Военно-морской флот России

Аникин И.П. Из гардемарин в подводники.

6. Письма Александра Рогозина в дивизию подплава

Летом 1916г. после окончания штурманских классов для подводников приказом # 846 от 17 августа 1916г. по Дивизии подводных лодок "явившийся 16 сего августа 1916г. на вверенную мне дивизию мичман Рогозин ("крейсер "Рюрик") назначается на вакансию вахтенного начальника на подлодку "Пескарь" с откомандированием на подлодку "Пантера" (ГАВМФ, ф.507, д.68, л.11).

Подводная лодка, "Пескарь" являлась учебной подлодкой. Она была построена в 1904 г. по проекту американского инженера Голланда невским заводом в Петербурге. Вошла в состав учебного отряда подводного плавания, базирующегося в Либаве у транспорта "Хабаровск". Имела водоизмещение 105/122 т, мощность двигателей 160/70 л. с., скорость 8,5/6,0 узлов, дальность плавания 500/30 миль. Длина лодки - 20 м., ширина - 3,5 м., осадка - 2,9 м. Экипаж состоял из 3-х офицеров и 25 матросов. Вооружение - 1 трубчатый торпедный аппарат. Классы для офицеров и школа для обучения команд находились на транспорте "Хабаровск". Офицеры учились 10 мес., матросы и унтер-офицеры - 4-10 мес. В военное время сроки обучения подводников были сокращены до 6 мес. (1). С 1914г. штурманские классы были оборудованы на транспорте "Митава".

Особенностью службы на подводных лодках является ее нулевая плавучесть в подводном положении, поэтому незначительное поступление воды внутрь корпуса делает ее плавучесть отрицательной и лодка резко уходит в глубину. Погружение лодки ниже предельного уровня угрожает повреждением корпусу лодки, отсюда требуется обученность экипажа владением механизмами систем погружения. В военное время при обучении команд и офицеров, на "Пескаре" стало больше уделяться внимания торпедным стрельбам: если в 1912г. было сделано 20 торпедных выстрелов, то в 1914г. их было сделано 38. С началом войны сократилось время отведенное на практическую отработку приемов управления лодкой, если до войны на это отводилось 2-3 месяца, то с началом войны этот срок сократился до 1,5 месяцев. 30 сентября 1916г. приказом по Дивизии подводных лодок за ј1030 мичман Рогозин (п.л. "Пескарь") назначается на п.л. "Пантера" на вакансию вахтенного начальника. (ЦГАВМФ ф.507, д. 68, л.50).

Подводная лодка "Пантера" типа "Барс" была заказана заводу Ноблесснер в Ревеле в 1912г., спущена на воду в апреле 1916г., вступила в строй 5 августа 1916г. Имела длину 67,97м., ширину-4,47, осадку - 3,94м., водоизмещение 650/780 тонн, мощность двигателей 2(250/2(450 л.с., скорость -11,5/8,5 узлов, район плав.2500/30 миль; вооружение: торпедные аппараты - 8 трубчатых и 8 Джевецкого, артиллерия: 1-57 мм и 1 -37мм орудия, 1 пулемет, скорость погружения 3 мин., глубина погружения 50м.

9 октября 1916г. "Пантера" вышла из Ревеля в море. Это был первый боевой выход Рогозина на подводной лодке.

Южнее в порту Роггекюль лодку поджидала подлодка "Тигр", на которой вахтенным начальником служил друг А.И.Рогозина Чеслав Мациевский (По табелю комплектации подлодок типа "Барс" вахтенный начальник выполнял обязанности штурманского офицера) (ЦГАВМФ ф.507, д.71, л. 30).

