Военно-морской флот России


57-мм автоматические палубные установки ПО «Арсенал»

Разработка первых отечественных 57-мм морских автоматов была начата в 1946 г. в МАЦКБ, которым в 1946 — 1947 гг. для подводных лодок разработан технический проект и рабочие чертежи 57-мм двухорудийной АУ СМ-24. Три опытных образца СМ-24 были изготовлены на заводе N 4 (г. Красноярск). Заводские испытания первого образца прошли неудачно, и в октябре 1949 г. работы по СМ-24 были переданы на завод N 7 (г. Ленинград, сейчас ПО "Арсенал"). В январе 1950 г. КБ-7 приступило к переработке проекта и изготовлению новых чертежей, по которым в декабре 1950 г. завод N 7 изготовил опытный образец АУ СМ-24-ЗИФ.

В сентябре — октябре 1952 г. и в апреле — июне 1953 г. второй опытный образец двухорудийной 57-мм АУ СМ-24-ЗИФ прошел корабельные испытания на Черном море на ПЛ С-61 проекта 613. По результатам их СМ-24-ЗИФ была рекомендована к принятию на вооружение, что осуществлено приказом ГК ВМФ от 20 января 1955 г.

Серийное производство СМ-24-ЗИФ велось на заводе N 7 и, начиная с 26-й серийной установки, делалось в измененном варианте СМ-24-ЗИФ1. В дальнейшем СМ-24-ЗИФ1 изготавливались заводами N 7 "Большевик" (N 232). АУ СМ-24-ЗИФ и СМ-24-ЗИФ1 устанавливались на ПЛ пр. 611 и 613. С 1950 по 1.01.1955 г. завод № 7 изготовил 122 установки СМ-24-ЗИФ и СМ-24-ЗИФ1.

Автомат СМ-24-ЗИФ, как и последующие автоматы КБ N 7— ЗИФ-74, ЗИФ-75 и др., был устроен по схеме короткого отката ствола. Ствол-моноблок. Затвор вертикальный клиновой. Досылатель пружинный. Заряжание обойменное, по три патрона. Охлаждение ствола воздушное. В перерывах между стрельбой охлаждение осуществлялось прогоном забортной воды через канал ствола. Тормоз отката веретенного типа. Накатник пружинный. Оба автомата размещены в общей люльке.

АУ имела приводы ВН и ГН через УРС от общего электродвигателя, который был помещен в прочном корпусе подлодки. Вывод приводного вала от электродвигателя на АУ осуществлялся через специальное сальниковое устройство, которое постоянно пропускало воду на корабельных испытаниях.
Прежде чем перейти к другим 57-мм автоматам КБ-7, отметим и не пошедшие в серию некоторые установки конкурентов: одноорудийную 57-мм АУ СМ-15; 57-мм автомат МИК-2 (главный конструктор — С.Гуренко, завод N 614, скорострельность — 142 выстр./мин.); 57-мм спаренная установка К-1-54; 57-мм счетверенная установка К-1-55.

Отметим, что баллистика и патроны у всех 57-мм автоматов были одинаковы. Патрон морских автоматов унифицирован с патроном 57-мм автоматической пушки С-60. выпускавшейся в большом количестве для Советской Армии.

Вернемся теперь к 57-мм установкам КБ-7. Для спаренной 57-мм АУ ЗИФ-31 конструкторы взяли качающуюся частьот СМ-24-ЗИФ1 почти без изменений. В 1954 г. были проведены испытания опытных образцов ЗИФ-31 и ЗИФ-31Б. Государственные корабельные испытания ЗИФ-31 Б проведены на головном корабле пр. 561 с 30 ноября 1954 г. (с перерывами) до 15апреля 1955 г. Принята на вооружение приказом ГК ВМС от 28.02.1955 г.

На вооружении кораблей состояли следующие 57-мм двухорудийные установки: ЗИФ-31, ЗИФ-31С, ЗИФ-31Б и ЗИФ-31 БС. Двигатели ЗИФ-31 и ЗИФ-31 Б работали на переменном трехфазном токе 220 или 380 В, а ЗИФ-31С и ЗИФ-31БС на постоянном токе 220 В. АУ ЗИФ-31 и ЗИФ-31С имели дистанционное управление от радиолокационной системы управления "ФУТ-Б", а ЗИФ-31 Б и ЗИФ-31 БС не имели дистанционного управления и могли вести огонь только по прицелу АМЗ-57-2.

