Военно-морской флот России

Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989

Полеты Василия Молокова

1935 год отмечен дальними полетами советских гидросамолетов. К самым замечательным из них следует отнести перелет морского летчика В. С. Молокова. В мае 1935 года он получил задание провести ледовую разведку в малоизученном районе Чукотского моря — северо-западнее острова Врангеля и в заливе Лонга. Маршрут проходил не по Арктическому побережью, а южнее, через Восточную Сибирь. Это было нужно, чтобы пройти по новой воздушной трассе — Красноярск—Якутск— Алдан—Колыма и уже от устья Колымы выйти к Северному Ледовитому океану. Для полета Молокову был выделен гидросамолет «Дорнье-Валь» СССР-Н-2.

Первый полет гидросамолета на расстояние 21 тыс. км вызвал большой интерес советской общественности. В Красноярске, где машину готовили к перелету, состоялся большой митинг. Такие митинги проводились везде, где садилась летающая лодка.

16 июля СССР-Н-2 стартовал. Вначале экипаж мучила жара: температура доходила до 35 градусов. После первой посадки самолет с трудом поднялся над Ангарой. Летающая лодка шла на высоте 100—150 метров. Чтобы набрать большую высоту, требовалось увеличить обороты двигателей, а этого делать было нельзя — вода в радиаторах почти кипела.

Такие же условия полета были и над Леной, где машину пришлось вести над водой на высоте 50 м, а порой снижаться до 5 м. Приходилось внимательно следить за прихотливыми изгибами реки. Уйти в сторону от воды — рискованно, самолет-то морской! Однако часть маршрута все-таки пришлось пройти над сушей. Жара сменилась густой облачностью и дождями. После остановки в городе Киренске и поселке Нюе СССР-Н-2 четыре часа летел через сплошную дождевую полосу. ... В Якутск летающая лодка прибыла 18 июля уже в сумерках. Молоков посадил машину, ориентируясь по отблескам огней города на воде.

После отдыха в Якутске 20 июля гидросамолет с большим трудом взлетел. Старт затруднили полный штиль и тридцатиградусная жара. Поднявшись в воздух, СССР-Н-2 минут двадцать кружил над городом, пытаясь набрать нужную высоту. Однако выше 100 метров машина не поднималась. Поэтому и пришлось лететь не напрямик через тундру, а по течению Лены. Затем гидросамолет повернул на реку Алдан, к поселку Крест Холджайы, от которого начиналась самая сложная часть маршрута — перелет через Верхоянский хребет на Колыму.

Отроги гор возникли перед гидросамолетом неожиданно, поскольку машина от Крест Холджайы шла в сплошной облачности и густом дыму от полыхавших в тундре пожаров. Столбы дыма поднимались до двух километров, затрудняли дыхание. Постепенно горы закрылись облаками. Молоков знал, что под ним горы, и посадка невозможна. Он поднял машину на предельную высоту — 4200 метров, облака были еще выше — до 5000 метров. Пришлось повернуть к Охотскому морю. Пролетая вдоль предгорий на высоте 3100 метров, в редких разрывах облаков увидели синий кусочек моря и сразу пошли на посадку. Через полчаса лодка перелетела в бухту Ногаево.

26 июля летающая лодка взлетела и взяла курс на Колыму. Почти три часа она летела над Яблоновым хребтом (рискованно, но двигатели не подвели). Вот и Колыма! Пошли на посадку в поселке Усть-Утином, где была возможность заправиться бензином.

28 июля гидросамолет достиг Нижнеколымска. Пройдена большая часть маршрута. Впереди — океан!

Выйдя к Восточно-Сибирскому морю, экипаж гидросамолета приступил к выполнению основного задания.

Надо было ознакомиться с состоянием льдов, характером их движения, направлением дрейфа и разведать полосы чистой воды.