До банки Харрилайд лодки шли в кильватерном строю, потом разошлись и пошли, каждая на свою позицию. На рассвете следующего дня командир "Пантеры", когда лодка находилась на перископной глубине, обнаружил неизвестную подлодку. Не желая быть увиденной, "Пантера" ушла на глубину. Позже выяснилось, что неизвестной подлодкой была п.л. "Тигр" и только твердое решение командира "Пантеры" не обнаруживать себя до встречи с крупными немецкими судами спасло "Тигр" от торпедной атаки. На следующий день был обнаружен караван немецких транспортов. Суда шли без опознавательных знаков. С 20 кабельтовых (2 мили) "Пантера" приготовилась атаковать конвой, но была замечена сторожевыми кораблями противника. Уклоняясь от тарана, лодка быстро погрузилась в воду. Через несколько часов, всплыв под перископ, в районе маяка Ландсорт лодка обнаружила большой караван судов. С расстояния 8 кабельтовых "Пантерой" был сделан залп из 3-х носовых торпедных аппаратов, после чего лодка сразу ушла на глубину. Через минуту по взрыву, раздавшемуся на поверхности, было определено, что торпеды достигли цели. Взрывной волной заклинило горизонтальные рули лодки, ударившись о грунт, "Пантера" всплыла. У нее была нарушена герметичность глушителей и повреждена кормовая цистерна.. Обнаружить лодку помешала туманная погода и она в надводном положении возвратилась на базу. По приходу выяснилось, что при атаке конвоя у м. Ландсорт были потоплены транспорт и канонерская лодка немцев. За этот удачный поход командир "Пантеры" ст. лейтенант Палицын досрочно был произведен в капитаны 2-го ранга, а некоторые члены команды представлены к боевым наградам. Однако среди них вахтенный начальник мичман Рогозин не значился. Причиной этого могла быть неудачная попытка ст. офицера лейтенанта Соколова, пришедшего на лодку одновременно с Рогозиным, управлять лодкой при следовании ее на базу. Рогозин, находясь в непосредственном подчинении ст. офицеру, следовал его указаниям и лодка в одном из проливов Рижского залива села на мель. За проявленную халатность лейтенант Соколов был переведен ст. офицером на п.л. "Рысь" (6) (ЦГАВМФ, ф.507, д. 68, л.44).

Командир "Пантеры" Г. Палицин - выходец из стародворянского сословия, тем не менее очень демократично относился к команде лодки. Он с гордостью называл их "мои герои". Как опытный специалист, он делился знаниями подводного дела с молодыми офицерами подводниками. От него Рогозин многое перенял из практики штурманского дела в подводном плавании. Немало практических советов получил он и от своего друга, старшего офицера подводной лодки "Тигр" лейтенанта Ч.Мациевского.

Командование Балтийским флотом, учитывая боевой стаж офицера Рогозина, начавшийся с 1914г, а также немалую роль штурмана "Пантеры" в ее успешном походе, повысило его в звании. Приказом ј1307 от 6 декабря 1916г. было объявлено по Дивизии подводного плавания: "Высочайшим приказом по флоту от 6 декабря 1916г. за № 1660 произведен в высший чин мичман Рогозин в лейтенанты по линии" (ЦГАВМФ, ф. 509, д. 71, л. 104).

Зимой 1916-17гг. Рогозин продолжает осваивать сложную технику нового подводного корабля. "Пантера" находилась в ремонте и стояла у стенки завода Ноблесснер. Рогозин вечера проводил в семейном кругу, делясь с женой новостями из жизни флота и политических событий в России. Ляля ждала второго ребенка и была рада присутствию мужа в семье. Конец зимы был ознаменован неожиданным событием, царь Николай 2 отрекся от престола. Опьяненные кажущейся свободой, команды подводных лодок с ликованием активно участвовали в демократических преобразованиях в Дивизии подводного плавания и на Балтийском флоте. В подводной дивизии, которой командовал контр-адмирал Вердеревский, и дивизионах создавались судовые комитеты. В судовой комитет 2-го дивизиона подв. лодок от "Пантеры" был избран машинный унтер-офицер 1ст. Я.Ипатов, от "Львицы" - матрос И.Костин, машинист. Как большинство офицеров на Балтийском флоте, Рогозин с недоумением принимал введение новых порядков на флоте, но подчинялся им, так как они выражали волю большинства матросов. Рогозин, понимая, что России нужен флот при любом правящем строе, продолжал усердно осваивать устройство "Пантеры" ее механизмы и вооружение. Особенно изучает сложную систему погружения и вентиляции подводных лодок типа "Барс", работу горизонтальных и вертикальных рулей. На заводе следит за переделкой устройств подъема перископов с гидравлической на электрическую.

