Военно-морской флот России

Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989

"Комсеверпуть-1"

Весной 1928 года Б. Г. Чухновский поставил вопрос о приобретении для ледовых разведок на Севере летающей лодки «Дорнье-Валь», но его предложение не было реализовано из-за недостатка валюты.

Еще в 1926 году для морской авиации в Италии было приобретено несколько таких лодок. Там они изготавливались немцами по своим чертежам и технологии, поскольку по условиям Версальского договора на своей территории Германия строить самолеты не могла. «Дорнье-Валь» оказалась прочной и надежной машиной. Плоское днище позволяло взлетать со льда и снега, а в случае надобности самолет мог садиться и на грунт. Он обладал хорошими мореходными качествами и мог выдерживать длительное пребывание в море.

Чухновского поддержала газета «Известия», напечатав его статью «Север Союза и самолет», в которой были изложены взгляды энтузиаста на ближайшее будущее Советской Арктики. Кроме того, первый советский полярный летчик получил поддержку Алексея Максимовича Горького.

С писателем морские летчики Б. Г. Чухновский и М. С. Бабушкин познакомились после завершения эпопеи по спасению погибшего дирижабля «Италия» 10 октября 1928 года, за день до отъезда Горького в Италию.

Несколько часов длилась встреча писателя с летчиками. Алексей Максимович интересовался жизнью народов Севера, превращением Северного морского пути в нормально действующую морскую магистраль, будущим советской Арктики. Эта живая заинтересованность Горького в будущем Севера и позволила Чухновскому обратиться к нему за помощью.

Произошло это уже в Сорренто. В феврале 1929 года Чухновский, будучи в Италии, несколько дней гостил у Горького. О многом они тогда говорили, в том числе и об экспедициях в Карском море и новом самолете, который бы позволил более эффективно проводить ледовую разведку для проводки судов по Северному морскому пути. И Алексей Максимович пообещал Чухновскому помочь Комсеверпути в приобретении такого самолета.

В апреле 1929 года командир эскадрильи Морских сил Балтийского моря Б. Г. Чухновский подал Наркому внешней торговли А. И. Микояну докладную записку о необходимости организовать ледовую разведку в Карском море для обеспечения проводки судов карских экспедиций и для освоения Северного морского пути. Для выполнения этих работ нужна была летающая лодка типа «Дорнье-Валь». Наша промышленность таких лодок еще не производила.

31 мая А. И. Микоян в Наркомвнешторге сообщил Чухновскому, что вопрос о выделении валюты в принципе решен, и скоро самолет будет у полярников.

При возвращении из Сорренто писатель первым делом спросил у Чухновского, получил ли тот самолет. О своих обещаниях Горький не забывал ...

И. М. Тройский, бывший в то время главным редактором «Известий», рассказывал:

«О проекте Чухновского каким-то образом узнал Сталин. Кто ему рассказал не знаю. Возможно, Куйбышев или Горький. Во всяком случае, во время одного из наших разговоров он завел разговор о Чухновском;

Сообщите Чухновскому: самолет мы ему дадим. Изучение Крайнего Севера дело важное. За его освоение мы скоро возьмемся. Там сосредоточены наши главные богатства. Освоим и Северный морской путь, построим и Северную железнодорожную магистраль. Все сделаем, все, но в свое время, а пока надо изучать Север и этому всемерно способствовать. А вас я прошу поддерживать таких людей, как Чухновский, Визе, Шмидт, Борисов, Воблый и Лавров, изучающих северные земли и моря. Это энтузиасты, некоторые из них фанатики. Но люди ценные, очень ценные».

Чухновский самолет получил. Первая летающая лодка на Севере получила конкретное название «Комсеверпуть-1». На борту ее появилось обозначение Н-1, положившее начало самолетам полярной авиации.

В 1929 году карские экспедиции по вывозу сибирских товаров проводились в более крупных масштабах, чем когда-либо раньше. Поэтому мощному ледоколу «Красин» был придан разведывательный самолет. Его экипажем командовал Борис Чухновский.

«Дорнье-Валь», нагруженный запасными частями, инструментом 20 июля вылетел из Севастополя. Он совершил перелет через Таганрог, Сталинград, Самару и Рыбинск в Архангельск, получая в местных отделениях общества Осоавиахим все необходимое снабжение и обслуживание.

28 июля машина прибыла в Архангельск. Экипаж быстро приготовился к разведке полярных льдов, чтобы ледокол мог наиболее легким и безопасным путем провести караваны с грузами.

Ледовая обстановка в том году была на редкость тяжелой. И отыскание среди льдов проходов было даже для опытных летчиков нелегким делом.

Три недели, летая над ледяными полями, Чухновский держал постоянную связь с ледоколами карской экспедиции. Многие полеты продолжительностью по пять— шесть часов были совершены гидросамолетом в очень тяжелых условиях.

19 августа, закончив работу в районе Югорского Шара, «Комсеверпуть-1» вылетел на восток к порту Диксон, и здесь Чухновского постигла неудача, к счастью, не имевшая серьезных последствий. В телеграмме, отправленной Чухновским замнаркомвоенмору С. С. Каменеву об этом «полярном приключении» было сказано так:

«...Тяжелое положение льдов и большие затруднения по проводу судов через Карское море заставили нас сделать четыре полета по пять и шесть часов над льдами Карского моря. Окончив эту задачу, 19-го в пятнадцать часов вылетели в Диксон. Во время обхода густого тумана у берегов Ямала на четвертом часу полета у самолета сломался вертикальный распределительный валик, но посадка на крупную зыбь с нагрузкой в три тонны прошла благополучно. Хорошо, что мотор не сдал над только что пройденным пятидесятимильном поясе битого льда. Радиосвязь прекратилась из-за заливших всю аппаратуру шестибалльных штормовых волн. 20-го в 13 часов радиосвязь была восстановлена. При утихшей погоде приступили к замене сломанного валика запасным, имевшимся в самолете. В 15 часов заметили на горизонте корабль и дали радиосигнал. Пошли на одном моторе навстречу. 21-го были подняты на борт парохода «Леонид Красин», направлявшегося в Енисей. Экипаж здоров. Высокие летные качества самолета целиком себя оправдали. Чухновский».

Не прошло и недели, и самолет Чухновского, сменив аварийный мотор, ушел на северо-восток от Диксона и открыл свыше ста неизвестных островов ...

Во время полетов 1929 года Борис Чухновский предложил ряд доработок, которые позволили улучшить «Дорнье-Валь» для работы в условиях Севера, что и было учтено при закупке очередных машин этого типа. Вот как сам Борис Чухновский формулировал эти задачи:

«В первую очередь надо усилить ледовый редан (днище) самолета, чтобы иметь возможность подниматься и спускаться на самолете не только на воду и снег, но и на лед. Необходимо, чтобы этот двухмоторный самолет при выходе из строя одного из моторов мог продолжать полет при втором действующем моторе».

По инициативе Чухновского было разработано приспособление, позволявшее в течение 10 секунд уменьшить количество бензина на 1150 литров, благодаря чему облегченный самолет приобретал возможность лететь и даже подниматься в воздух с одним мотором.

Следующие машины «Комсеверпуть-2» и «Комсеверпуть-3» уже были доработаны по предложениям Чухновского и внесли значительный вклад в освоение Арктики.