Местом базирования СССР-Н-2 выбрали поселок Уэлен. Ледовую разведку вели в заданном секторе моря в районе острова Врангеля до 72 градусов 30 минут северной широты и 176 градусов западной долготы. В ясную погоду видимость достигала 250—300 км. Экипаж мог обследовать обширные площади, находить трещины и разводья чистой воды. Гидросамолет залетал в такие районы, где еще не бывали ни суда, ни самолеты.

17 августа, проводя обзор заданного участка, экипаж гидросамолета решил идти на поиск легендарной Земли Санникова. Герой Советского Союза генерал-майор авиации В. С. Молоков так вспоминал об этом эпизоде:

«Следуя на северо-запад от острова Врангеля, мы увидели вдали сквозь дымку синюю полоску воды, а за ней берега. Земля Санникова? Все заволновались, стали пристально всматриваться. Уже ясно виднелись долины и горы. Берем курс на эту землю. Но картина, так ясно представшая перед нами, вдруг постепенно стала тускнеть, и наконец совсем исчезла. Разочарованные, мы повернули назад. Никак не верилось, что это был мираж...»

Полностью выполнив задание, гидросамолет СССР-Н-2 благополучно завершил свой перелет в Дудинке.

Почти одновременно с Молоковым небо Арктики с востока на запад пересек самолет Леваневского, совершавший рейс из Лос-Анджелеса в Москву через Чукотку. Хотя этот полет непосредственно не был связан с изучением Крайнего Севера, тем не менее он стал заметной вехой в его воздушном покорении. Пилот С. А. Леваневский со штурманом В. И. Левченко летали на гидросамолете СССР-Н-208. Это была американская амфибия Валти V-JAS с двумя двигателями по 750 л. с. (551 кВт), моноплан-парасоль с крылом на пилоне и откосах, с убираемым в борта лодки шасси и салоном на 15 пассажиров. Летчики выполняли важное задание: прокладку прямой воздушной линии между США и СССР.

Когда прокладывалась транссибирская воздушная магистраль, советские летчики уже совершили первый перелет из СССР в США. Полетом руководил известный летчик С. А. Шестаков. В 1929 году он перелетел из Москвы в Петропавловск, а оттуда вдоль гряды Алеутских островов в Америку. Впоследствии освоением этой трассы занимались американские летчики, но неудачно. Трое из них — Пост, Эйелсон и Борланд — погибли, а Маттерн потерпел аварию.

Леваневскому предстояло выполнить очень трудную задачу. Он должен был изучить условия полета на трансконтинентальной линии, определить места посадочных площадок и баз снабжения горючим, установить возможность связи и т. д.

5 августа СССР-Н-208 стартовал из Лос-Анджелеса. Полет вдоль американского побережья проходил с посадками в Сан-Франциско, Сиэтле и Номе. Первая часть маршрута прошла в благоприятных условиях. Трудности поджидали над океаном. Однако Леваневский сумел провести свою машину почти в сплошной облачности и удачно приводнился в Уэлене. До бухты Тикси самолет летел над Арктическим побережьем с посадкой в бухте Амбарчик, где и произошла встреча с летающей лодкой Молокова. 30 августа самолет Леваневского прибыл в Жиганск, а 2 сентября в Красноярск, где закончилась «водная» часть маршрута. Поставив машину на колеса, Леваневский поднял ее в воздух и 13 сентября прибыл в Москву. Героев-летчиков встретили руководители Партии и Правительства.

Экипаж СССР-Н-208 был награжден орденами.

«Впервые в истории авиации охватываются одним полетом Калифорния, Орегон, Вашингтон, Канада, Аляска, Чукотка, Якутия, Сибирь, — писал об этом перелете Герой Советского Союза С. А. Леваневский. — И я счастлив, что эта задача решена советскими летчиками».