В начале марта Ляля родила девочку, назвали Зоей. С прибавлением в семье, ответственность Рогозина за ее благополучие повысилась. С не меньшей ответственностью работает штурман Рогозин по приготовлению лодки к навигации 1917г. Неожиданное изменение по службе заставляет его перейти на подводную лодку "Львица". В приказе № 62 от 25марта 1917г. засвидетельствовано: "Лейтенант Рогозин (Дивизии п.л.) назначается и.д. старшего офицера п.л. "Львица" (ЦГАВИФ ф.507, д.71, л.112). "Львица" была однотипной с "Пантерой" подводной лодкой (типа "Барс"), что облегчало ознакомление с ней. Обе лодки входили во 2-й дивизион и стояли рядом у своей базы, транспорта "Европа", находящегося в довольно дряхлом состоянии. В минувшею году "Львица" сделала несколько боевых выходов в море. В последнем походе в октябре 1916г. лодка получила небольшие повреждения вертикального руля. Приход Рогозина совпал с окончанием зимнего ремонта, и лодка находилась в состоянии готовности выхода в море. Однако недокомплект офицеров и команды, составлявший 50% от штатного, снижал боевую готовность лодки. Командир "Львицы" лейтенант Яцынич, заболевший воспалением легких, лежал в госпитале. Инженер-механика мичмана Лежнева укусила бешеная собака и он ходил на уколы. На судне не было минера. Кроме Рогозина на лодке из офицеров находились лишь штурман мичман Гипиус (ЦГАВМФ, ф.507, д.68, л.64).

В начале 1917г. Германия начала неограниченную подводную войну против Англии на Северном море, сосредоточив большинство судов надводного флота в Балтийском море. С суши увеличилась угроза захвата Риги немцами. Ревель все чаще стал подвергаться бомбардировкам немецкой авиации. В условиях сложной внешней и внутренней обстановки Рогозин отправляет жену и детей в Саратов. В первую очередь для выполнения боевых заданий на "Львице" требовалось укомплектовать экипаж. В основном не хватало специалистов офицеров и унтер-офицеров. Часть недостающих унтер-офицеров была переведена, на "Львицу" с других подлодок в конце октября 1916г. В целом их недокомплект был пополнен за счет повышения званий матросам, прибывшим на "Львицу" учениками Учебного отряда подводного плавания в октябре 1916г. После сдачи экзаменов получили звания унтер-офицеров в апреле 1917г. 8 бывших учеников Учебного отряда подплава. При отсутствии практики новопроизведенные унтер-офицеры вряд ли могли быть опытными специалистами. Весной 1917г. на лодку прибыли 2 ученика (рулевые) и 1 гардемарин (сигнальщик). Что касается офицеров, то они прибыли на "Львицу" в конце мая (ЦГАВМФ, ф.507, д.71, л. 42, 58, 65, 66). Прослеживая движение личного состава подв. лодки "Львица" с августа 1916. по май 1917 гг., следует отметить, что за указанный период на лодке сменилось: командиров- 5 чел., старших офицеров- 3 человека, офицеров-специалистов- 6 чел., унтер-офицеров и матросов - 24 человека. Таким образом, смена по офицерскому составу равна 20%, по нижним чинам - 65%. По табелю комплектации на п.л. типа "Барс" число офицеров - 5 человек. Невзирая на нехватку специалистов на "Львице" согласно циркуляра № 506 от 25 ноября 1916г. предлагалось "при стоянке у базы иметь готовность для выходов (не менее 2 в неделю) с целью проверки действий команды при ходе под водой, зарядка и ход под дизелями в позиционном положении, постановке на грунт и выстрелы минами" (ЦГАВМФ, ф.507, д.68, л.97).

Несмотря на недокомплект офицеров, старший офицер лодки негласно выполнял обязанности командира "Львицы", с целью повышения боевой активности лодки и тренировки личного состава, в апреле и мае 1917г. совершает несколько самостоятельных выходов в море с погружениями при экипаже из 2-х офицеров и нехватке специалистов в команде.
Отправив семью в Саратов, Рогозин пишет туда в конце апреля:

"Милая и дорогая Лялюся! Дорогие Володя и Зоя!
Ну как вы добрались до Саратова, наверное ты порядочно измучилась. Усадил-то я вас прилично, но не думаю, что вы долго ехали вдвоем, наверное вам вскоре и ...спать не пришлось. Ну да раз уж заняли место, то не пришлось стоять хоть до Петрограда... там боюсь пришлось вам туго, если Поле (няне) не удалось достать билет на поезд прямого сообщения.. Теперь я думаю вы уже в Саратове и отдыхаете с дороги...
Работы сейчас у меня много. Все время беготня. Раньше я до 5-30 работал, теперь уделяю и после ужина время часов до девяти и больше. Был у Лежнева по случаю дня его рождения на обеде. Там я договорился, чтобы он для тебя снял комнату, хотя я не знаю твоего мнения, может быть оно теперь другое, чем до отъезда, если не снимут, то можно устроиться в гостинице.. Завтра я должен быть в Морском собрании на митинге. 1 мая в манифестации я вышел собственной персоной и довольно ясно меня можно различить. Вот куплю фотографию, пошлю свою карточку. Нового у меня нет, разве только каюта (на "Европе") у меня неважная. На вторую ночь проснулся от дождя, над самой моей койкой трещины, и потекло, всю койку как есть замочило... и получил сильный насморк и кашель. Сегодня немного легче. Ну как вел себя в дороге Володя и как Зоя, надеюсь ты опишешь подробно дорогу. Посему жду скорого письма, а пока целую всех вас крепко и горячо. Остаюсь любящий вас отец и муж. Шура."


Следующие письма в Саратов Рогозин писал в мае. В них будничное спокойствие о житейских делах чередуется с беспокойством о делах служебных, в частности о вверенной ему лодке.

"Милая и дорогая Лялюся, Зоя и Володя!
Большое спасибо тебе за письмецо.. В прошлом письме я тебе писал, что Лежнева укусила бешеная собака. А теперь командир схватил крупозное воспаление легких и я опять остался один, что называется и командир, и старший офицер, и вахтенный начальник, и механик. Страшно тяжело, тем более, что сейчас самое горячее время, надо лодку окончательно приготовить. Мне приходится не только лодку приготовлять, но и самому обучаться всему. Целыми днями занят. Сегодня вернулся, но и сейчас отдыха нет. До сих пор не могу ничего почитать. Сегодня в море проболтался до 11 часов.. Завтра рано надо вставать, почти каждый день в 8 утра выхожу, дел много... Были, правда, свободные дни, так Лежнева, была именинница, а вчера - Мациевский. Теперь еще прибавилась работа, надо ходить в госпиталь к командиру. Долго так продолжаться не может... Слава Богу, что Володе хорошо теперь, ему раздолье в Зининых игрушках рыться... Ну как дедушка доволен ли своим крестником, наверное тоже его сильно балует. Полмесяца прошло, через полмесяца, как условились, ты должна приехать. Боюсь тебе трудно будет выбраться оттуда, да и с детьми жалко расставаться. Теперь положение все меняется, ничего определенного нет, все выходит иначе, чем думали. Очень возможно, что мы здесь останемся на все лето. Тогда будет очень хорошо, как в прошлом году, ведь только в октябре начали уходить. Я думаю, что скоро выяснится, во всяком случае к числу 20-му. Надеюсь в этом месяце получить квартирные. Деньги тогда.. вышлю. Ты, наверное, сидишь без денег, только не пишешь. Я тебе пошлю все. Сколько понадобится возьмешь, остальные положи или на книжку, или открой счет на свое имя..."


В первом письме после отъезда жены в Саратов, Рогозин сетует, "и опять остался один". Этой фразой он напоминает жене, что ему уже приходилось одному решать вопросы за офицеров, списавшихся с лодки и за командира, когда у того сложились конфликтные отношения с командой "Львицы". В словах "так долго продолжатся не может" Рогозин выражает надежду, что судовой комитет "Львицы", избравший по воле команды Рогозина командиром лодки, получит согласие со стороны комитета Дивизии подплава и Рогозин будет утвержден командиром "Львицы". Однако комитет Дивизии не утвердил выбор команды "Львицы" и Рогозин, оставаясь старшим офицером, вынужден был ходить в госпиталь к командиру, чтобы выслушивать его распоряжения.

Вот последнее письмо Рогозина в Саратов от 27 мая 1917г.

