Военно-морской флот России

Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989

"Альбатросы" на острове Врангеля

1926 год — год освоения восточного сектора Арктики. Для изучения островов Врангеля и Геральда была организована полярная экспедиция на пароходе «Ставрополь», который считался пригодным для плавания в северных водах. Экспедиции, кроме того, предстояло создать на острове Врангеля научную станцию и промысловый поселок.

Экипаж «Ставрополя» возглавил капитан П. Г. Миловзоров, а начальником зимовки был Г. А. Ушаков (он же уполномоченный Дальнекрайисполкома по управлению островами Врангеля и Геральда, человек недюжинных организаторских способностей). На борт парохода погрузили поплавковый «Юнкере-13» летчика О. А. Кальвицы, который предполагалось использовать для ведения ледовой разведки. «Ставрополю» повезло — выдался «неледовитый год»: в море не было толстого старого льда, а молодой ломало ветром и уносило к северу. 16 июня, согласно плану экспедиции, пароход вышел в рейс.

6 августа «Ставрополь» приблизился к острову Геральд, который был окружен довольно сплоченными льдами. Это не было неожиданностью для опытного капитана. Для разведки льдов пытались было использовать самолет, но из-за крупной зыби и тумана он не смог подняться. Обследовав границу льдов, «Ставрополь» повернул к северо-восточным берегам острова Врангеля. 8 августа «Ставрополь» вошел в сплошную полосу льда, через которую все-таки сумели пройти в удобную бухточку, защищенную от всех ветров.

9 августа началась разгрузка парохода. Гидросамолет сняли с палубы и на понтоне из двух корабельных шлюпок доставили в бухту Роджерса. Матросы помогли механику Ф. Ф. Леонгарду навесить крылья и «отгонять» мотор. Все было нормально. На следующий день О. А. Кальвица сделал пробный вылет. На высоте десять метров мотор неожиданно отказал. Пришлось сразу идти на посадку. В конце пробега левый поплавок задел за подводную часть крупной льдины, и самолет развернуло на нее — тут с треском разлетелся конец винта. Пробитый поплавок набрал воды и затонул, машина при этом легла крылом на воду.

Кальвица, Леонгард и десять моряков, стоя по пояс в воде, спинами подняли крыло, чтобы поставить самолет на понтон. Большими усилиями удалось вывести самолет на ближайшую отмель. Отто Кальвица отправил моряков на корабль отогреваться после ледяной купели, а сам он вместе с Леонгардом, немного отогревшись у костра и подсушив одежду, стал выяснять причину происшествия. Разобрав половину мотора, увидели прогоревший клапан, согнутый шатун и разбитую крышку клапанного механизма. Работы — на много дней, но главное — не было запасного винта! Самолет экспедиции был обречен на бездействие!

Прошло семь дней напряженнейшего труда. Мотор полностью перебрали, герметичность поплавка восстановили — можно летать, но где взять винт? А тем временем закончились выгрузка имущества и сборка домика для зимовщиков, и капитан Миловзоров не собирался задерживаться у этих неуютных берегов. И тут Кальвица нашел неожиданный выход: он собственноручно обрезал обе лопасти винта, выровнял их, отшлифовал, отбалансировал. Пробный полет был совершен в день окончания ремонта. Винт тряс, но тянул, и машина взлетела. На следующий день, когда в домике для полярников впервые затопили печь, Кальвица обратился к Ушакову: «Если веришь мне и Леонгарду, если не боишься, то можешь посмотреть на свой остров!». На что Ушаков ответил: «Если бы мне совсем не надо было смотреть на него, то я все равно бы полетел с тобой, Отто, только из уважения к тому, что вы с Леонгардом сделали! — Помолчав, он добавил — Но мне чертовски интересно посмотреть, каков остров с высоты птичьего полета!».

11 августа 1926 года первый советский «губернатор» острова Врангеля совершил полет над малодоступной горной страной, обрамленной кружевным поясом вечно дрейфующих льдов. Дважды Кальвица садился заправляться. Он облетел весь остров. Когда самолет садился последний раз, солнце спряталось за горами и дымчатая мгла стала затягивать ущелья. У Кальвицы еще хватило сил явиться к прощальному ужину в кают-компанию. При его появлении первым встал старый капитан Миловзоров, а вслед за ним и все остальные ... Моряки отдавали честь морскому летчику.

Создание советской колонии на острове Врангеля требовало постоянной связи с ней, поэтому в 1927 году была организована Северная воздушная экспедиция, перед которой стояли задачи:

— выяснение возможности установления «воздушного моста» между мысом Северным и островом Врангеля;

— изучение условий полетов от устья реки Лены до Иркутска.