В следующем году морской летчик Герой Советского Союза В. С. Молоков совершил самый большой перелет в небе Севера на гидросамолете. Он пролетел над всей территорией Крайнего Севера и над трассой Северного морского пути от Берингова пролива до Белого моря. Протяженность перелета составляла 26 тыс. км. С Молоковым, на борту уже знакомой нам летающей лодки СССР-Н-2, летели штурман Алексей Ритсланд, механики Григорий Побежимов и Владимир Мишенков, начальник политуправления Главсевморпути С. А. Бергавинов, дра политработника и специальный корреспондент «Правды» Борис Горбатов.

Бергавинову и его помощникам предстояло проверить состояние зимовок, работу хозяйственных и партийных организаций, провести обмен партийных документов.

Этот перелет начался 22 июля. Погожим утром из Красноярска СССР-Н-2 поднялся в воздух и направился на Камчатку через Кежму, Усть-Кут и Якутск. 30 июля гидросамолет прибыл в порт Аян и в тот же день перелетел в порт Ногаево.

Следующий отрезок маршрута был в СССР-Н-2 «морским»: Петропавловск-на-Камчатке — Командорские острова—Майнгы—Пильгын—Анадырь.

От Ногаева маршрут Молокову был незнаком. Вначале летчик предполагал сразу долететь до Усть-Камчатска и оттуда идти на Уэлен. Но через Камчатский хребет перевалить не удалось — он был закрыт туманом. Пришлось идти вдоль побережья. Вот что о полете у мыса Лопатка писал сам летчик:

«Веду машину ... в десяти метрах от воды. Погода все время ухудшалась. Когда подошли к мысу, разыгрался сильный шторм. Видимость стала очень плохой — не больше двадцати метров.

Берега Камчатки высоки и обрывисты, но я различал их в дожде и тумане лишь по белой пене прибоя. Держу курс на Петропавловск, целиком надеясь на штурмана, Ритсланд по картам и приборам делает точный расчет. Получаю от него записку: «Сейчас будет Петропавловск». Но я не вижу никаких признаков города. А Ритсланд снова пишет: «Перед нами берег, здесь вход в бухту». Идти туда в кромешной тьме не решаюсь, опасаюсь наткнуться на берег. Единственный выход сесть в открытом море.

Волны вздымались высоко, и надо было рассчитать так, чтобы попасть на гребень. Ну ничего, сели. Ведя самолет с волны на волну, вхожу наконец в бухту. На берегу у причала уже собрались ожидающие нас представители городских организаций. Нас шумно приветствовали, выражали свой восторг и удивление, как мы смогли при такой погоде войти в бухту, когда на это не решались даже корабли».

Да, это был первый в истории авиации случай, когда через Авачинские ворота прошел по воде гидросамолет. Так закончил Молоков первый этап перелета.

Через несколько дней СССР-Н-2 стартовал из Петропавловска-на-Камчатке и направился к самому дальнему на Севере пункту Советского Союза — Уэлену. Отсюда начался второй этап перелета.

20 августа СССР-Н-2 пролетел над теми местами, где два года назад в зимних условиях проводилась работа по спасению челюскинцев. А дальше летающая лодка направилась точно на север на остров Врангеля и 22 августа села в бухте Роджерса. На шесте развевался красный флаг, поднятый десять лет назад Г. А. Ушаковым.

Все население высыпало для встречи гидросамолета Молокова.

Летчики бережно спустили с борта машины памятную доску с надписью: «Непартийному большевику, погибшему от руки убийц в зимовку 1934/1935 г. в борьбе за советские принципы освоения Арктики, доктору Вульфсону от ГУСМП и Политуправления». Доска была установлена в память о трагических событиях на острове, о которых подробно писал Лев Шейнин в своей книге «Записки следователя».