"Милые и дорогие мои Лялюся, 3оя и Володя!
Как вы поживаете, отдохнули ли с дороги? Думаю завтра получить весточку из Саратова, считая что почта на сей раз будет исправна... Провожу время я однообразно, до 7 часов на службе, а дальше иду куда-нибудь, а больше сижу на месте.. Здесь еще повторно мы будем дней шесть, а потом уйдем на месяц в дальние края... Еще определенно не выяснили, что и как будет, как выясниться сообщу. Теперь работаем вовсю и мне даже некогда сходить к зубному врачу.. Не верится мне, что ты приедешь к августу.. Как устроилась с молоком Зое? Кормление сильно тебя истощает.. ты так измучилась здесь. Тебе надо поправляться, а то останешься... малокровной. Вот кончится война, поедем в другую страну подальше в теплый климат там и будем жить.. Как папа? Удалось ли ему вас устроить как он хотел... Думаю, что.. устроились сносно. У нас начинают постепенно эвакуировать жителей, сперва решили вывести сумасшедших и монастырские заведения..
Ну будьте счастливы, веселы, отдыхайте, набирайтесь сил и здоровья, не скучайте, если будет время, мне черкните,... а пока целую вас крепко и горячо. Любящий вас Ваш отец и муженек. Шурик.
Поцелуй папу, бабушку и прабабушку".


В этом письме заслуживает внимания фраза: "теперь работаем вовсю". Очевидно Рогозин имел ввиду работу полностью укомплектованной команды и вновь прибывших в конце мая офицеров. Приказом ј596 констатируется, что вновь назначенный на "Львицу" командир "ст. лейтенант Воробьев 21 мая секретные документы, деньги и все дела должности командира п.л. "Львица" принял и во временное командование вступил" (ЦГАВМФ, ф.507, д.71, л.65). С командиром на борт "Львицы" вступили еще 4 офицера, 23 мая на "Львицу" прибыл сигнальщик (гардемарин) 26 мая из учебного отряда подплава прибыли 2 ученика рулевых.

"2-го июня в 7 ч. 08 мин. утра "Львица" ушла направлением "вест" на позицию 2. Пропала без вести между 2-7 июня 1917г. при исполнении служебного долга" (ЦГАВМФ, ф.507, д.74, лл. 29, 83).

В составе экипажа "Львицы" по списку, приведенному ниже, числилось 7 офицеров, 1 гардемарин, 35 унтер-офицеров и 2 матроса.