Работа экспедиции была спланирована следующим образом: до мыса Северного пароходом доставляются самолеты, которые дальше летят к острову Врангеля, потом к устью Лены и дальше вверх по ее течению до Иркутска.

В этой экспедиции участвовало два гидросамолета: поплавковый «Юнкере-13» и летающая лодка «Савойя-16». Руководил воздушной частью экспедиции командир авиационного звена и пилот «Савойи» — морской летчик Э. М. Лухт, «Юнкере» пилотировал морской летчик Е. М. Кошелев. Организатором воздушной части экспедиции от Совторгфлота был назначен Г. Д. Красинский, обязанностями которого были проведение организационных мероприятий и связь с местными учреждениями по пути экспедиции. Обеспечение самолетов было возложено на капитана судна «Колыма» П. Г. Миловзорова.

14 июня «Колыма» встала на якорь неподалеку от чукотского селения на западной стороне мыса Северного.

Для выгрузки самолетов к пароходу пришвартовали большую льдину, на которой и приступили к их сборке. Первым собрали и спустили на воду «Юнкере», который сразу благополучно взлетел. Пока провозились с «Савойей», ветер нагнал лед. Пришлось ее поднимать на борт «Колымы» и идти в северо-восточном направлении, где была чистая вода.

Через некоторое время «Савойя» была спущена на воду, где ее поджидал «Юнкере». В полдень Э. М. Лухт дал условный знак, и Кошелев повел свою машину на взлет. Вслед за ним стала рулить и «Савойя», но от воды ей оторваться не удалось, поскольку машина была перегружена.

Кроме того, в лодке оказалась небольшая пробоина от льдины. Лухт выключил мотор, заделал пробоину, облегчил лодку, выгрузив 50 кг бензина. Стал заводить мотор, но тот не заводился: пусковое магнето оказалось залитым водой.

В конце концов магнето просушили, и мотор завелся, хотя и не на полную мощность. Самолет взлетел, когда чистая вода уже кончилась и впереди оказался огромный айсберг. И тогда Лухт отважился на рискованный трюк — на самолете, загруженном 500 кг бензина, «перепрыгнул» через ледяную гору высотой с многоэтажный дом. Вот что об этом рассказывал сам Э. М. Лухт:

«....Страшная льдина со стремительной быстротой мчалась навстречу самолету, и я, чтобы не врезаться в нее, взял самолет «горкой» ... Я слышал резкий толчок самолетного хвоста о лед, но пугаться было некогда; летчик переживает иногда в сотые доли секунды больше, чем иной человек за целый год ... Вслед за первой льдиной я увидел другую более высокую ... Еще раз этот же маневр ...И снова удача».

«Савойе» не удалось пробиться к острову Врангеля из-за густой темной облачности, сквозь которую нельзя было рассмотреть очертаний берега. Кошелев же благополучно пролетел над островами Врангеля и Геральда и вернулся к мысу Северному, где его тоже поджидал сюрприз — за время полета залив забился грудами мелкого битого льда ... Пришлось садиться на маленькое озерцо, находившееся в восьми километрах от парохода.

«Савойя» вылетела в полдень на следующий день и через два часа полета приводнилась в бухте Роджерса, где уже совершил посадку «Юнкере» Кошелева.

17 июля гидросамолеты вылетели обратно, и в тот же день были погружены на борт «Колымы», которая пошла к устью реки Лены.

5 августа «Колыма» прибыла в бухту Тикси, где ее должен был ждать караван, но оказалось, что суда еще не прибыли.

До 8 августа Кошелев и Лухт сделали разведывательный полет с целью ознакомления с местными условиями. В тот же день гидросамолеты стали работать по плану экспедиции: Кошелев направился прямо в Булун, а Лухт должен был разыскать ленский караван, сообщить ему о прибытии и местонахождении «Колымы» и после этого лететь вслед за Кошелевым.

Лухт долго искал караван судов среди пустынных островков в устье Лены, нашел его и через два часа полета совершил посадку в Булуне. Полет этот проходил в отвратительных условиях: сильный ветер, дождь со снегом, холод— это был первый полет на севере Сибири.

Всего воздушной экспедицией было пройдено 7300 км. Последние 240 км летчики пролетели над гористой местностью на гидросамолетах, не приспособленных для посадки на сушу. 27 августа экспедиция, организованная Осоавиахимом, благополучно закончила работу. Так была проложена воздушная трасса от устья Лены до Иркутска.