26 августа Молоков перелетел к бухте Амбарчик у устья Колымы. От этой бухты до Тикси предстояло пролететь 1300 км, причем на пути не было возможности пополнить запасы бензина. По этой причине лодка была загружена до предела и не смогла сразу взлететь. И тут Молоков нашел следующее решение:

«Всех спутников отправил в задний отсек, чтобы ниже опустить хвост и приподнять нос лодки из воды. Даю газ па полную мощность, а самолет все бежит и бежит по воде. По теории, если через минуту он не взлетит в воздух, то совсем не взлетит. Проходит минута, другая, третья ... Кто кого переупрямит я или машина? Нет, думаю, переборю ее, не может быть, чтобы не взлетела. И действительно, она все же подчинилась мне через три минуты двадцать секунд поднялась и медленно начала набирать высоту.

Только вышли на простор, как на нас обрушились сразу снег, дождь, встречный ветер. Так пробивались мы к Тикси почти десять часов. Наконец у берега видим самолетный ящик: три стенки, четвертая открыта, и словно в шутку прибита официальная табличка: «Аэропорт Тикси». Тиксинцы встретили нас приветливо».

Из Тикси СССР-Н-2 направился к Нордвику, где была очень удобная посадочная площадка. Машину поставили на якорь, и экипаж пошел отдыхать. В Нордвике пришлось задержаться: Молокову дали задание от Управления полярной авиации. Нужно было вылететь к Северной Земле на ледовую разведку для проводки судов. Это было весьма ответственное задание, так как через пролив Вилькицкого в эти дни шел караван судов, в составе которого были военные корабли. У берегов Северной Земли Молоков обнаружил чистую воду, что дало капитанам уверенность в возможности быстро пройти проливом Вилькицкого. Молоков указал путь ледоколам и, вернувшись за своими пассажирами, продолжил полет на запад.

Результаты этой разведки были высоко оценены теплой приветственной телеграммой О. Ю. Шмидта.

К Диксону гидросамолет подлетел светлой лунной ночью. Хорошо зная пологие берега острова, Молоков не опасался идти здесь на посадку. Однако оказалось, что Диксон закрыт туманом. Пришлось садиться в шхерах Минина. С трудом выбрав разводье между льдинами, Молоков посадил машину. За одну из льдин зацепились якорем. Но вскоре льды стали двигаться, и началось сжатие. Молоков сразу снялся с якоря и стал рулить между льдинами, благо были разводья. Только к рассвету самолет сумел подойти к одному из островков, у которого решили немного отдохнуть. Наладили радиостанцию и сообщили на Диксон, что на борту летающей лодки все в порядке.

Потом, уже на Диксоне, к Молокову обратились с просьбой: в море пропал самолет Ш-2. Пароход «Малыгин» искал этот самолет, но безуспешно. Вместо отдыха Молоков поднял свою машину на поиски «шаврушки». Три часа «утюжил» воздух, пока среди шхер и островков не обнаружили зелененький самолетик. С воздуха дали координаты Ш-2, и с острова к нему вышел катер.

9 сентября Молоков с Диксона вылетел к острову Вайгач, и благополучно приводнился в бухте Варнек. Отсюда он стартовал в Архангельск.

18 сентября летающая лодка вылетела из Архангельска в Москву.

Пока лодка летела, в Управлении полярной авиации кто-то решил, что Молоков не сможет на морском самолете сесть на Москву-реку. Обратились к И. В. Сталину, он в это время отдыхал в Крыму. Сталин ответил: «Если Молоков считает, что сможет сделать посадку, пусть летит».

В точно назначенное время, в 17.00 Василий Молоков посадил свой гидросамолет на спокойную воду Москвы-реки. Самолет подрулил к мостикам набережной. Экипаж встречали члены правительства — В. М. Молотов, А. А. Андреев, К. Е. Ворошилов и другие, друзья-летчики.

Успешный перелет Молокова был своеобразным экзаменом для советских моторостроителей, создавших двигатель М-17, которым была оснащена летающая лодка. Постановлением ЦИК СССР экипаж СССР-Н-2 был награжден орденами. По заслуге и честь!

Этот перелет наглядно показал, что для летающих лодок практически нет недоступных мест на побережьях нашей необъятной Родины.