были заменены СМ-20-ЗИФ1. Официально на вооружение СМ-16 вообще не принималась.
Данных об установке БЛ-133 на кораблях нет. Позже отказались от стабилизации
морских артустановок (качка учитывалась в ПУС).
16 - 17 июля 1951 г. на совещании в ЦКБ-7 было решено переработать опытный
образец автомата ЗИФ-21 с целью применения его в четырехорудийной обстановке
"СМ-20-ЗИФ", автоматика и ствол которой ничем не отличались от СМ-21-ЗИФ1.
Питание обойменное, в обойме 4 патрона. После 50 выстрелов ствол охлаждался
забортной водой из судовой магистрали, для чего в затвор орудия вставляется
шланг со специальным наконечником. Стволы поворачиваются перпендикулярно к борту
и им придается небольшой угол возвышения (+15°).
Четыре 45-мм автомата установлены в одной люльке. Недостатком СМ-20-ЗИФ
явилась несинхронная работа автоматов. Когда два верхних автомата идут в откат,
два нижних накатываются, что вызывает вибрацию люльки и существенное рассеивание
снарядов.
Государственные испытания СМ-20-ЗИФ были проведены на ЭМ "Спокойный" (пр. 56,
заводской N 701) с вавгуста по 8 сентября и сЗ по 16 декабря 1955 г. в
Балтийском море, причем в декабре при волнении 4 — 5 баллов. АУ СМ-20-ЗИФ была
принята на вооружение приказом МО СССР N 0086 от 9.10.1957 г. (вместе с СМ-2).
Серийные 45-мм счетверенные установки на ЭМ "Неустрашимый" пр. 41 и 26 на ЭМ
пр. 56. Изготовление СМ-20-ЗИФ1 велось на заводе N 7.
На базе СМ-20-ЗИФ1 для крейсеров типа "Свердлов" пр. 68 бис в ЦКБ N 7 были
разработаны 45-мм счетверенные установки ЗИФ-68. Основное различие заключалось в
силовом оборудовании— двигатели СМ-20-ЗИФ1 работали на переменном трехфазном
токе 220 или 380 В. а ЗИФ-68 на постоянном токе 220 В.
ТТЗ на ЗИФ-68 утверждено 8 сентября 1952 г. Опытный образец был изготовлен на
заводе N 7 (ствол для опытного образца был изготовлен на заводе N 614), всего
было изготовлено и принято 30 установок, отправленных в 1955 г. на
судостроительные заводы. Они предназначались для крейсеров "Кронштадт", "Таллин",
"Кузьма Минин", "Архангельск" и "Адмирал Корнилов" (по 6 АУ). Кроме того,
рассматривался вопрос об установке ЗИФ-68 на крейсера проекта 26 бис.
Как известно, по приказанию Н.С.Хрущева достройка крейсеров пр. 68 бис была
прекращена. Прекратилось и производство установок ЗИФ-68. а изготовленные
отправлены на склады.
Кратко рассмотрим принципиальное устройство 45-мм автоматов,
сконструированных КБ завода N 7. Ствол автомата—моноблок, имеющий байонет для
соединения с казенником. На ствол надет и закреплен пружинный накатник.
Ствольная коробка состоит из казенника с прикрепленными к нему двумя щеками. На
казеннике и щеках размещены механизмы затвора, досылателя и др.
Затвор вертикальный клиновой. Открывание затвора при откате производится от
копира на люльке, а закрывание под действием закрывающей пружины. Конструкция
клина обеспечивает автоматический спуск ударника в момент полного закрывания
затвора.
Автоматика работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола.
Срабатывание элементов автоматики происходит за цикл отката — наката. Питание
обойменное. в обоймах четыре патрона. Стрельба может вестись очередями или
одиночными выстрелами.
Досылатель пружинного типа с реечно-шестеренчатым ускорителем. Досылатель
взводится при стрельбе от копира, установленного на люльке.
Охлаждение ствола во время стрельбы воздушное, в перерывах между стрельбами
ствол охлаждается забортной водой из шланга со специальным наконечником через
затвор пушки. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пружинный.
Наиболее существенным недостатком подобных 45-мм и 57-мм палубных установок
были: низкая скорострельность, ручная подача обойм, отсутствие непрерывного
водяного охлаждения и, соответственно, малая длина непрерывной очереди; не
обеспечена защита от волн, атмосферных осадков и воздействия оружия массового
поражения.
После проведения в АНИМИ в марте 1959 г. конференции "Развитие корабельной
автоматической артиллерии в свете современных требований при наличии зенитного
управляемого оружия", было решено вести работы только над 30-мм, 57-мм и 76,2-мм
морскими автоматами. Соответственно были прекращены работы над 45-мм автоматами. |