В период с 15 октября 1953 г. по 5 марта 1954 г. ЦКБ-7 в инициативном порядке разработало проект 57-мм автомата ЗИФ-74. Опытный образец его изготовлен заводом N 7, в декабре 1954 г. по 26 сентября 1955 г. прошел отладочно-заводские испытания в объеме 3555 выстрелов. На вооружение ЗИФ-74 не поступал, но на базе его были созданы две 57-мм АУ — одноорудийная ЗИФ-71 и счетверенная ЗИФ-75.

ТТЗ на ЗИФ-71 было утверждено 9.04.1955 г., а проектирование было начато Постановлением СМ N 483-294 от 12.03.1955 г. В апреле — ноябре 1955 г. ЦКБ-7 разработало эскизно-технический проект АУ, который утвержден 1 марта 1956 г. В сентябре 1956 г. ЦКБ-7 выпустило рабочие чертежи и техническую документацию, и с сентября 1956 г. по февраль 1957 г. завод N 7 изготовил опытный образец ЗИФ-71. Отладочные заводские испытания в объеме 1000 выстрелов прошли с 20 мая по 14 июня 1957 г., а полигонные, в объеме 4885 выстрелов — с 17 июля по 19 августа 1957 г. Государственные корабельные испытания ЗИФ-71 с ПУС "ФУТ-Б" были проведены на Черном море с 23 мая по 24 июня 1960 г. на головном ЭМ пр. 31 "Бесшумный" (зав. N 112) в объеме 1500 выстрелов, причем испытания АУ были совмещены с испытаниями эсминца. По результатам испытаний ЗИФ-71 была рекомендована к принятию на вооружение. Серийно изготовлялось на заводе N 7 с 1957 г. По состоянию на ноябрь 1960 г. было изготовлено 50 АУ для кораблей пр. 31 и 265А.

ТТЗ на АУ ЗИФ-75 были утверждены 14.05.1954 г. С октября по конец декабря 1954 г. ЦКБ-7 работало над эскизно-техническим проектом, утвержденным 3.03.1955 г. В декабре 1955 г. ЦКБ-7 завершило работы над рабочими чертежами, опытный образец ЗИФ-75 был изготовлен в январе — июле 1956 г. Отладочные испытания его прошли с 11 июля по 20 декабря 1956 г. в объеме 6097 выстрелов, а полигонные испытания показали, что кучность стрельбы без пламегасителя не выходит за требования ТТЗ, а момент веса пламегасителей существенно увеличивал продолжительность колебаний стволов от выстрелов. При снятии же пламегасителей увеличивалось воздействие дульной волны на расчет, поэтому было рекомендовано надевать шлемы. Работа всех 4 автоматов в отличие от СМ-20-ЗИФ1 — синхронная.

Государственные корабельные испытания ЗИФ-75 с ПУС "ФУТ-Б" в объеме 10686 выстрелов были проведены в ноябре — декабре 1958 г. на Черном море на ЭМ "Прозорливый" пр. 56 (зав. N 1210) одновременно с государственными испытаниями корабля. На Балтийском море испытания с ПУС "ФУТ-Б-56М" проходили на ЭМ "Неуловимый" (зав. N 765) с 25 ноября по 12 декабря 1958 г.

АУ ЗИФ-75 была принята на вооружение приказом МО СССР N 00179 от 19.12.1960 г. Изготовление серийных ЗИФ-75 велось на заводе N 7 с 1957 г. Установлены на 8 кораблях пр. 57 и4 пр. 56, а также на трех ЭМ пр. 30-БА, переданных Египту.

Принцип действия автомата тот же, что и у остальных 57-мм автоматов. Четыре ствола помещены в одной люльке, состоящей из двух сварных половин. Станок АУ был взят от 45-мм счетверенной АУ СМ-20-ЗИФ1. Механизмы наведения и спуска были унифицированы с СМ-20-ЗИФ1. так что при небольших переделках можно было устанавливать качающуюся часть ЗИФ-75 на станке СМ-20-ЗИФ1. Характерным внешним отличием ЗИФ-75 от СМ-20-ЗИФ1 является отсутствие пламегасителей на стволах.

Система дистанционного привода была создана на основе системы Д-20 в АУ СМ-20-ЗИФ. Гидропроводы Д-20 были форсированы по давлению, и системе был присвоен индекс Д20-75. Приводы АУ ЗИФ-75 могли работать как на постоянном (220 В), так и на переменном (220/380 В) токе. АУ ЗИФ-71 и ЗИФ-75 были последними в нашем флоте открытыми палубными 57-мм установками с ручной подачей и обойменным питанием.

 
http://holstprint.com.ua/ уникальный подарок или печать фото на холсте.