1 Командир   Ст. лейтенант Борис Николаевич Воробьев
2 Ст. офицер   Лейтенант Александр Иванович Рогозин
3 Штурман. Офицер   Мичман Георгий Борисович Гиппиус
4 Инж. механик   Мичман Григорий Ожередов
5 Вахт. начальник   Подпоручик Василий Капитонович Куликов
6 Штурм. Офицер   Старший лейтенант Борис Петрович Сахаров
7 Стажер   Мичман Флавиан Владимирович Терентьев
8 Сигнальщик   Гардемарин Иван Иванович Омельянович
9 Рулевой боцман с 1911 г. службы   Иван Яковлевич Нестеров
10 Рулевой боцман с 1912 г. службы   Яков Иванович Пушкарев
11 Рулевой боцман с 1915 г. службы   Павел Иванович Савин
12 Рулевой боцман с 1915 г. службы   Ефим Харитонович Травкин
13 Рулевой с 1916 г. службы Унтер офицер Алексей Всеволодович Суворов
14 Рулевой с 1916 г. службы Унтер офицер Иван Павлович Лангин
15 Рулевой с 1916 г. службы Унтер офицер Степан Архипович Гриневич
16 Комендор с 1912 г. службы Унтер офицер Никон Михайлович Шигин
17 Комендор с 1915 г. службы Унтер офицер Николай Павлович Белогривов
18 Минер с 1908 г. службы Унтер офицер Павел Николаевич Лосменский
19 Электрик с 1911 г. службы Унтер офицер Степан Захарович Селезнев
20 Электрик с 1914 г. службы Унтер офицер Иосиф Афанасьевич Поплевко
21 Электрик с 1915 г. службы Унтер офицер Андрей Захарович Омельченко
22 Электрик с 1915 г. службы Унтер офицер Сергей Илларионович Лопухин
23 Электрик с 1915 г. службы Унтер офицер Тихон Сергеевич Спирин
24 Радиотелеграфист с 1915 г. службы Унтер офицер Михаил Филиппович Закройщиков
25 Моторист с 1910 г. службы Унтер офицер Гавриил Васильевич Мошкин
26 Моторист с 1911 г. службы Унтер офицер Тихон Потапович Погодаев
27 Машинист с 1912 г. службы Унтер офицер Иван Васильевич Бычков
28 Машинист с 1912 г. службы Унтер офицер Михаил Васильевич Обухов
29 Машинист с 1914 г. службы Унтер офицер Иван Петрович Костин
30 Моторист с 1916 г. службы Унтер офицер Михаил Васильевич Новожилов
31 Моторист с 1916 г. службы Унтер офицер Федор Александрович Соколов
32 Моторист с 1916 г. службы Унтер офицер Григорий Федорович Гатальски
33 Моторист с 1916 г. службы Унтер офицер Борис Савельевич Ульянов
34 Моторист с 1916 г. службы Унтер офицер Бернгардт Вабович Лехт
35 Моторист с 1916 г. службы Унтер офицер Харитон Гаврилович Егоров
36 Мин. Маш. с 1913 г. службы Унтер офицер Николай Фомич Тупицин
37 Мин. маш. с 1913 г. службы Унтер офицер Василий Алексеевич Аникин
38 Мин. маш. с 1914 г. службы Унтер офицер Николай Михайлович Елкин
39 Ст. электрик с 1903 г. запаса Унтер офицер Антон Антонович Слободзянок
40 Ст. электрик с 1903 г. запаса Унтер офицер Сергей Федорович Трутнев
41 Мин. маш. с 1912 г. службы Унтер офицер Петр Васильевич Борисов
42 Мин. маш. с 1915 г. службы Унтер офицер Семен Семенович Екимов
43 Мин. маш. с 1915 г. службы Унтер офицер Илья Васильевич Шмелев
44 Уч. рул. с 1917 г. службы матрос Яков Евлампьевич Логашихин
45 Уч. рул. с 1917 г. службы матрос Порфирий Иванович Романов

(ЦГАВМФ, ф.989, д.314, л.14).

В июне 1917 г. на транспорт "Европа" к которому швартовались подводные лодки 2-го дивизиона, прибыли вернувшиеся из отпуска и госпиталей бывшие члены команды "Львицы": моторист П.Л.Баранов, старший радиотелеграфист А.Я.Шопников и рулевой боцман Иван Васильевич Куприн приказом ј467 от 27 июня 1917 г. по Дивизии подводных лодок они переводятся на подводную лодку "Язь". На эту же лодку назначается инженером-механиком мичман Н.Лежнев. Через месяц, после выздоровления, приказом ј812 от 14 июля 1917 г. по Дивизии подводных лодок лейтенант Яцынич (бывший командир "Львицы" временно назначается командиром п.л. "Язь" с 20 июля с. г."

Подводная лодка "Язь" строилась в Ревеле на заводе Ноблесснер, но не была достроена. Осенью 1917 г. она вместе с другой недостроенной п.л. "Форель", была переведена в Петроград на Балтийский завод (1). Обе лодки относились к типу "Барс". После гибели "Львицы" вещи лейтенанта Рогозина находились на квартире и транспорте "Европа". Мичман Лежнев с 2-мя матросами с п.л. "Язь" в конце августа 1917 г. отправляет их в Саратов с сопроводительным письмом, врученным вместе с вещами Александре Владимировне (Ляле) Рогозиной в начале сентября 17 г.:

"Глубокоуважаемая Александра Владимировна!
Исполняя Вашу просьбу, посылаю Вам вещи из квартиры на Дачной улице, но чтобы вещи доставить в целости просил довести свою команду, которая сама предложила мне это сделать. Вещи сопровождают Куприн и Кухта (?). Я им дал 100 рублей. Дело в том, что вещи в дороге могут пропасть, а потому я и посылаю 2-х человек. Как получите вещи, будьте добры напишите мне и дайте письмо Куприну, он мне его доставит. Пока, желаю всего лучшего.
Уважающий Вас Н.Лежнев."


С полученными вещами мужа оборвалась связь Ляли Рогозиной с Балтийским флотом. Это была последняя весть от подводников - сослуживцев лейтенанта А.И.Рогозина.